Комментарии в СМИ
«Петербургский застройщик Legenda не сумел защитить свой товарный знак «SMART-квартира»
Руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Екатерина Смирнова отмечает, что с каждым годом уровень правосознания в области интеллектуального права в России растет.
Группа компаний Legenda Василия Селиванова пытается в суде отстоять свое интеллектуальное право на зарегистрированный товарный знак «SMART-квартира», который уже 3 года использует для продвижения проектов жилья в Петербурге. Этот товарный знак теперь используют и другие строители. Защита интеллектуального права в России сильно отстает от европейской практики, говорят эксперты.
Глава компании Василий Селиванов заявил «ДП», что впервые столкнулся с неуважением к авторскому праву. «Эта история показала, что степень уязвимости отечественных брендов и товарных знаков очень высока. Во всем мире иначе. Там, если есть хотя бы два свидетельства прямого копирования, суд встает на защиту их собственника», — говорит бизнесмен. Он подчеркнул, что компания продолжит борьбу за товарный знак в судах высшей юрисдикции.
«Правоприменительная практика в России еще сильно отстает от, скажем, англо-саксонской практики, в частности, в плане мотивированности судебных решений. Нам есть куда расти как в области нормотворчества, так и правоприменения. При этом с каждым годом уровень правосознания в этой области безусловно растет», — уверяет руководитель практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям бюро «Качкин и Партнеры» Екатерина Смирнова.
Старший партнер «Дювернуа Лигал» Игорь Гущев добавил, что право современной России развивается менее 30 лет, а на Западе значительно дольше. «Что касается товарных знаков, то проблема, скорее, в правоприменительной практике, а не в самом законодательстве. Но в данном случае нет и проблемы законодательного регулирования. Просто компании стоило больше времени уделить работе над товарным знаком — придумать что-то оригинальное и зарегистрировать само словосочетание. Ведь в нашей стране действительно, если зарегистрирован только графический товарный знак, защита не распространяется на сходное словосочетание. А общеупотребительные слова вообще не подлежат регистрации в качестве товарных знаков», — говорит Игорь Гущев.
«С решением судов полностью согласен. Действительно, в товарном знаке №535354 словесный элемент «Smart-квартира» не охраняется. Может, стоило предъявлять претензии не на основании прав на товарный знак, а по нормам авторского права, о котором говорит истец, но это уже новый иск. Также можно было обратиться в ФАС по факту недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган учел бы все аспекты этого дела, а не только формально факт регистрации товарного знака», — говорит партнер компании «Городисский и Партнеры» Виктор Станковский.
Интеллектуальных споров в России по поводу товарных знаков сейчас довольно много. Активнее всех спорят производители продуктов питания. Причем в последние 2 года число разбирательств между ними выросло, поскольку на волне импортозамещения многие российские производители стали стилизовать свои товары под раскрученные европейские бренды.
Одним из самых громких скандалов было дело концернов Valio и «Сваля» против ООО «Традиция», производителя сыров «Баба Валя». В декабре 2015 года комиссия ФАС признала действия российской фирмы нарушающими закон о защите конкуренции. После этого «Баба Валя» сразу устранила все нарушения.
Историй, когда из-за товарных знаков спорят строители, значительно меньше. Но они все-таки есть. Например, в марте компания «Главстрой–СПб» подала два иска в суд по интеллектуальным правам к ООО «Холдинговая компания «Бизнесинвестгрупп» из Уфы. В начале года уфимская фирма, зарегистрировавшая в Роспатенте товарный знак «Панорама», запретила «Главстрою-СПб» применять сходный с ним товарный знак «Панорама 360» в рекламе квартир в квартале на Шкапина — Розенштейна в Адмиралтейском районе Петербурга. Суд еще не закончился. К слову, в Петербурге кроме «Главстроя-СПб» товарный знак «Панорама» использовал и «Строительный трест», у которого есть ЖК «Панорама» на Кондратьевском проспекте. В «Строительном тресте» сообщили «ДП», что с претензиями на этот товарный знак не сталкивались.
Наталья Ковтун
Материал опубликован на сайте газеты «Деловой Петербург» 09.06.2016