Комментарии в СМИ

«Пайщиков оставят без рекламы»

Руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов разъяснил нюансы законодательства о рекламе объектов недвижимости.

Федеральный арбитраж решил, что застройщики, продающие квартиры через ЖСК, не могут рекламировать объекты, пока не получат разрешение на строительство.

Показательное решение вынесено в рамках спора между ЗАО «Центр долевого строительства» и УФАС по Петербургу. В начале прошлого года антимонопольщики признали ненадлежащей рекламу нескольких жилых комплексов группы ЦДС, опубликованную в одном из каталогов. В рекламе сообщалось, что квартиры реализуются через вступление граждан в ЖСК и уплату взносов. Наименования конкретных кооперативов отсутствовали. К тому же не сообщалось, есть ли у группы разрешения на строительство всех перечисленных объектов.

Первая инстанция признала вину ЦДС частично. Суд посчитал, сославшись на 28 статью закона о рекламе, что нужно полностью указывать наименования ЖСК, привлекающих деньги граждан. Что касается разрешений на строительство, то они у компании были. Впрочем, суд первой инстанции подчеркнул, что их отсутствие в любом случае не стало бы поводом привлечь фирму к ответственности. Законодательство не предусматривает требований о том, что вступить в кооператив можно только после того, как застройщик получит разрешение на строительство. Иначе это противоречило бы общему принципу добровольного участия в ЖСК.

Апелляционный суд не согласился с выводами арбитража. Он подчеркнул, что объекты рекламы — многоквартирные дома, а не деятельность ЖСК, а для строительства нужно разрешение, без которого нельзя запускать рекламу. Поскольку разрешения у ЦДС были, то к компании претензий нет. Суд оправдал ее и по другим статьям, подчеркнув, что для рекламы конкретных объектов нет необходимости указывать полное наименование кооперативов.

Решающее слово оставалось за судом кассации. Примечательно, что жалобы в третью инстанцию поступили от обеих сторон. ЦДС потребовал исключить из мотивировочной части вывод о том, что для рекламы кооперативных объектов нужно разрешение на строительство.

В конце марта Федеральный арбитраж оставил в силе решение апелляционного суда, подчеркнув, что получать разрешение нужно.

Это не значит, что кооператив не имеет права привлекать средства граждан, но рекламировать квартиры на конкретном объекте — не может.

До сих пор мнения юристов на сей счет расходились. Скорее всего, нынешнее решение прямо скажется на судебной практике, если только дело не дойдет до ВАС и Президиум высшей инстанции не расставит акценты иначе.

Мнение эксперта

Дмитрий Некрестьянов,
партнер юридической компании «Качкин и Партнеры»:

– В силу ограничений, заложенных в 214 ФЗ, все больше застройщиков склоняются к реализации квартир через схему ЖСК, что, в свою очередь, стало привлекать внимание УФАС.

Формально в законе «О рекламе» нет каких-либо специальных ограничений по рекламе продаж через ЖСК (нет требования о наличии разрешения на строительство и т. п.), но УФАС трактует закон расширительно и считает, что следует применять нормы по аналогии с требованиями к рекламе жилищных накопительных кооперативов. Судебная практика противоречива, но суды все чаще поддерживают мнение УФАС.

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ