06.09.2017 - 12:45
При поддержке «Качкин и Партнеры» подписано прямое соглашение с целью достижения финансового закрытия первого ГЧП-проекта в транспортной сфере Дальнего Востока общей стоимостью более 43 млрд. рублей
24.07.2017 - 18:45
В Ленинградской области социальная инфраструктура начинает активно развиваться по модели ГЧП
11.07.2017 - 17:15
Лусине Арутюнян приняла участие в работе очередного заседания Комитета по ГЧП Торгово-промышленной палаты РФ
06.07.2017 - 21:00
Денис Качкин провел мастер-класс в рамках форума «Транспортные системы России» в Москве
04.07.2017 - 03:30
Анна Персиянцева выступила на практической конференции «Ведомственные санатории, пансионаты, пионерлагеря: эффективная реновация»
20.06.2017 - 20:15
Денис Качкин принял участие в парламентских слушаниях по перспективам и возможностям использования ГЧП для сохранения и воссоздания объектов культурного наследия
08.06.2017 - 21:00
Лусине Арутюнян выступила лектором программы повышения квалификации в сфере ГЧП для государственных и муниципальных служащих Республики Алтай
26.05.2017 - 19:30
Эксперты АБ «Качкин и Партнеры» стали лекторами программы повышения квалификации «Применение механизмов ГЧП для развития региональной и муниципальной инфраструктуры»
19.05.2017 - 23:00
Денис Качкин выступил сопредседателем сессии по достижению финансового закрытия в проектах ГЧП на 34-й Международной конференции IBA по финансовому праву
19.05.2017 - 23:00
Анна Персиянцева обсудила проектные инициативы в коммунальной, транспортной и социальной сферах Уральского региона на Форуме УФО по государственно-частному партнерству

Страницы

Ведомости – Санкт-Петербург, 13.09.2017
«Диагноз для конкурса»
Ведомости – Санкт-Петербург, 08.09.2017
«Чиновники зацепились за рельсы»
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, приложение «Экономика региона / Ленинградская область», 25.07.2017
«Непривлекательная инфраструктура»
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, приложение «Здравоохранение», 30.06.2017
«Сообщество вершков и корешков»
Ведомости, 28.06.2017
«Концессиям дали пять лет»
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, приложение «Банк», 26.06.2017
«Облигации ждут инфраструктуры»
ОК-Информ, 21.06.2017
«Железно-платежные переезды: кто заплатит, чтобы не пережидать электричку»
Недвижимость и Строительство Петербурга, 13.06.2017
«Заказ на концессию»
Ведомости, 13.06.2017
«Госзаказ на концессии»
Строительный еженедельник, 12.06.2017
«Эталон» стал партнером»

Страницы

03.07.2014 - 00:00
Земельные участки под проекты государственно-частного партнерства будут предоставлены без торгов
21.03.2014 - 00:00
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет в сотрудничестве с юридической компанией «Качкин и Партнеры» восполнит нехватку кадров в сфере ГЧП
30.04.2013 - 00:00
Государственная Дума РФ приняла проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» в первом чтении
12.09.2012 - 00:00
Более 60 % федеральных дорог находится в неудовлетворительном состоянии
30.08.2017 - 14:30
Новое в регулировании: изменения в законодательстве, регулирующем деятельность морских портов
скачать (pdf, 106kb)
23.08.2017 - 18:30
Новое в регулировании: принят закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»
скачать (pdf, 140kb)
10.08.2017 - 14:30
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о недро- и водопользовании, связанные с созданием объектов публичной инфраструктуры
скачать (pdf, 105kb)
11.05.2017 - 20:15
Новое в регулировании. Совершенствование государственных закупок: нормативно определены сроки оплаты / Верховный Суд РФ признал правомерной уступку требования об оплате
скачать (pdf, 89kb)
28.04.2017 - 19:45
Новое в регулировании: усиление мер по борьбе с картелями
скачать (pdf, 90kb)
26.04.2017 - 03:00
Новое в регулировании. Совершенствование концессий в сфере ЖКХ: в составе тарифа можно учесть больше расходов
скачать (pdf, 88kb)
15.03.2017 - 03:00
Новое в регулировании. Контроль над концессиями усилен: дополнительные обязанности концедентов, публикация сведений о соглашениях
скачать (pdf, 94kb)
18.01.2017 - 03:00
Новое в регулировании: изменения законодательства о контрактной системе
скачать (pdf, 105kb)
12.09.2016 - 00:00
Новое в регулировании: общественное обсуждение государственных (муниципальных) закупок
скачать (pdf, 90kb)
31.08.2016 - 00:00
Зеленый свет для ГЧП-проектов: совершенствование сайта торгов и on-line калькулятор
скачать (pdf, 106kb)

Страницы

Юридическое сопровождение участника конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении строительства автомобильной дороги
Разработка законодательства Псковской области о ГЧП
Сопровождение проекта реконструкции и эксплуатации «Ленинградского областного центра медицинской реабилитации» на территории Ленинградской области на основе ГЧП
Сопровождение заключения концессионных соглашений по созданию гостиниц в рамках процедуры частной инициативы в интересах частных инвесторов
Юридическое сопровождение подготовки предложения частного инвестора о реализации концессионного проекта в области медицины
Разработка концепции создания Инновационного медицинского кластера в регионе Кавказских Минеральных Вод общей площадью несколько десятков тысяч кв. м. и плана мероприятий по ее реализации (по заказу ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа»)
Участие в разработке федерального закона РФ о государственно-частном партнерстве
Комплексное сопровождение проекта создания «Областного центра медицинской реабилитации» на территории Ленинградской области на основе ГЧП
Сопровождение проекта по проектированию, строительству и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию дорожных объектов в Московской области
Сопровождение двух проектов создания плавательных бассейнов в Ленинградской области, реализуемых на основании частной концессионной инициативы

Страницы

06.09.2017 - 04:00
Концессии и инфраструктурные инвестиции, август 2017
04.08.2017 - 20:30
Концессии и инфраструктурные инвестиции, июль 2017
18.07.2017 - 20:30
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 2 квартал 2017 года
30.06.2017 - 20:45
Концессии и инфраструктурные инвестиции, июнь 2017
07.06.2017 - 03:00
Концессии и инфраструктурные инвестиции, май 2017
01.05.2017 - 06:30
Концессии и инфраструктурные инвестиции, апрель 2017
30.04.2017 - 20:30
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 1 квартал 2017 года
28.10.2016 - 00:00
Северо-Запад: стратегия партнерства N 3 (14), октябрь 2016
24.10.2016 - 03:00
ГЧП Журнал, октябрь 2016
31.05.2016 - 00:00
Автомобильные дороги, май 2016

Страницы

Ведомости, 13.06.2017

«Госзаказ на концессии»

Лусине Арутюнян, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», отмечает, что при рассмотрении спора между Федеральной антимонопольной службой и Комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству о конкурсе на строительство автодороги не было уделено внимания вопросу платы концедента.

Один из главных видов концессий признан госзакупкой. Решение суда может ударить по развитию всей инфраструктуры.

Инвестиции концессионеров не должны полностью возмещаться из бюджета, иначе концессия превращается в госзакупку, следует из мотивировочной части решения Арбитражного суда Москвы, опубликованной на прошлой неделе.

Решение было вынесено по спору между Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и транспортным комитетом Башкирии вместе с «Башкирдорстроем», выигравшим конкурс на строительство автодороги. ФАС предписала аннулировать конкурс, решив, что концессии с полным возмещением расходов из бюджета – это обход строгих правил госзаказа. Жуликам, махинаторам и горе-политикам удобны схемы, в которых на первый взгляд концессионер что-то платит, а потом государство ему возмещает, негодовал руководитель ФАС Игорь Артемьев. Чуда не случилось, суд повторил все доводы ФАС, констатирует вице-президент Газпромбанка (был финансирующей организацией в проекте) Алексей Чичканов, это совсем не улучшает ситуацию для рынка.

Закон о концессиях не допускает полного возмещения затрат концессионера, государство может профинансировать только часть, согласился суд с ФАС. Конкурс же в Башкирии предполагал, что бюджет возместит часть расходов на строительство (капитальный грант), пишет суд, а остальные – в виде инвестплатежа, при таком варианте контракт должен оформляться как госзаказ. Тогда государственные деньги расходуются по жестким правилам, говорится в решении: подрядчик выбирается на электронном аукционе, который в отличие от конкурса не предусматривает субъективных критериев и предотвращает коррупцию, а государство обосновывает начальную цену, чтобы она не была завышена.

Суд так и не смог понять разницу между финансированием создания объекта и возмещением затрат концессионера, заключает Чичканов. Первое – это расходы на стройку, а второе – последующие выплаты вложившему деньги концессионеру, объясняет он, именно это отличает концессию от госзаказа. Суд почти не уделяет внимания плате концедента, хотя это ключевой вопрос в споре, замечает юрист «Качкин и партнеры» Лусине Арутюнян.

Артемьев обещал «преследовать такие концессии», «разрушать их через суды и стремиться к тому, чтобы эти имитаторы были наказаны». Под сомнением оказалась законность работающих по этой схеме концессий, среди которых система сбора платы «Платон», платная трасса Москва – Петербург и ЦКАД. Действующим концессиям претензии ФАС повредить не должны, предупредил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но после решения суда будет сложно оградить их от рисков, считает советник Dentons Илья Скрипников, сама публичная сторона может начать их расторгать, опасаясь претензий Счетной палаты или прокуратуры.

Риски возникли не только для концессий. Суд пошел дальше, указав, что бюджет не должен возмещать все затраты инвестора не только в концессиях, но также в инвестиционном договоре и соглашении о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Рынок ГЧП-проектов и так не развит – по новому закону не заключено ни одного соглашения, а теперь появляется дополнительная помеха, говорит Скрипников.

Представители транспортного комитета Башкирии и «Башкирдорстроя» не ответили «Ведомостям», будут ли обжаловать решение.

Большинство крупных концессий появилось после того, как в 2012 г. был введен механизм платы концедента. Сейчас в базе Центра развития ГЧП 25 концессий с платой концедента, сообщил исполнительный директор центра Максим Ткаченко, из них подписано и реализуется 16 соглашений (4 федеральных, 7 региональных и 5 муниципальных). Это менее 1% заключенных концессий (1952), но на них приходится более 40% инвестиций (310 млрд руб. из 765 млрд). Механизм используется в наиболее капиталоемких проектах, как правило, из-за высоких коммерческих рисков и существенных инвестиций, объясняет Ткаченко.

Если решение не будет пересмотрено, то и без того небогатый рынок проектов будет отброшен на пять лет назад, констатирует Скрипников, непонятно, как обойтись без платы концедента во многих проектах, например бесплатной дороги или строительства больницы. Или рынок откатится назад, или государство будет покрывать не все, а 99% расходов инвестора, но тот будет раздувать затраты на бумаге и экономить на деле, предупреждает партнер Hogan Lovells Александр Долгов.

Если все подобные концессии, как хочет ФАС, станут госзаказом, инвесторы будут плакать от счастья, для них госзаказ намного проще концессии, объясняет Долгов. Проблема только в том, что проектов не будет, поскольку у государства нет денег, чтобы заплатить за строительство, продолжает он: концессия дает государству шанс оплатить объект в рассрочку, как правило, в течение 15–20 лет. Нет выбора «концессия или госзаказ», есть выбор «концессия или ничего», заключает Долгов.

Надо дать государству возможность покупать в рассрочку, заявил и президент Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ): внедрить своеобразную инфраструктурную ипотеку. Это, по сути, концессия, рассказывал министр экономического развития Максим Орешкин, но с рядом новаций (например, использование госгарантий): нормативно-правовая база будет подготовлена так, чтобы не было повторений «башкирского кейса». Позиция ФАС противоречит поручению президента, данному на ПМЭФе, полагает Ткаченко.

Пока же группа депутатов предложила, а Минэкономразвития поддержало идею внести в закон о концессиях поправку, обязывающую государство сравнивать, что лучше для проекта – концессия или госзаказ. Такие требования уже есть в законе о ГЧП и отчасти именно поэтому по нему до сих пор не то что не заключено ни одного соглашения, но даже не принято ни одного решения о проведении конкурса, говорил ранее Чичканов.

Екатерина Мереминская

Материал опубликован в газете «Ведомости» № 4340 от 13.06.2017