Комментарии в СМИ

«Платная парковка против Конституции»

СМИ публикует информацию по итогам заседания в Городском суде Санкт-Петербурга по вопросу оспаривания партнером, руководителем корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Кириллом Саськовым постановления Правительства Санкт-Петербурга «О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками…».

Вопрос об открытии зоны платной парковки в Петербурге пока не решен, не принято даже решения о её создании, заявили представители Смольного в суде. Отвечая на требования адвокатов, оспоривших порядок оплаты парковок, юристы правительства не смогли объяснить судье, на каком основании город собирается собирать деньги, и отговорились неопределенностью положения: по их словам, пока парковок нет, и назвать даже примерную дату их появления невозможно.

В зале городского суда разгорелся спор о том, что такое платная парковка. С одной стороны — проживающий в «пилотной зоне» адвокат бюро «Качкин и партнеры» Кирилл Саськов и представляющий его коллега Дмитрий Некрестьянов. С другой — юристы правительства Петербурга, которые столь тихо и невнятно прошелестели свои фамилии, что с мест для посетителей их расслышать не удалось.

Предметом спора послужило постановление городского правительства от 29 декабря 2014 года с длинным наименованием: «О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге». Как посчитал Саськов, оно нарушило его права, список претензий составил 16 пунктов. Некоторые из них были урегулированы на досудебной стадии, но основные вопросы остались. Адвокат не согласен с ограничением права льготной парковки только одним автомобилем для семей, проживающих в коммунальных квартирах, для многодетных семей, с положением, предоставляющим право на бесплатную или льготную парковку только для собственников жилья или проживающих по социальному найму и не учитывающим интересы тех, кто проживает в квартире по договору найма коммерческого.

Платные парковки против Конституции

Судья Елена Витушкина попросила уточнить, какие именно права заявителя нарушены. Адвокат Дмитрий Некрестьянов напомнил о Конституции: «Нарушены три основных права. Это право на жилище, это право на благоприятную окружающую среду, и это ограничение прав и свобод гражданина, не предусмотренное федеральным законом». Адвокат пояснил, что под благоустроенным жильем понимается, в том числе, и транспортная доступность, и возможность парковать свое транспортное средство. Конечно, Кирилл Саськов понимает, что у города нет обязанности обеспечить каждого жителя парковочным местом, заверил Некрестьянов, но возможность воспользоваться таким местом должна быть равной: «Если живущий в квартире, например, на первом этаже по договору социального найма гражданин имеет право на льготную оплату парковки, то совершенно непонятно, почему такого права должен быть лишен его сосед со второго этажа, заключивший договор коммерческого найма жилья и также несущий расходы по содержанию этого жилья».

Адвокат напомнил, что именно такой точки зрения придерживались во время обсуждения проекта постановления правительства и комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, и управление ГИБДД. «Единственный аргумент, который был им противопоставлен — это мнение, что в случае расширения льготных категорий могут снизиться доходы городского бюджета. Снижение доходов бюджета — это недостаточное основание для нарушения конституционных прав граждан», – заметил Некрестьянов.

От Смольного: решение о платных парковках не принято

Юристы Смольного заявили, что пока права жителя центра Саськова не нарушены: в настоящее время платная парковка не действует. Суд был вынужден три или четыре раза повторить один и тот же вопрос: когда же именно формально-юридически действующая норма о платном парковочном пространстве начнет действовать фактически. Из полученного наконец ответа следовало, что в правительстве этого не знают, и даже ориентировочных сроков назвать не могут: «Комитет по развитию транспортной инфраструктуры должен издать административный регламент. На сегодняшний день такой нормы нет. Говорить о том, что платные парковки начнут работать с 1 мая, мы не можем. На сегодняшний день решение о создании платных парковок не принято, создано только правовое основание».

Дмитрий Некрестьянов удивился:

– Постановление правительства вступило в законную силу, оно является действующим?

– Этот правовой акт является действующим, но не применяется, – ответил представитель Смольного.

– Если правовой акт вступил в силу, он подлежит применению? – попытался уточнить Некрестьянов.

– Подлежит. Но он сейчас не применяется, – не позволил себя сбить с позиции оппонент.

Плата — это льгота

Ответ на вопрос о правовой природе платы, которую предстоит собирать на парковке, привел к непониманию и перерыву.

Адвокаты Саськов и Некрестьянов долго пытались получить ответ на вопрос: плата за парковку — это что? Это плата за государственную услугу, это оплата по некоему договору или нечто другое?

– Нет, мы не считаем, что это госуслуга. И это не договор. Мы считаем, что это отношения, основанные на административных отношениях, на отношениях власти-подчинения, – ответили представители города.

– Всё-таки ответьте, какова правовая природа этой платы? – попытался уточнить суд.

– Она отражена в постановлении.

– Это плата за госуслуги?

– Нет.

– Это компенсация? Это сбор?

– Это льгота, – нашелся с ответом юрист.

– Вам стоит подумать, – задумчиво-удивленно заключила судья и объявила перерыв на неделю. В течение которой сторонам было рекомендовано найти ответы на вопросы.

Городу советуют определиться

Дмитрий Некрестьянов с сожалением заметил корреспонденту «Фонтанки», что из ответов представителей правительства он так и не смог уяснить, чем именно являются те деньги, которые город собирается получать с жителей за парковку: «Прежде чем что-то обсуждать, юристу надо определиться, о чем мы говорим. Если платная парковка и её оплата — это государственная услуга, это один разговор. Если это оплата в силу какого-то публичного договора — это другой разговор, и его вести надо в другом суде».

Что имели в виду представители правительства, у них самих узнать не удалось. Не отвечая на вопросы журналистов, строгие мужчина и женщина проследовали к выходу, не только не прокомментировав точку зрения города на процесс, но и отказавшись представиться.

Справка:

Пилотная зона будет ограничена набережной Фонтанки, Кирочной улицей, Лиговским и Невским проспектами. Здесь будут располагаться 3000 машино-мест. Стоимость одного часа парковки составит 60 рублей. Месячный абонемент обойдется в 12 тысяч рублей, годовой – в 108 тысяч. Местные жители смогут приобрести льготный годовой абонемент за 1800. С 20.00 до 8 утра парковка будет бесплатной. В январе 2015 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры предполагал, что пилотная зона может заработать с 1 мая 2015 года.

Денис Коротков

 

Ссылка на источник

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ