Комментарии в СМИ
«Восточный скоростной диаметр съезжает с федерального бюджета»
Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Денис Качкин полагает, что Санкт-Петербургу не составит труда найти инвестора для проекта строительства Восточного скоростного диаметра.
Смольному предложили искать деньги на магистраль самостоятельно.
Министерство транспорта РФ предупредило правительство Петербурга о том, что Восточный скоростной диаметр (ВСД) может быть построен без участия средств федерального бюджета. Ранее власти города рассчитывали на то, что центр выделит на магистраль около 57 млрд рублей. Однако Смольному предложено найти инвесторов для проекта, который оценивается в 182,8 млрд рублей, на рынке.
Около 40 млрд рублей федерального софинансирования в рамках строительства ВСД запрашивали власти Ленобласти, еще 17 млрд рублей — правительство Петербурга. Общая протяженность ВСД составляет 27,4 км, в том числе 14,2 км — по территории Петербурга и 13,2 км — по территории Ленобласти.
В ходе совещания по развитию транспортной инфраструктуры города и региона, прошедшего в конце прошлой недели, министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил, что в правительство уже сформировало «определенный пул проектов и средств» для поддержки ГЧП программ в регионах до 2025 года.
«На Федерацию надейся, а сам не плошай. Если проект (ВСД. — «Ъ») хороший, окупаемый, прекрасный, то я бы взял и начал с ним работать, а то мы федерального финансирования можем ждать очень долго», — заявил господин Дитрих, добавив, что Петербург справится с проектом без федерального софинансирования.
Вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов, отвечающий за транспорт и инвестиции, отметил, что, будучи главой комитета финансов, тоже отстаивал позицию поиска средств на рынке. Однако городу будет «крайне тяжело» построить ВСД без федеральной помощи. Он добавил, что кроме ВТБ Смольному поручено проработать проект с ВЭБ. На вопрос, может ли город вообще отказаться от строительства ВСД, господин Батанов заметил, что это худший из возможных вариантов.
В ВТБ «Ъ» сообщили, что сохраняют интерес к проекту. «Однако, по нашему опыту, дорожные проекты такого масштаба требуют бюджетного софинансирования», — добавили в банке. В ВЭБ на запрос «Ъ» не ответили.
По словам управляющего партнера юридической компании «Качкин и партнеры» Дениса Качкина, городу не составит труда найти инвестора для этого проекта: «Банки готовы кредитовать инфраструктуру в рамках концессионных и ГЧП механизмов — это аналог суверенного долга, комфортный с точки зрения отчетности перед ЦБ и обязательного резервирования». Но средства, полученные от инвестора, надо вернуть, продолжает эксперт. «Когда город просит денег у федерального правительства, он тем самым просит облегчить будущую кредитную нагрузку на себя. Очевидно, что такой мегапроект, как ВСД, себя не окупит — нужно плечо бюджетной поддержки. Если его не даст Федерация, придется изыскивать городу. В сегодняшних реалиях и при подобной позиции Минтранса это в принципе ставит жирный знак вопроса над будущим проекта», — заключает господин Качкин.
Партнер компании «Вальтер Констракшн» Вадим Тедеев напоминает, что Западный скоростной диаметр строился при поддержке федерального бюджета. «На наш взгляд, без проектного финансирования со стороны госструктур возведение ВСД маловероятно»,— говорит он, отмечая, что не исключен вариант строительства ВСД по пути инфраструктурной ипотеки, которая, по сути, является той же концессией с платой концедента, но на менее щадящих условиях для инвестора.
Справка
ВСД должен связать восточные районы города с югом и вывести транзитные потоки с улично-дорожной сети Петербурга. Количество полос движения — от четырех до шести. Трасса пройдет по территории пяти районов с переправой через Неву около железнодорожного моста в Невском районе. Среднесуточная прогнозная интенсивность движения, согласно предварительным данным, составит около 50 тыс. автомобилей. Предполагаемые сроки строительства — 2021-2025 годы. Ранее Смольный предполагал открыть магистраль к 2022 году.
Яна Войцеховская
Материал опубликован в газете «Коммерсантъ – Санкт-Петербург» № 24 от 11.02.2019
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF