Новое в регулировании
ФАС разъяснил порядок формирования лотов на торгах по организации пассажирских перевозок
Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) письмом от 02.10.2020 №ИА/85875/20 (далее – Письмо) был разъяснен порядок формирования лотов на торгах по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Законом 220-ФЗ[1], в частности, сформулированы следующие критерии, которые свидетельствуют о формировании лотов, не ограничивающих конкуренцию и количество участников торгов.
[1] Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Муниципальные и межмуниципальные маршруты
По мнению ФАС России, несоблюдение изложенных критериев является признаком ограничения конкуренции и количества участников торгов при формировании лотов при организации регулярных перевозок.
В случае невозможности соблюдения данных критериев по результатам проведения консультаций заказчиком с территориальным органом ФАС России последний вправе не признавать нарушением формирование меньшего, чем указано выше, количества лотов, при условии соблюдения конкурентной среды, при этом в любом случае неизменными должны оставаться условия о сроках исполнения обязательств по контракту и максимальном размере обеспечения исполнения контракта.
Напомним, до сегодняшнего дня территориальные органы ФАС России оценивали каждый случай объединения нескольких маршрутов в один лот индивидуально, не руководствуясь какими-либо жесткими, едиными для всех критериями. В частности, указывалось, что «нормами Закона о контрактной системе не установлен запрет на объединение заказчиком предмета закупки в один лот»[1]. Существовала и противоположная практика, согласно которой недопустимо искусственное укрупнение лота[2].
Аналогичным образом, в судебной практике в каждом конкретном случае возможность объединения нескольких маршрутов в один лот оценивалась индивидуально: суды указывали на отсутствие нормативной регламентации критериев объединения маршрутов в один лот[3] и необходимость соблюдения антимонопольного законодательства при таком объединении[4].
[1] Решение Коми УФАС России от 17.01.2019 N 04-07/305.
[2] Решение Еврейского УФАС России от 23.11.2017 по делу N К-45/05.
[3] Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 N 14АП-11864/2017 по делу N А05-11542/2017.
[4] Определение ВАС РФ от 23.04.2013 N ВАС-4645/13 по делу N А16-1117/2012.
[1] Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 N 14АП-11864/2017 по делу N А05-11542/2017.
[2] Определение ВАС РФ от 23.04.2013 N ВАС-4645/13 по делу N А16-1117/2012.
[1] Решение Коми УФАС России от 17.01.2019 N 04-07/305.
[2] Решение Еврейского УФАС России от 23.11.2017 по делу N К-45/05.
Рекомендации по формированию лотов при организации регулярных перевозок
Хотя подобные письма и не обладают нормативно-правовыми свойствами, ФАС России наделен полномочиями по разработке рекомендаций по применению антимонопольного законодательства, при этом территориальные органы ФАС России воспринимают разъясняющие письма ФАС России как обязательные для применения, в том числе при рассмотрении жалоб[1] (на это также указано в Письме).
Письмо фактически ограничивает возможности заказчиков, предоставленные им Законом о контрактной системе (в частности, право на формирование объекта закупки исходя из собственных потребностей, на объединение предмета закупки в один лот), при этом необходимо учитывать, что издание Письма может повлечь за собой возникновение споров в отношении как планируемых, так и уже проведенных/заключенных торгов/контрактов.
[1] Решение Владимирского УФАС России от 08.06.2020 по делу N 033/06/69-475/2020.
Выводы
С учетом высокой вероятности применения содержащихся в Письме разъяснений при рассмотрении жалоб территориальными органами ФАС России, а также при проведении проверок, рекомендуется (до момента уточнения/отмены данных разъяснений) при организации регулярных перевозок руководствоваться сформулированными в Письме правилами.
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF