29.05.2015 - 00:00
Кирилл Саськов выступил на семинаре «Налоговый и финансовый контроль во внешнеэкономической деятельности. Новые способы выявления налоговых схем. Практика арбитражных споров»
10.12.2014 - 00:00
Кирилл Саськов выступил на ежегодном форуме «Юридические итоги 2014 года: законы и бизнес» ИД «Коммерсантъ»
15.10.2013 - 00:00
Кирилл Саськов выступил на семинаре «Налоговый и финансовый контроль во внешнеэкономической деятельности. Новые способы выявления налоговых схем. Практика арбитражных споров»
25.04.2013 - 00:00
Семинар «Кипр и BVI: де-оффшоризация в действии. Поиски новых решений»
21.10.2011 - 00:00
Эксперты «Качкин и Партнеры» приняли участие в семинаре, посвященном изменениям в судебной практике
26.04.2011 - 00:00
Качкин и Партнеры провела семинар по теме: «Отдельные вопросы налогообложения по отчуждению недвижимого имущества» в Ассоциация риэлторов СПб и ЛО.
23.11.2007 - 00:00
Коэффициент-дефлятор на 2008 год
13.11.2007 - 00:00
Счета резидентов в банках, расположенных за пределами РФ
17.09.2007 - 00:00
Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам,пеням и штрафам
08.09.2006 - 00:00
Признание недействительным письмо Федеральной налоговой службы

Страницы

Новая адвокатская газета, 25.07.2017
«В целях развития инновационной экономики»
Новая адвокатская газета, 04.07.2017
«Налоговый контроль рыночных цен»
Новая адвокатская газета, 26.06.2017
«Первый шаг к отмене аудиторской тайны»
Деловой Петербург, 30.05.2017
«Дороги привели в Вологду»
Регфорум, 18.05.2017
«Минфин разъяснил порядок уплаты НДС отелями при заключении договоров с Booking.com»
Business FM, 17.02.2017
«Тема дня: в правительстве обсуждают повышение НДФЛ до 17% с 2020 года»
Новая адвокатская газета, 09.02.2017
«Налоговый контроль vs аудиторская тайна»
Новая адвокатская газета, 08.12.2016
«Возможен обратный эффект»
Business FM, 05.12.2016
«Бизнесменов заставят оплачивать долги фирм из собственных средств»
Телеканал «Санкт-Петербург», 02.12.2016
«Физлица ответят за долги компаний»

Страницы

20.04.2016 - 00:00
Верховный Суд РФ подтвердил ограниченные полномочия налоговых органов по контролю цен
21.04.2016 - 00:00
Новое в регулировании: Верховный Суд ограничил контроль ценообразования налоговыми органами
скачать (pdf, 651kb)
15.10.2015 - 00:00
Новое в регулировании. Сделки физических лиц с недвижимостью: успеть до 01 января 2016 года
скачать (pdf, 1189kb)
01.12.2014 - 00:00
Новое в регулировании: изменения в налоговом законодательстве, связанные с курсом на деофшоризацию
скачать (pdf, 164kb)
Разработка рекомендаций по снижению налоговой нагрузки и минимизации рисков группы компаний «Смешарики»
Судебное представительство по налоговым спорам в части признания незаконным привлечения к налоговой ответственности и доначисления налогов крупной внешнеторговой компании
Судебный спор в связи с взысканием излишне уплаченных сумм налогов из бюджета
Урегулирование налогового спора во внесудебном порядке
04.10.2014 - 00:00
Актуальная бухгалтерия, октябрь 2014

Верховный Суд РФ подтвердил ограниченные полномочия налоговых органов по контролю цен

20.04.2016

Опубликовано определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2016 г. № 308-КГ15-16651. В данном определении Судебная коллегия дала отрицательный ответ на вопрос о праве налоговых инспекций в камеральных и выездных налоговых проверках осуществлять контроль ценообразования в сделках между взаимозависимыми лицами. Правовая позиция Судебной коллегии окажет значительное влияние на практику разрешения налоговых споров, считает юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Артём Берлин.

С 2012 г. в Налоговый кодекс РФ введен раздел V¹, содержащий так называемые «правила о трансфертном ценообразовании», напоминает юрист. Тем самым закон существенно сузил полномочия налоговых органов по контролю применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами цен. Если применявшаяся ранее ст. 40 НК РФ позволяла инспекции проверить любую сделку в рамках налоговой проверки, то теперь соответствующая процедура предусмотрена только для сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии со ст. 10514 НК РФ. По смыслу действующего закона, далеко не любая сделка между аффилированными лицами является контролируемой; например, по общему правилу сделки между резидентами России контролируются, только если их сумма за календарный год превысила 1 млрд рублей. Еще одно важное положение раздела V¹ — специальная процедура контроля цен в сделках; правомочие осуществлять ее предоставлено Центральному аппарату ФНС России, а не территориальным налоговым органам.

Однако на практике данные ограничения соблюдались не вполне последовательно, отмечает Артём Берлин. В ряде разъяснений Минфина России, которыми руководствовались налоговые органы, проводилась идея о том, что территориальные органы в рамках налоговых проверок вправе контролировать цены в сделках на основании доктрины «необоснованной налоговой выгоды». В решении Верховного Суда РФ от 1 февраля 2016 г. по делу № АКПИ15-1383, предметом которого было оспаривание одного из таких разъяснений, высшая судебная инстанция заняла нейтральную позицию, отметив, что Минфин прямо не предоставлял территориальным налоговым органам полномочия контролировать ценообразование. Таким образом, до сего момента в данном вопросе сохранялась значительная неопределенность.

Между тем, в определении № 308-КГ15-16651 Судебная коллегия пришла к выводу о том, что разделом V¹ НК РФ сужены полномочия налоговых органов по контролю ценообразования. По мнению Судебной коллегии, сделки, не соответствующие критериям контролируемых, не подлежат такому контролю, и во всяком случае такой контроль не может осуществляться территориальным налоговым органом в рамках обычной налоговой проверки. Исходя из этого, Судебная коллегия установила, что налоговая инспекция в рассматриваемом деле вышла за пределы предоставленных ей полномочий.

Применительно к аргументу о необоснованной налоговой выгоде Судебная коллегия напомнила многократно высказанную высшими судебными инстанциями позицию о том, что взаимозависимость участников сделок сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, и налоговым органам надлежит доказывать закрепленные в постановлении Пленума ВАС РФ № 53 признаки (невозможность осуществления хозяйственных операций, отсутствие реальной деловой цели и т. п.).

Таким образом, само по себе отклонение от рыночного уровня цен в сделках между аффилированными лицами, не относящихся к контролируемым, не может служить основанием для корректировки цен налоговым органом.

Изложенная правовая позиция представляется взвешенной и корректной. Теперь должны уйти в прошлое наиболее одиозные случаи доначисления налогов территориальными органами в рамках налоговых проверок на основании самого факта отклонения цен от рыночного уровня, как это предусмотрено для контролируемых сделок. В то же время, было бы неверным отрицать право налоговых органов доначислять налоги в ситуациях, когда хозяйственных операций вовсе не было в реальности, и доказан состав необоснованной налоговой выгоды. Налогоплательщикам, планирующим внутригрупповые операции, теперь достаточно руководствоваться давно известными и сложившимися в практике критериями добросовестности: если сделка не является контролируемой, а необоснованная налоговая выгода не установлена, то доначислений удастся избежать.