Комментарии в СМИ
«Закон о госзакупках упростят до беспредела»
Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», полагает, что основная цель предлагаемых Правительством РФ изменений в системе госзакупок — ускорить закупочные процедуры и сделать гибче процесс исполнения контрактов.
Правительство РФ меняет систему госзакупок. Поправки в 44-ФЗ фактически позволят подстраивать условия тендеров под интересы конкретных компаний: продлять контракты, увеличивать финансирование по ним, менять генподрядчиков. Правительство РФ 4 апреля одобрило поправки в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ). В частности, предлагается упростить выбор подрядчиков для строительства объектов за счет бюджета. Им не придется, как сейчас, подробно прописывать свои предложения о том, как построить тот или иной объект с учетом его проекта. Претенденту достаточно будет подтвердить, что у него есть опыт возведения подобных объектов, и просто согласиться с условиями строительства, перечисленными в конкурсной документации.
Договоры перепишут
Если во время исполнения контракта возникли «обстоятельства непреодолимой силы», стороны могут изменить условия контракта — например, продлить его или скорректировать цену. Сейчас изменение сроков и цены контракта по 44-ФЗ запрещено.
Более того, можно будет по соглашению сторон даже продлить срок контракта без всяких непреодолимых обстоятельств, если подрядчик не укладывается в график. Но только один раз.
Зато если закупка производится у единственного поставщика (так, например, строился Керченский мост, где подрядчиком был «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга), то сроки и цену контракта можно будет менять сколько угодно.
А если заказчик сочтет, что определить объем необходимых товаров, работ или услуг на момент закупки невозможно, то цену закупки будут рассчитывать исходя из стоимости каждой единицы товаров.
И наконец, последняя новация — можно будет передавать контракт подрядчику, которому после сопоставления заявок присвоено второе место, если победитель сойдет с дистанции (сорвет сроки, обанкротится или просто не будет выполнять условия контракта).
Если очень хочется, то можно
Впрочем, ограничения, которые предлагается смягчить, никогда никому не мешали. Например, стоимость строительства стадиона на Крестовском острове в Петербурге выросла с первоначальных 6,67 млрд рублей до 48,2 млрд рублей. Да и сроки сдачи объекта сдвигались много раз: начали его строить в 2006-м и собирались открыть в 2009-м, но в итоге арена начала работать лишь в 2018 году — дальше тянуть было уже невозможно, так как в июне 2018-го должен был состояться первый матч Чемпионата мира по футболу.
Отсутствие обстоятельств непреодолимой силы не помешало Дирекции транспортного строительства поменять условия контракта с ОАО «Метрострой» по строительству петербургской подземки. Например, вторую очередь одиозного Фрунзенского радиуса подрядчик начал строить в 2014 году и должен был завершить к концу 2017-го. Однако дополнительными соглашениями к контракту дирекция несколько раз меняла условия, задерживая начало работ то на одном участке, то на другом. В результате сдачу радиуса пришлось сначала перенести на май 2018 года, потом на декабрь, потом на январь 2019 года. Очередной дополнительное соглашение стороны подписали в марте 2019 года, оно предусматривает ввод Фрунзенского радиуса не позднее 31 августа.
Риски злоупотреблений
Поправки в 44-ФЗ резко увеличивают коррупционные риски. Прежде всего, для случаев размещения закупок у единственного поставщика. По закону контракт с единственным поставщиком заключают, если речь идет об уникальных товарах или услугах (например, по строительству газопровода «Сила Сибири») или секретных объектах (например, оборонных закупках).
Но 44-ФЗ также позволяет отдавать контакт единственному поставщику, когда на тендер подана только одна заявка или когда только одна заявка удовлетворяет условиям торгов. Например, АО «ВАД» Валерия Абрамова в 2017 году заключило с государственными заказчиками более 30 контрактов на ремонт и строительство дорог на общую сумму свыше 40,57 млрд рублей. При этом во всех случаях, кроме одного, на конкурс подавал заявку только один участник — сам ВАД.
В недавнем конкурсе на предоставление транспортных услуг для станций скорой помощи Вологды и Череповца на 426 млн рублей тоже приняла участие только одна компания — ООО «Эффективная система здравоохранения» Данила Барышникова, сына заместителя гендиректора «Газпром нефти» Владислава Барышникова.
Только один заявитель подал заявки в шести тендерах на транспортировку отходов на 3,23 млрд рублей в Саратовской области — это компания ООО «Днепр. Смоленский регион» Сергея Котляренко, управляющего активами бывшего вице-премьера, а ныне главы «Внешэкономбанка» Игоря Шувалова.
Заказчик намеренно может устроить дело так, чтобы в условия тендера могла вписаться заявка только одной компании, говорят эксперты. Или отсеять всех претендентов, кроме одного, по формальным признакам. И тогда стороны смогут сколько угодно повышать цену контракта или продлевать его сроки.
Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»:
«Основная цель предлагаемых изменений — ускорить закупочные процедуры и сделать гибче процесс исполнения контрактов.
Длительность и сложность процесса определения поставщика — это острая проблема для большинства госзаказчиков. Например, если исполнитель не справился с заказом, работоспособность некоторых предприятий может быть на грани срыва. Однако они вынуждены тратить время на проведение еще одной закупочной процедуры. Так что возможность заключить контракт с компанией, чьей заявке было присвоено второе место, без проведения повторной процедуры можно оценить скорее положительно.
Вместе с тем, это изменение, если оно будет принято, может повлечь и злоупотребления: например, если компания-победитель будет в сговоре с участником, чья заявка заняла второе место, также госзаказчик может намерено создавать препятствия для исполнения контракта победителем, чтобы отдать заказ «дружественному» поставщику.
Что касается изменений в сфере закупок строительных работ, то их можно оценить положительно, они позволят снизить количество злоупотреблений на этапе определения поставщиков со стороны заказчиков, а заказчикам — отобрать наиболее квалифицированных подрядчиков с опытом выполнения работ. Логично и позволить изменять условия контракта при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, тем более что уже сейчас сторона освобождается от ответственности за неисполнение контракта при наличии таких обстоятельств».
Ольга Мягченко