Комментарии в СМИ

«Из бюджета 2012 года «выпали» несколько крупных инвестиционных проектов»

Управляющий партнер «Качкин и Партнеры» Денис Качкин подчеркнул взаимосвязь инвестиционной привлекательности Петербурга за рубежом и реализации крупных инфраструктурных проектов.

Из бюджета 2012 года «выпали» несколько крупных инвестиционных проектов. Откладываются: Орловский тоннель, Ново?Адмиралтейский мост и легкорельсовый трамвай. Как вы считаете, нужны ли городу эти мегастройки? И как их отмена скажется на инвестиционном климате Петербурга?

Павел Штепан, президент компании «Юринфо-Недвижимость»:

– Привлекательность Петербурга напрямую связана с инвестиционной привлекательностью страны в целом. А в России в ближайшее время много чего изменится. Думаю, что мы не уложимся в запланированный Минфином объем оттока капитала, а значит, уменьшатся инвестиции и в Петербурге. Перечисленные проекты на эти процессы серьезно не повлияют. Но дай бог, чтобы эти пессимистичные прогнозы не сбылись.

Сергей Максимов, зав. кафедрой ИНЖЭКОН:

– Это нехорошо во всех отношениях. Это проявление некоей слабости. Понятно, что бюджет вынужден экономить. Но если вы строите стратегию развития города, то экономить надо не на стратегических проектах. У имиджа есть и практическая ценность. Эти проекты нужны транспортному комплексу города — движение в Петербурге крайне затруднено. Кроме того, инвесторам, особенно крупным, может показаться, что власти ими не очень дорожат.

Денис Качкин, генеральный директор юридической компании «Качкин и Партнеры»:

– Сложный вопрос. Все зависит от макроэкономической ситуации в городе и в мире. Все ожидают довольно сильной второй волны кризиса. Политика экономии в этом случае оправданна. Например, средства стабилизационного фонда позволили экономике еще при первой волне избежать полного коллапса. Что касается Ново?Адмиралтейского моста и моста через остров Серный, многие и раньше не видели в них особой пользы.

Стоимость Орловского тоннеля значительно увеличилась, а возможность остановки проекта целиком зависит от норм концессионного соглашения. Если все будет сделано юридически грамотно, то и на инвестиционной привлекательности особо не скажется. Главное, чтобы это не расценили как увеличение политического риска.

В городе созданы комфортные условия для иностранных инвесторов, и, если администрация продолжит политику строительства транспортных, социальных и других объектов, в том числе посредством ГЧП, рейтинг Петербурга на Западе не изменится. А что касается легкорельсового трамвая, это изначально хорошо окупаемый проект. Трансфер от аэропорта Пулково в любом случае будет налажен. А кто успеет раньше — город, РЖД или другой игрок, — второй вопрос.

Вячеслав Ефремов, руководитель департамента продаж компании «НДВ СПб»:

– Когда откладывается реализация крупных инвестиционных проектов, в этом в любом случае мало хорошего. Если в бюджете города не хватает денег для выполнения социальных обязательств и сэкономленные на масштабных стройках средства пойдут именно на «социалку», такой шаг оправдан. А экономия ради экономии — наверное, неправильно.

Насколько это скажется на инвестиционном климате Петербурга, сказать сложно, особенно на фоне глобальных событий в экономике Европы и скачках курса валют. Думаю, вряд ли.

Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank SPb:

– Любой инфраструктурный проект, который улучшает доступность новых территорий, полезен для города. Он создает новые зоны и новые возможности для развития. Вопрос ведь не в том, надо ли соединять Смольную и Свердловскую набережные транспортной связью — надо, конечно. Вопрос — насколько оптимален выбранный (дорогостоящий) вариант. Насколько я знаю, были и менее затратные предложения.

Кроме того, стоит учитывать византийский характер нашей государственности. И принятие важных решений, и их отмена кроме социальных и экономических мотивов опираются на интересы определенных групп. Теперь эти группы поменялись…

Инвестиционный имидж Петербурга принятые решения вряд ли подпортят. Если, конечно, новые решения будут мотивированы и обоснованы.

Антон Агабабаев, юрисконсульт ЗАО «Северо-Западный Юридический центр»:

– Перечисленные проекты, безусловно, важны для нашего города. Их реализация позволит частично разрешить транспортную проблему, которая с каждым днем становится все острее. Но каждый из трех проектов требует огромных финансовых ресурсов, что делает их одновременную реализацию затруднительной.

Отсутствие в бюджете на 2012?й финансирования этих амбициозных строек, конечно, отразится на инвестиционном климате города. Стоит упомянуть, что идея Орловского тоннеля впервые серьезно обсуждалась пять лет назад, потом был конкурс, российские и иностранные компании готовились участвовать…

Однако я не думаю, что из-за «выпавших» проектов город лишится иностранных инвестиций. Скорее всего, инвесторы станут осторожнее относиться к проектам, реализуемым под эгидой города.

Александр Перминов, генеральный директор компании «Паритет Групп»:

– Могу прокомментировать ситуацию с проектом легкорельсового трамвая. Думаю, что окончательное решение пока не принято, а взята пауза для анализа всех факторов. Считаю, что ЛТР, безусловно, нужен. Если мы декларируем, что Петербург развивается по канонам европейского города, роль общественного транспорта будет повышаться. А чтобы им пользовалось как можно больше слоев населения, необходимо не просто увеличивать количество автобусов или троллейбусов, а повышать качество обслуживания. Эту проблему и призван решить проект легкорельсового трамвая.

Александр Степочкин, генеральный директор компании «Рамирент»:

– Это нужные Петербургу проекты. Но схема их финансирования, предполагавшая партнерство города и частных инвесторов, была не совсем прозрачной. Как я понимаю, из-за этого их реализацию и отложили. Надеюсь, что ненадолго.

Владимир Евстропов, генеральный директор компании «Солидар»:

– В принципе, решение правильное. Лучше в условиях кризиса сделать ставку на социальные направления, в первую очередь на подготовку к зиме. Возвращение к этим инвестиционным проектам возможно после более детального их изучения новым руководством и решения первоочередных насущных задач.

Юрий Борисов, управляющий партнер «АйБи ГРУПП»:

– На инвестиционном климате ничего не скажется — у нас привыкли принимать глобальные решения при отсутствии дорог вообще. А вот что касается удобства жителей… Если сегодня, прямо сейчас, не взяться за решение транспортных проблем Васильевского острова — завтра нас ждет коллапс похуже того, что мы уже имеем на Планерной или на Савушкина. С этой точки зрения отмена строительства моста — прямое игнорирование интересов жителей Васильевского.

Юха Вятто, генеральный директор ЗАО «Лемминкяйнен Рус»:

– Жаль, что город откладывает строительство Ново?Адмиралтейского моста. Всем известна сложная транспортная ситуация Васильевского острова. Новый мост существенно разгрузил бы Благовещенский и взял бы на себя основную часть транспортного потока промзоны в районе Балтийского завода. Кстати, недавно прошла информация, что часть территории Балтийского завода, возможно, передадут девелоперам для реновации. Там был бы очень уместен комфортабельный современный жилой район. И этому району как раз необходим новый мост.

Дмитрий Терехин, генеральный директор холдинга Richness Realty:

– Безусловно, инфраструктурные проекты нужны городу, поскольку они всегда дают кумулятивный эффект с коэффициентом 2–3, а то и до 10. Думаю, то обстоятельство, что три этих проекта «выпали» из бюджета, объясняется просто отсутствием денег. Основной инвестор у нас все-таки государство, так что на инвестиционном климате, который близок к нулю, «заморозка» строек вряд ли скажется.

Халмурат Касимов, Андрей Некрасов, Роман Денисов, Ольга Мягченко, Дмитрий Синочкин, Елена Кузнецова

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ