Комментарии в СМИ
«Дистанционная работа по-новому»
Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры», разъясняет особенности закона о регулировании удаленной работы.
1 января 2021 г. вступит в силу закон о регулировании удаленной работы. Он даст преимущества работникам, а вот у работодателей появятся новые обязанности, и им придется нести дополнительные расходы
8 декабря президент подписал закон о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части регулирования дистанционной работы1. Поправки обусловлены тем, что из-за пандемии многих сотрудников пришлось перевести на «удаленку», но не все компании были к этому готовы, а положения российского законодательства в данной области оказались устаревшими. Новый закон вступит в силу 1 января 2021 г. Разберемся, что изменится в лучшую сторону, а что – в худшую.
Введение дополнительных оснований для дистанционной работы
Дистанционной (удаленной) работой считается выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала или представительства при условии использования работодателем и работником для взаимодействия и работы информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета, и сетей связи общего пользования.
Выполнение удаленной работы станет возможным на основании:
- трудового договора;
- дополнительного соглашения к трудовому договору;
- локального нормативного акта, принятого работодателем по его инициативе в исключительных случаях.
Сейчас в ТК РФ указано, что дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.
Классификация дистанционной работы
Законодатель разделил дистанционную работу на виды в зависимости от продолжительности. Так, она может выполняться:
- на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора);
- временно:
— непрерывно в течение определенного срока, но не более 6 месяцев; — периодически при условии чередования «удаленки» и работы в офисе.
В настоящее время временная дистанционная работа в ТК РФ не предусмотрена.
Упрощение порядка взаимодействия работника и работодателя
Оформить дистанционную работу и обмениваться электронными документами станет проще. Усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и усиленная квалифицированная или неквалифицированная подпись работника понадобятся при заключении в электронном виде:
- трудовых договоров;
- дополнительных соглашений к ним;
- договоров о материальной ответственности;
- ученических договоров о получении образования;
- а также при расторжении перечисленных выше договоров.
В остальных случаях можно будет обмениваться документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме, предусмотренной коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором или дополнительным соглашением к нему. Главное, чтобы можно было обеспечить фиксацию факта получения стороной трудового договора документов в электронном виде.
Сейчас для обмена электронными документами при дистанционной работе необходимо всегда использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. И даже если трудовой договор заключен путем обмена электронными документами, работодатель все равно не позднее трех календарных дней после этого обязан направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением экземпляр договора на бумажном носителе.
В новом законе сохранилась обязанность работодателя по направлению бумажного договора, но сделать он это должен лишь по письменному заявлению работника, а не по умолчанию. Так что, хотя от бумажного документооборота полностью уйти не удалось, свободы у работодателей и работников в выборе способов взаимодействия станет больше.
Детализация особенностей режима рабочего времени работника
Время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включат в рабочее время.
Режим рабочего времени, а при временной дистанционной работе – продолжительность и периодичность «удаленки» будут определяться:
- коллективным договором;
- локальным нормативным актом;
- трудовым договором;
- дополнительным соглашением к трудовому договору.
Этими же документами могут быть определены условия и порядок вызова работодателем «временного» дистанционного работника на стационарное рабочее место. А если в них не прописаны особые правила, то работник сможет устанавливать режим рабочего времени по своему усмотрению.
Сейчас в ТК РФ указано, что работник сам определяет режим рабочего времени и времени отдыха, если иное не установлено трудовым договором.
Корректировка положений об организации и охране труда
Законодатель не произвел революционных изменений в сфере организации и охраны труда дистанционных работников. Поправками предусмотрено, что работодатель обеспечивает работника необходимыми для выполнения трудовой функции оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и т.д. Если же сотрудник с согласия работодателя и в его интересах использует свои или арендованные оборудование и указанные средства, то работодатель выплачивает ему компенсацию и возмещает расходы, связанные с использованием такого имущества.
Сейчас в ТК РФ указано, что в трудовой договор можно включить условие об обязанности работника использовать имущество, предоставленное или рекомендованное работодателем, а также определяются порядок и сроки выплаты компенсации на случай использования работником своего оборудования. То есть обязанности работодателя законодатель сформулировал четче.
Что касается охраны труда, то работодатель по-прежнему должен будет исполнять обязанности по:
- расследованию и учету несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнению предписаний органов власти;
- обязательному социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомлению работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием, предоставленным работодателем.
Другие обязанности в сфере охраны труда можно не исполнять, если стороны не договорились об ином.
Ограничение возможности расторжения трудового договора по дополнительным основаниям
Будет полностью обновлена ст. 312.5 ТК РФ. В ней укажут, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы. Впрочем, это пояснение излишне, поскольку в ТК РФ и так говорится о том, что зарплата работника зависит от его квалификации, сложности работы, количества и качества затраченного труда, а не от того, где он выполняет свои обязанности; дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается (ст. 132 ТК РФ).
Сейчас ст. 312.5 ТК РФ посвящена особенностям прекращения трудового договора о дистанционной работе. В ней установлено, что расторжение трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя производится по основаниям, предусмотренным этим договором. Данная норма защищает работодателя от злоупотреблений со стороны недобросовестных работников. Ведь контролировать сотрудника на «удаленке» и фиксировать неисполнение им должностных обязанностей значительно сложнее, чем при работе в офисе. Если работник, например, систематически опаздывает и прогуливает, но периодически выходит на связь, работодателю будет непросто его уволить.
С 1 января 2021 г. у работодателя больше не будет возможности договориться с работником о дополнительных основаниях расторжения трудового договора. Придется руководствоваться новыми правилами и учитывать ограничения. Дополнительные основания прекращения трудового договора с дистанционным работником будут установлены в новой ст. 312.8 ТК РФ и сведутся к следующим:
- сотрудник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем более двух рабочих дней подряд с момента поступления запроса работодателя (если не установлен более длительный срок);
- сотрудник изменил место выполнения работы, и это привело к невозможности исполнения им обязанностей на прежних условиях (для постоянных дистанционных трудовых договоров).
Введение подобных ограничений означает, что компании должны тщательно подходить к разработке форм документов о дистанционной работе. Будь то трудовой договор, дополнительное соглашение к нему или локальный нормативный акт, обязанности работника, порядок его взаимодействия с работодателем, контроль за исполнением должностных обязанностей должны быть максимально детализированы, чтобы при необходимости можно было доказать проступки работника.
(Отметим, что поскольку ТК РФ сейчас позволяет увольнять дистанционного работника по дополнительным основаниям, включенным в договор, работодатели иногда злоупотребляют этой возможностью, предусматривая такие неправомерные основания, как «нецелесообразность дальнейшего сотрудничества», «изменение стратегии развития работодателя», «производственная необходимость». Именно поэтому новым законом была исключена такая свобода регулирования. До вступления в силу поправок Роструд постарался устранить этот пробел. Он указал, что дополнительные основания увольнения могут быть связаны исключительно с недобросовестным исполнением работником своих обязанностей или нарушением трудовой дисциплины. Прочитать об этом вы можете в статье «Рекомендации МОТ об организации удаленной работы». Эта статья о руководстве Международной организации труда пригодится работодателям, чьи работники трудятся дистанционно).
Возможность перевода работника на «удаленку» без его согласия
Работодатель сможет на время перевести сотрудника на дистанционную работу по своей инициативе в исключительных случаях, таких как катастрофа, авария, пожар, наводнение, эпидемия и т.п. Согласия работника на это не потребуется. Но работодатель должен будет принять локальный нормативный акт о временном переводе его на дистанционную работу, содержащий, в частности:
- указание на обстоятельство, послужившее основанием для решения о переводе;
- список работников, переводимых на «удаленку»;
- срок перевода;
- порядок обеспечения сотрудников за счет средств работодателя необходимым им оборудованием;
- порядок возмещения работникам расходов, связанных с выполнением дистанционной работы;
- положения об организации труда работников;
- способы взаимодействия с работодателем, сроки представления работниками отчетов о выполненной работе.
Если специфика работы сотрудника не позволяет временно перевести его на «удаленку» или работодатель не может обеспечить его необходимым оборудованием, то время, в течение которого сотрудник не выполняет работу, будет считаться простоем по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Оплата в таком случае производится в размере не менее 2/3 тарифной ставки или оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).
Таким образом, у работодателя появится много новых обязанностей, придется нести дополнительные расходы. Однако можно оценить положительно то, что теперь можно будет вводить простой при отсутствии возможности перевести сотрудников на дистанционную работу. Ведь не так давно Роструд разъяснял2, что введение простоя на период «нерабочих дней»3 незаконно.
Как видим, нововведения неоднозначны. Для работников они скорее со знаком плюс, а вот бизнесу придется привыкнуть к новым правилам и ограничениям. В любом случае предупрежден – значит вооружен. Готовиться к вступлению в силу поправок и разрабатывать документы, регламентирующие дистанционную работу, следует уже сейчас.
1 Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях».
2 Ответ Роструда на вопрос № 124437 от 8 апреля 2020 г. на сайте «Онлайнинспекция.рф».
3 Согласно указам Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239.
Материал опубликован на сайте «Адвокатской газеты» 09.12.2020
Адвокат
Руководитель практик:
• Трудовое право
• Разрешение споров в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ