Комментарии в СМИ
«Апраксин двор ушел в Москву: судьбу собственности города на рынке решит ФАС»
Юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» Максим Алексеев разъясняет особенности законодательства в отношении объектов культурного наследия.
Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы направило запрос комитета имущественных отношений о продлении договора доверительного управления городской собственностью на Апраксином дворе в центральный аппарат ведомства. Ранее УФАС неудачно пыталось расторгнуть это соглашение между Смольным и АО «Апраксин двор».
Договор между принадлежащей на 100 процентов городу компанией и комитетом имущественных отношений (КИО) был заключен в 2016 году без торгов в целях сохранения объектов культурного наследия. Тогда АО «Апраксин двор» получило государственную преференцию в виде предоставления имущества казны на территории Апраксина двора в доверительное управление сроком на пять лет. Срок этого соглашения истекает 21 июня.
Преференция памятника
В апреле этого года компания подала в КИО заявление о желании перезаключить на тех же условиях договор управления объектами нежилого фонда, которые расположены на территории регионального памятника культуры «Апраксин двор с Мариинским рынком (б. Щучьим двором)».
«В комитет поступило заявление АО „Апраксин двор“ о заключении нового договора доверительного управления в порядке предоставления государственной преференции сроком на пять лет в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия», — сообщили в КИО.
Комитет в свою очередь направил заявление в УФАС для получения согласия на предоставление государственной преференции, как это было сделано в 2016 году. Тогда петербургское антимонопольное ведомство вынесло положительное решение по делу.
Вместе с тем в 2019 году УФАС по поручению ФАС России провело проверку соответствия использования компанией «Апраксин двор» государственной преференции. В июле УФАС признало нарушение федерального закона «О защите конкуренции» при передаче в управление компании 136 объектов нежилого фонда, так как они использовались в целях, которые не соответствовали заявлению КИО. Компания фактически занималась сдачей городской собственности в аренду, а не ее восстановлением. УФАС выдало КИО предписание по возврату имущества, переданного компании. Решение антимонопольщиков Смольный оспорил в арбитраже. УФАС выиграло в суде первой инстанции, но проиграло апелляцию и кассацию.
В управлении ФАС по Петербургу подтвердили получение заявления КИО о предоставлении АО «Апраксин двор» без торгов объектов нежилого фонда общей площадью 46,7 тысячи кв. метров на территории рынка.
«В связи с тем что планируемое к передаче недвижимое имущество отнесено к объектам культурного наследия, указанное заявление перенаправлено в центральный аппарат ФАС России для рассмотрения по существу. С 2020 года предоставление государственной преференции в отношении памятников культуры рассматривает центральный аппарат», – сказал представитель управления.
В пресс-службе ФАС не смогли оперативно прокомментировать, на какой стадии находится рассмотрение заявки КИО.
Забытые поправки
Как пояснил адвокат, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и партнеры» Максим Алексеев, на территории Санкт-Петербурга основания предоставления объектов недвижимости, не являющихся земельными участками, то есть зданий, строений, сооружений, помещений, находящихся в публичной собственности, без торгов (целевым образом) установлены в ст. 17.1 закона «О защите конкуренции» и ст. 6 закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 номер 282-43.
«Ни одно из указанных оснований, на наш взгляд, не дает права АО „Апраксин двор“ получить объекты недвижимости целевым образом. То, что когда-то имело место в отношении другого проекта – планов по реконструкции Конюшенного ведомства, когда здания были переданы целевым образом, сейчас реализоваться не может – поменялось законодательство. Поэтому для города существует только два варианта передать объекты недвижимости АО „Апраксин двор“ без торгов: либо повторно получить государственную преференцию, либо если АО „Апраксин двор“ будет признано единственным участником несостоявшихся торгов», — сказал Алексеев.
По его словам, текущая городская концепция передачи недвижимости целевым образом для реализации масштабных инвестиционных проектов работает только в отношении предоставления земельных участков и не применяется в случае предоставления прав на иные объекты недвижимости.
«Тот факт, что большинство объектов относятся к объектам культурного наследия, не меняет общей концепции о предоставлении прав в отношении публичной собственности исключительно на торгах, поскольку законодательство в области охраны объектов культурного наследия не предусматривает оснований для целевого предоставления объектов культурного наследия конкретному инвестору», — добавил он.
Как ранее писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ, поправки в городской закон номер 282-43, которые могли бы изменить ситуацию, в частности о передаче памятников целевым образом, после внесения в Заксобрание Петербурга в 2018 году прошли два чтения. Весной 2020 года губернатор Александр Беглов попросил депутатов приостановить их рассмотрение.
В 2018 году город нашел нового стратегического инвестора для реконструкции Апраксина двора вместо «Главстрой-СПб» Олега Дерипаски. Группа компаний «Питер» миллиардера Николая Пономарева сейчас является крупнейшим частным собственником на территории исторического квартала в центре города. Из-за несовершенства законодательства инвестор почти три года не может приступить к работам. При этом исторические корпуса рынка, находящиеся в собственности Петербурга и управлении городского АО «Апраксин двор», разрушаются, а чиновники не дают другим собственникам зданий проводить их реконструкцию.
Алексей Миронов
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям