Комментарии в СМИ
«Ново-Адмиралтейский мост «развели» в суде»
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов подчеркнул важность надлежащего оформления проекта планировки городской территории при реализации крупных строительных проектов.
Верховный суд РФ признал незаконным проект планировки Ново-Адмиралтейского острова. Выигравшая спор сторона уверена: должно быть остановлено не только строительство одноименного моста, но и переезд «Адмиралтейских верфей». Но Смольный намерен отстаивать оба проекта.
Еще не начавшись, строительство Ново-Адмиралтейского моста уже обросло скандалами, а теперь споткнулось и о решение суда. 21 сентября Верховный суд РФ признал незаконным проект планировки Ново-Адмиралтейского острова, тем самым фактически запретив возведение одноименного моста. Об этом, не скрывая радости, корреспонденту «БалтИнфо» сообщил депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев.
Ни моста, ни кораблей?
Сторону городских властей в судебном разбирательстве представлял комитет по градостроительству и архитектуре. В июле этого года он проиграл дело в городском суде и пошел искать правду в Верховном. Однако высшая судебная инстанция оставила в силе июльское решение горсуда.
Напомним, с иском к КГА выступили жительницы Северной столицы Елена Малышева и Виктория Чаликова, а также сам Алексей Ковалев. Как пояснил депутат ЗакСа, заявители ссылались на то, что проект планировки острова идет вразрез с генпланом Петербурга. Чиновники предлагают разместить мост между 16-17 и 18-19 линиями Васильевского острова, а в главном градостроительном документе города идет речь о створе 22-23 линий.
У оппонентов строительства есть и другие аргументы. По их мнению, мост нарушит ансамбль набережной Лейтенанта Шмидта, его собираются строить в охранной зоне, а еще придется вырубить аллею. Жителей Васильевского острова беспокоит и то, что его центр пересекут мощные транспортные потоки.
По мнению Ковалева, после решения высшей судебной инстанции Смольный должен подумать о другом месте для моста. «Вообще, если город желает строить переход, то лучшим вариантом был бы подводный тоннель», – считает депутат.
Также он полагает, что решение Верховного суда вынудит город отменить принятое в июле постановление правительства Петербурга, в котором идет речь об изъятии части территории «Адмиралтейских верфей» для проектирования и строительства моста «ввиду отсутствия других вариантов размещения объекта». «Надеюсь, новый губернатор Петербурга обратит на это внимание, в противном случае мы будем оспаривать постановление», – заявил Ковалев.
Более того, по его мнению, город должен потребовать у Объединенной судостроительной корпорации вернуть деньги, которые были выделены ей для подготовки переезда судоверфи на новое место. Речь идет о 500 млн рублей. По мнению парламентария, это вполне логично, поскольку весь проект переезда верфей был инициирован именно под строительства моста.
Получить комментарий у ЗАО «Пилон», которое выиграло конкурс на строительство переправы, пока не удалось: директор по производству, в частности, передал «БалтИнфо» через секретаря, что компания не будет комментировать ситуацию. Кстати, сейчас «Пилон» проводит эксперимент, который позволит определить возможности прохода крупногабаритных судов под разводным пролетом будущего моста. Испытания будут продолжаться.
Смольный не отступит
По мнению аналитика ИК «ЛенМонтажСтрой» Дмитрия Кумановского, решение Верховного суда может рассматриваться как «живое проявление демократии». «Крупные проекты должны проходить через процедуры общественного одобрения. В данном случае этот этап был пропущен», – отмечает эксперт.
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям компании «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов считает, что решение суда не сулит ничего хорошего для «идеологов» проекта. «Без проекта планировки нельзя сделать ничего. Верфи переехать могут, но их территорию нельзя будет использовать. Никто от этого не выиграет», – отмечает эксперт.
Впрочем, продолжает он, новый мост, который соединит Васильевский остров с левым берегом Невы, нужен однозначно. «Вопрос в том, где и как его строить. Выбор вариантов небольшой. Но, думаю, город разработает новый проект планировки», – добавил Некрестьянов.
Эксперт считает, что увязывать изъятие земли под строительство моста и переезд «Адмиралтейских верфей» с нынешним судебным решением не стоит. «Это вопросы разного порядка. Если кто-то заявляет, что одно помешает другому, то это, скорее предвыборные лозунги», – полагает Некрестьянов.
Впрочем, Дмитрий Кумановский не исключает, что с финансовой составляющей переезда верфей могут возникнуть проблемы. Так, пока в бюджете будущего года не предусмотрены деньги на переезд предприятия (речь идет о 200 млн рублей). Кумановский полагает, что этот вопрос вызовет большие дискуссии. Не исключено, что ввиду широкого резонанса, весьма напряженного бюджета и предвыборной обстановки проект будет на некоторое время отложен. «Но в любом случае, мост будет построен, а верфи переедут», – уверен эксперт.
В этом не сомневаются и чиновники Смольного. Председатель комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга Юлия Киселева сообщила корреспонденту «БалтИнфо», что КГА намерен оспорить решение Верховного суда в порядке надзора. Это будет сделано в течение двух недель.
Подсудный мост
Это не единственный судебный процесс вокруг будущего моста. В Смольнинском суде лежит иск Алексея Ковалева, который требует признать незаконным заключение контракта с компанией «Пилон». По его мнению, документ подписали преждевременно, не дождавшись решения суда по проекту планировки.
Не сидит сложа руки и «Пилон». Как следует из материалов Арбитражного суда по Петербургу и Ленобласти, подрядчик подал иск в адрес «Дирекции транспортного строительства», в котором требует выплатить аванс по госконтракту в размере 68,4 млн рублей. Иск рассмотрят на следующей неделе.
А первым опротестовать строительство Ново-Адмиралтейского моста попытался небезызвестный блогер-юрист Алексей Навальный. Его не устроили условия конкурса по выбору генподрядчика, и он обращался с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Правда, ФАС отклонила его обращение.
Анна Беляева