Комментарии в СМИ

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Денис Качкин считает Ленинградскую область привлекательнее Санкт-Петербурга для инвесторов с точки зрения льготных налоговых режимов.

Новые налоговые льготы в Ленинградской области ограничили сроком действия и объемом инвестиций.

Законодательное собрание Ленинградской области приняло закон, который с января 2020 года снижает ставку по налогу на прибыль до 10% и обнуляет налог на имущество для ряда инвесторов. Воспользоваться новыми льготами смогут компании, которые получат статус регионального инвестиционного проекта (РИП) и вложат в развитие не менее 50 млн рублей. В ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении депутаты высказывали мнение, что эта минимальная планка для получения льготы высоковата для некоторых депрессивных районов области и ее целесообразно снизить, однако в итоговой редакции эта цифра все же осталась без изменений.

Действие льгот будет ограниченным. Для инвестиционных проектов с объемом вложений от 50 млн до 500 млн рублей срок налоговых послаблений составит не более 4 лет, а при объеме вложений свыше 500 млн — не более 6 лет.

Есть и еще одно условие для получения пониженной налоговой ставки: доходы от продажи товаров, которые будут произведены в рамках РИП, должны составлять не менее 90% всех доходов. Это означает, что власти рассчитывают на создание новых производств.

Доходы сильно не пострадают

По оценке комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти, в 2020 году как участники РИП с заявками на получение льгот обратятся четыре–пять инвесторов. По подсчетам чиновников, финансовый эффект от инвестиционных проектов с объемом вложений от 50 млн рублей можно ожидать уже в 2021 году, когда инвестор начнет получать прибыль. Для более крупных проектов — в перспективе 3–4 лет. При этом, по данным экономического блока администрации Ленобласти, доходы бюджета области существенно снизиться не должны, поскольку льготы стимулируют создание новых предприятий.

В законе также говорится, что РИП должен быть реализован единственным участником. Это упростит выполнение требования о 90%–ной планке доходов в рамках РИП. В комитете экономического развития и инвестиционной деятельности региона отмечают, что с 2020 года вступят в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, которые добавляют альтернативное условие для применения в РИП льготных ставок по налогу на прибыль.

«Ставки могут применяться не ко всей налоговой базе (в таком случае действует прежнее условие о 90% доходов), а только к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации РИП, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов)», — пояснили в пресс–службе комитета.

При этом воспользоваться новыми налоговыми льготами смогут не все предприятия. Так, получить статус РИП не удастся производителям подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов (согласно ст. 25.8 Налогового кодекса РФ).

Окружающая среда важнее денег

Кроме того, губернатор региона Александр Дрозденко заявил о том, что областные власти намерены на 3 года ввести мораторий на размещение промышленных объектов 1–го и 2–го класса опасности. По его оценкам, в инвестиционном портфеле Ленобласти на данный момент насчитывается проектов на 1,5 трлн рублей. Их намерены реализовать в ближайшие годы, а в 2020–м планируется оценить влияние на окружающую среду действующих предприятий.

Ленинградская область привлекательнее Петербурга для инвесторов с точки зрения льготных налоговых режимов, считает управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры» Денис Качкин. «Требования по минимальному порогу для инвестирования ниже, чем в Санкт–Петербурге. Хотя в основном ставки льготного налогообложения по налогу на прибыль не отличаются и составляют 13,5% (в городе есть и более высокие ставки по ряду позиций)», — отмечает эксперт.

По данным экономического блока областной администрации, промышленность занимает первое место (36,3%) по вкладу в валовой региональный продукт. На втором месте — транспорт и связь (13,7%), на третьем — оптовая и розничная торговля (12%).

По данным Петростата за январь–сентябрь 2019 года, 81% промышленности Ленобласти приходится на обрабатывающие производства (92% — в Петербурге). В целом индекс промпроизводства в области составил 104,4% к уровню соответствующего периода 2018 года (в Петербурге — 104,7%).

Финансовый блок администрации Ленобласти оценивает объем налоговых доходов в консолидированный бюджет на 2020 год в 160,6 млрд рублей (168,8 млрд в 2018–м). Планируется, что из них больше всего (32,9%) перечислят обрабатывающие производства, в том числе «Орими», «Филип Моррис Ижора», «Интернешнл Пейпер», ПО «Киришинефтеоргсинтез», «Пикалевская сода», «Еврохим Северо–Запад» и ПГ «Фосфорит».

Комментарии

Нужны дополнения

Александр Сирченко, первый заместитель генерального директора АО «ЭлТех СПб»:

«Этот закон — важный шаг в сторону улучшения инвестклимата. Однако, на мой взгляд, набор стимулирующих инструментов недостаточен, чтобы провести масштабное техническое перевооружение или диверсификацию. Ключевое препятствие для большинства промышленников — отсутствие оборотных средств, необходимых на приобретение оборудования, обучение персонала, а также опасения, что инвестиции не окупятся в срок.

Комплекс стимулирующих мер необходимо дополнить государственными дотациями для предприятий, работающих в приоритетных направлениях, кредитными продуктами на льготных условиях, программами софинансирования».

Осип Румянцев, управляющий партнер адвокатского бюро «Румянцев Лигал»:

«С точки зрения налоговых льгот Ленинградская область может стать более интересной новым инвесторам, чем Петербург: с 1 января 2020 года региональные инвестиционные проекты наряду со льготой по налогу на прибыль смогут получить на тот же срок еще и льготу по налогу на имущество. Это существенно снизит фискальную нагрузку на начальном этапе реализации проекта.

При этом порог входа для получения этих льгот в Ленобласти составляет 50 млн рублей. В Санкт–Петербурге для получения налоговых льгот, например, в рамках специального инвестиционного контракта инвестору необходимо вложить не менее 300 млн рублей».

Светлана Афонина

Материал опубликован в газете «Деловой Петербург» № 179 от 21.11.2019

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ