ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ И ПРОЕКТОВ ГЧП
Оглавление

4.6. Практика использования концессионных соглашений и СГЧП

Как было отмечено выше, концессионные соглашения и СГЧП (по региональному законодательству) активно используются в гражданском обороте. Наибольшую известность приобрели крупные транспортные проекты (ЗСД и аэропорт Пулково по закону Санкт-Петербурга о ГЧП; концессионные проектов ГЧП проекты – ​12-тонники[562], ЦКАД в Московской области[563], скоростная автомобильная дорога Москва – ​Санкт-Петербург[564]).

Наиболее популярные сферы для ГЧП проектов следующие[565]:

  • ЖКХ;
  • социальная сфера (здравоохранение, культура, туризм, др.);
  • транспортная сфера (автомобильные дороги, авиационная инфраструктура, др.).

Большое количество концессий реализуется в сфере ЖКХ (главным образом, на уровне местного самоуправления, однако с 01.01.2017 в муниципальных проектах в обязательном порядке в отдельных случаях предусматривается участие субъекта РФ[566]). Данное обстоятельство связано с реформой, направленной на передачу имущества неэффективных ГУПов и МУПов частным инвесторам[567]. Встречаются и экзотические объекты соглашений, например баня[568], морг[569] или кладбище[570].

Перспективным направлением развития ГЧП является использование данной модели при создании социальной и дорожной инфраструктуры в рамках КОТ.

Как было отмечено выше, в настоящее время инвестор, как правило, строит объект за свой счёт и затем безвозмездно передаёт государству. Однако применяются и иные механизмы создания инфраструктуры. Например, в Ленинградской области используется модель выкупа образовательных объектов в обмен на уплату налога на прибыль (налог уплачивается инвестором в бюджет области, которая представляет субсидии муниципалитету на выкуп объекта образования)[571]. В Санкт-Петербурге участки под социальные объекты, образованные в рамках раздела участка под КОТ, безвозмездно передаются публичному субъекту (пожертвования согласно ст. 582 ГК РФ), который возводит на них инфраструктуру. В Воронежской области применялась практика выкупа детских садов у инвестора в рассрочку за счёт бюджетных средств[572]. Аналогичные модели использовались также в Тюменской[573] и Иркутской[574] областях.

В рамках КОТ участок на социальную инфраструктуру должен быть образован и передан государству. Далее публичный субъект получает возможность провести конкурс на право заключения концессии (СГЧП) или воспользоваться частной инициативой (предложение может быть подготовлено инвестором, осуществляющим комплексное освоение).

 

Механизмы ГЧП обладают следующими основными преимуществами:

1. Снижение нагрузки на бюджет

Концессионные соглашения и СГЧП являются долгосрочными договорами, они могут предусматривать публичные финансовые обязательства на срок, превышающий действие трёхлетних лимитов бюджетных обязательств (в отличие от государственных контрактов, которые по общему правилу заключаются на срок до 3 лет). Соответственно, условиями соглашения можно предусмотреть длительную рассрочку выплат со стороны государства. Более того, размер платежа можно связать с определёнными показателями качества объекта соглашения и его эксплуатации. Например, если снег с дороги в зимний период убирается плохо или нет освещения, объём платежей будет снижен.

2. Сокращение сроков строительства без снижения качества объекта

Условиями соглашения может быть предусмотрено, что выплаты из бюджета будут производиться только после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. Соответственно, у инвестора появится заинтересованность в скорейшем окончании строительства. Так как параметры качества объекта влияют на размер платежей, а оператором объекта, ответственным за его обслуживание, является сам инвестор, он не будет сокращать сроки в ущерб характеристикам имущества.

3. Гибкая система платежей по соглашению

Помимо отсрочки и рассрочки платежей соглашением можно предоставить инвестору право извлекать дополнительный доход от объекта (платная медицинская помощь наряду с медицинской помощью по ОМС, платные образовательные услуги, создание объектов дорожного сервиса, проч.), обеспечивая финансирование недополученной прибыли.

4. Распределение рисков

Как было указано ранее, баланс интересов сторон является одним из признаков ГЧП. Публичный субъект может принимать на себя, в частности, следующие риски: получения отказа государственных органов в предоставлении разрешений и согласований, обнаружения при строительстве на земельном участке археологических объектов и коммуникаций, риск негативного для проекта изменения законодательства и др.