Интеллектуальная собственность / информационные технологии

Комментарии в сми

ноябрь 2017

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
14.11.2017 - 18:30
Интернет-сайт как главный инструмент онлайн-ритейла представила Екатерина Смирнова на Международном форуме по розничной торговле Retail is Detail
08.11.2017 - 21:00
Об информационных технологиях в сфере охраны здоровья рассуждала Екатерина Смирнова на конференции «Медицинский бизнес. Российский и зарубежный опыт» газеты «Ведомости»
20.09.2017 - 06:45
О правовых аспектах в сфере информационной безопасности рассуждали Екатерина Смирнова и Дмитрий Салмин на круглом столе Деловой Ассоциации Network Северо-Запад
13.09.2017 - 18:30
Екатерина Смирнова выступила членом жюри и наградила победителей Конкурса инновационных проектов в сфере недвижимости Good Innovations
15.06.2017 - 16:00
Дмитрий Некрестьянов и Екатерина Смирнова выступили на конференции «Архитектура, Закон и Бизнес: поиск баланса»
02.06.2017 - 17:00
Пошаговое руководство по управлению и защите интеллектуальной собственности в IT-компаниях разработали юристы «Качкин и Партнеры»
24.04.2017 - 03:00
Как архитектору защитить свой проект, пояснила Екатерина Смирнова на VI биеннале «Архитектура Петербурга»
29.03.2017 - 03:00
Состоялось выступление Екатерины Смирновой на круглом столе «Защита авторских прав в дизайне» в рамках Международной строительно-интерьерной выставки Batimat
16.02.2017 - 03:00
Екатерина Смирнова выступила в качестве спикера конференции «Архитектурное проектирование: нетипичное типовое»
01.12.2016 - 03:00
Проблему свободного использования произведений в сети «Интернет» обозначил Максим Али на конференции по актуальным проблемам права интеллектуальной собственности

Страницы

Регфорум, 01.11.2017
«Дело «Кукушки»: «Первый канал» против «Музыкального права»
Вести – Санкт-Петербург, 29.10.2017
«Правительству дано поручение разработать законы для цифровых денег. Кто и как сегодня использует криптовалюту?»
Telecom Daily, 16.10.2017
«Telegram получил первый штраф от ФСБ»
DP.ru, 13.10.2017
«ДП» попробовал купить в Интернете водку и таблетки — товары, торговля которыми в Сети запрещена»
Регфорум, 11.10.2017
«Страхование на случай риска в киберпространстве»
Деловой Петербург, 02.10.2017
«Льготы для техно»
Комммерсантъ – Санкт-Петербург, приложение «Экономика региона», 19.09.2017
«Оцифровка интеллектуальной собственности»
Telecom Daily, 14.08.2017
«Dell осталась должна по «налогу на болванки»
Право.ру, 27.07.2017
«Топ-10 самых интересных споров по интеллектуальной собственности за полгода»
Новая адвокатская газета, 25.07.2017
«В целях развития инновационной экономики»

Страницы

12.07.2017 - 16:15
Новые налоговые льготы в сфере интеллектуальной собственности
03.04.2017 - 03:00
Правительство РФ установило дополнительные требования к «отечественному» программному обеспечению
30.03.2017 - 03:00
Режиссеры получат эксклюзивные права на живое исполнение своих спектаклей
13.02.2017 - 03:00
Новая ответственность за неисполнение обязанности заблокировать сайт
28.06.2016 - 00:00
Предоставление субсидий из федерального бюджета в целях компенсации расходов на зарубежное патентование российских разработок
03.03.2016 - 00:00
Какие проблемы могут возникнуть у правообладателей ПО из-за «закона о новостных агрегаторах»
19.02.2016 - 00:00
Опубликован проект поправок об обязательном претензионном порядке споров в сфере интеллектуальной собственности
22.10.2015 - 00:00
Решения Федеральной налоговой службы будут основанием для блокировки онлайн-казино
10.09.2015 - 00:00
ФАС разъяснила, какая информация в Интернете является рекламой
16.07.2015 - 00:00
Принят «Закон о праве граждан на забвение»

Страницы

23.08.2017 - 18:30
Новое в регулировании: принят закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»
скачать (pdf, 140kb)
15.02.2017 - 03:00
Новое в регулировании: ужесточение ответственности за обработку персональных данных
скачать (pdf, 99kb)
20.07.2016 - 00:00
Новое в регулировании: новые правила для проектировщиков и архитекторов
скачать (pdf, 115kb)
03.07.2015 - 00:00
Новое в регулировании: импортозамещение программного обеспечения
скачать (pdf, 78kb)
26.03.2014 - 00:00
Законодательство: поправки в четвертую часть Гражданского кодекса, касающиеся интеллектуальных прав и прав на средства индивидуализации
скачать (pdf, 669kb)
28.07.2011 - 00:00
Новое в регулировании: юридические лица и предприниматели должны сообщать о своих электронных кошельках
скачать (pdf, 838kb)
Комплексная правовая поддержка взаимоотношений российского подразделения компании SUBWAY с франчайзи в России
Защита прав IT-компании на служебные объекты интеллектуальной собственности
Консультирование по вопросу законности функционирования интернет-агрегатора по поиску жилья
Лицензионный договор о предоставлении права использования полезной модели с аргентинской компанией Explosivos Tecnológicos Argentinos
Досудебная защита интересов клиента в споре с нарушителями прав на фотографии
Правовая поддержка крупного российского Интернет-сервиса по продвижению мероприятий в процессе регистрации товарных знаков
Защита авторских прав клиента в споре с рок-группой «Сплин»
Юридическая поддержка при заключении договоров франчайзинга
Юридическая очистка рынка от нарушителей исключительного права на товарный знак сети гипермаркетов Карусель
Защита интересов клиента в споре с нарушителем прав на коммерческое обозначение

Страницы

06.02.2017 - 03:00
Альманах «Архитектурные сезоны» 2017
30.12.2016 - 03:00
Вестник Арбитражного суда Московского округа № 4 2016
24.11.2016 - 03:00
Строительный эксперт, 24.11.2016
04.10.2016 - 00:00
Legal Insight N 08 (54), 04.10.2016
02.09.2016 - 00:00
Корпоративный юрист N 09 сентябрь, 01.09.2016
01.09.2016 - 00:00
Журнал Суда по интеллектуальным правам, сентябрь 2016
29.08.2016 - 00:00
Закон N 08 август 2016, 29.08.2016
20.07.2016 - 00:00
BUYBRAND Inform, 20.07.2016
11.07.2016 - 00:00
Патенты и лицензии. Интеллектуальные права № 7 2016
18.04.2016 - 00:00
Архитектурный Петербург № 2 (39) апрель 2016, 18.04.2016

Страницы

17.02.2016 - 00:00
Персональные данные – ключевые вопросы
26.05.2015 - 00:00
Объемы контрафакта и способы противодействия ему
28.06.2017 - 04:30
Интернет-Апокалипсис сегодня
28.06.2017 - 04:15
Обзор дел в сфере интеллектуальной собственности за первую половину 2017 года
20.03.2017 - 03:00
Как наказать нарушителя, укравшего контент в интернете
21.02.2017 - 03:00
Доведет ли оскорбительное мнение до суда? // Комментарий к пункту 20 Обзора практики ВС РФ от 16.02.2017 г.
14.12.2016 - 03:00
Долгожданное Постановление КС РФ от 13.12.2016 о возможности снижения размера компенсации за нарушение интеллектуальных прав. Разбираемся что к чему
20.07.2016 - 00:00
Что изменит закон Яровой в практике интернет-бизнеса
15.07.2016 - 00:00
Какая ответственность предусмотрена за несохранение сообщений интернет-пользователей? // уязвимость в «пакете Яровой»
16.02.2016 - 00:00
Насколько верны представления Роскомнадзора о персональных данных?
25.12.2015 - 00:00
Как избежать блокировки сайта и что делать, если это произошло
24.12.2015 - 00:00
Кража исходного кода программы, как защититься?

Страницы

Регфорум, 09.06.2017

«Законопроект о мессенджерах: разумный шаг или борьба с ветряными мельницами?»

Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры», анализирует законодательные изменения, связанные с работой мессенджеров в России.  

В конце мая 2017 года на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесен ряд законопроектов, посвященных регулированию работы мессенджеров в России.  

Прежде всего, речь идет о проекте поправок в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».  

Данным законопроектом предлагается ввести новое понятие «информационно-коммуникационные сервисы» (далее – ИКС).

Кроме того, законопроектом вводится понятие «информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями» (далее по тексту – мессенджер), которое предлагается определить как «информационную систему и (или) программу для электронных вычислительных машин, которая предназначена и (или) используется для технологически неразрывно связанного с услугами связи обмена сообщениями исключительно между пользователями этой информационной системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя (получателей) электронного сообщения и не предусматриваются размещение пользователями общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц».

Таким образом, как следует из предложенного определения, под понятие «информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями» могут попасть не только классические мессенджеры типа WhatsApp, Viber или Telegram, но и мессенджеры Facebook, Вконтакте, iMessage и т. п.

Данным законопроектом на мессенджеры предлагается возложить следующие специальные обязанности:

  • передавать электронные сообщения только идентифицированных пользователей;
  • ограничивать передачу сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ;
  • обеспечить конфиденциальность передаваемых сообщений;
  • обеспечить возможность рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти;
  • обеспечить техническую возможность отказа пользователей мессенджера от получения сообщений от других пользователей;
  • ограничивать рассылку спама по требованию государственных органов;
  • заключить типовой договор с оператором связи, форма которого будет устанавливаться государством;
  • обеспечить реализацию требований, предъявляемых органами государственной власти, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, к оборудованию и программно-техническим средствам для проведения этими органами мероприятий в целях реализации возложенных на них задач.

За неисполнение предусмотренных в законопроекте обязанностей предлагается предусмотреть следующие негативные последствия:

  • ограничение доступа к мессенджеру до исполнения обязательных требований закона. Ограничение доступа предлагается осуществлять операторам связи, которые оказывают услуги по предоставлению доступа к сети Интернет. Такое ограничение должно производиться незамедлительно на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти, которое принимается на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • административный штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей – для граждан; от 30 до 50 тыс. рублей – для должностных лиц; от 800 тыс. до 1 млн. рублей — для юридических лиц.

Во-первых, вызывает много вопросов обязанность мессенджеров по предоставлению услуг только идентифицированным пользователям.  

Пока непонятно, что именно подразумевается под идентификацией (форма, степень достоверности и т. п.).

Как следует из текста законопроекта, непосредственной идентификацией будут заниматься операторы связи, предоставляющие доступ в Интернет. Логично предположить, что делать они это будут, в частности, в соответствии с уже существующим механизмом оформления сим-карт пользователей при условии предъявления документа, удостоверяющего личность. При этом далеко не секрет, что очень часто сим-карты оформляют на чужие паспорта, что не позволяет говорить о возможности достоверной идентификации конкретного пользователя. Кроме того, сегодня регистрация в некоторых мессенджерах по одному номеру телефона не мешает продолжать его использование под тем же логином, но с другой сим-картой. Более того, многие мессенджеры в принципе не запрашивают телефонные данные пользователей, и достаточно сомнительно, что они захотят менять архитектуру своего продукта.

Справедливости ради хотелось бы также отметить, что мировая практика обязательной идентификации пользователей в сети Интернет существует. Взять, например, Китай. Весной 2012 года власти Пекина обязали пользователей национальных микроблогов указывать при регистрации свои государственные идентификационные номера. С 1 июня 2017 года в КНР должен был вступить в силу закон, предписывающий запрет анонимности пользователей в сети Chinanet.

Помимо Китая Правительство Швеции в 2011 году в рамках борьбы с радикальной пропагандой ввело запрет на анонимные сообщения в Интернете. 

При этом, например, суды в ФРГ (BGH, Urteil N VI ZR 34/15, 1 March 2016) и в США не раз высказывались против запрета анонимности в принципе. ООН также выступает за недопустимость запрета анонимности в сети Интернет, на что, в частности, указано в Отчете на продвижение и защиту свободы мнений и выражений, принятом на 29 сессии Совета по правам человека.

Однако Россия, скорее, пошла по первому пути, что подтверждается утвержденной недавно «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы», в которой принят курс на борьбу с анонимностью в Интернете (пункт 34 Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы»).

Во-вторых, особое беспокойство вызывает предложение блокировать мессенджер в случае передачи сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ.

Такая каучуковая норма позволит блокировать, по сути, даже самые безобидные сообщения, так как под «нарушение требований законодательства» при большом желании можно подвести что угодно. Представляется, что данную формулировку необходимо менять, и, скажем, ограничить случаями недопустимости распространения запрещенной к распространению информации в соответствии с Законом об информации.

В третьих, вызывает определенные вопросы возможность эффективного совмещения требований к обеспечению мессенджерами конфиденциальности сообщений одновременно с возложением на них обязанности создать технические средства для содействия государственным органам в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Ну и, в четвертых, конечно, общественностью было достаточно скептично воспринята инициатива самой блокировки мессенджеров операторами связи.

Механизм такой блокировки в законопроекте не предложен, и его разработка отдается на откуп Правительству РФ.

В СМИ активно высказывается мнение, что проблем в блокировке нет, и она должна будет происходить по следующей схеме: блокируется сайт мессенджера, IP-адрес для связи с сервером, а также удаляются мобильные приложения из соответствующих онлайн-магазинов без возможности их обновления.

Однако многие мессенджеры используют IP-адреса, которые постоянно меняются (динамические). Более того, на одном IP-адресе могут быть зарегистрированы сразу несколько лиц, и блокировка одного адреса приведет автоматически к блокировке сайтов и приложений, которые никак не связаны с нарушителем.

Высказываются также предположения, что для обхода такого механизма блокировки мессенджеры будут выпускать новые версии приложений с новыми IP-адресами.

Кроме того, если мы говорим о мессенджерах, работающих по технологии peer-to-peer, когда информация пересылается напрямую от пользователя к пользователю без использования сервера, тогда для их блокировки операторам связи надо будет использовать дорогостоящее оборудование, например, Deep Packet Inspection (DPI). Следовательно, встает еще и вопрос обоснованности возложения на операторов связи подобных финансовых затрат.

Дополнительно не стоит забывать, что существует большое количество мессенджеров, которые функционируют так, что предложенные в законопроекте механизмы правового регулирования не смогут к ним применяться вообще. Например, мессенджер Firechat функционирует без мобильной связи, учетных записей и паролей: для передачи текстовых сообщений и изображений используется Bluetooth или Wi-Fi. Мессенджер WICKR отличается тем, что отправленные при его помощи сообщения вообще не содержат никаких данных об отправителе. Кроме того, сообщения в принципе не сохраняются ни у пользователя, ни на серверах.

В общем пока вопросов значительно больше чем ответов, но сейчас рано делать выводы. Законопроект еще не прошел даже первого чтения в нижней палате. Остается надежда, что законодатели прислушаются к мнению представителей операторов связи, владельцев мессенджеров и, прежде всего, будут учитывать интересы самих пользователей.

Материал опубликован на сайте Regforum.ru 09.06.2017