Комментарии в СМИ

Издание цитирует управляющего партнера «Качкин и Партнеры» Дениса Качкина в рамках семинара по вопросам ГЧП «Формирование, развитие и использование модели государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Законопроект о ГЧП более года ждет второго чтения в Госдуме. Параллельно депутаты рассматривают очередной пакет поправок к закону о концессионных соглашениях. О возможностях и рисках совместных проектов бизнеса и государства и о том, какими будут новые правила партнерства, шла речь на специальном семинаре РГУД.

Законопроект о ГЧП носит рамочный характер: опираясь на него, регионы смогут разрабатывать свое законодательство. В мире существует больше десятка моделей ГЧП, пока что основная для российского бизнеса — концессия. Российский закон о ней (115 ФЗ) действует с 2006 года. Последние два-три года он активно дополняется разными поправками и теперь регулирует уже несколько форм партнерства.

«Главное преимущество концессионной модели — низкие правовые риски, — считает Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП компании «Качкин и Партнеры». — Исключен риск переквалификации соглашения в госзаказ или инвестиционное соглашение. Основные права и обязанности, как и схема взаимодействия участников проекта, отрегулированы на федеральном уровне. Нормы концессионного законодательства содержатся в Бюджетном кодексе (БК) и коррелируют с 3 й статьей Закона о концессионном соглашении. Урегулированы земельные соглашения. Правда, при структурировании сделок по региональному законодательству о ГЧП приходится проводить сдвоенные конкурсы, чтобы победитель получал участок в соответствии с земельным законодательством».

Концессия также снижает ключевые проектные риски, полагает Денис Качкин: гарантии минимального дохода улучшают экономику любого проекта. Их можно законно обеспечить, субсидируя выпадающие доходы частного бизнеса. Законопроект об инфраструктурных облигациях до Госдумы так и не дошел. Однако подзаконные акты, принятые Федеральной службой по финансовым рынкам, позволяют размещать средства пенсионных резервов в ценных бумагах концессионера и привлекать финансирование под 9–10% годовых — дешевле, чем кредитное.

Существенный недостаток концессии — то, что построенная или реконструированная недвижимость остается в собственности государства, а значит, не может служить обеспечением по кредитным обязательствам. Мешает и наличие типовых соглашений, которые не учитывают специфику объектов и не отражают изменений, произошедших в концессионном законодательстве с 2006 года.

Разработанный недавно в МЭРТ пакет поправок к закону о концессии даст возможность заключать прямые соглашения между государством, партнером и финансовой структурой. Они позволяют государству отдавать объект или его долю в залог и возвращать кредитные средства банкам, даже если частный партнер оказался неплатежеспособным. Ранее прямые соглашения действовали только при строительстве автодорог.

Если пакет поправок будет принят, концессионные соглашения распространятся на все сферы экономики. В них смогут участвовать государственные учреждения и предприятия, желающие вовлечь в оборот имущество, которым распоряжаются на правах хозяйственного ведения, прежде всего — объекты культуры и социальной сферы.

Тем не менее концессия не может быть универсальным способом привлечения частных денег к решению публичных задач. Например, если речь идет о строительстве государственных детских садов, школ, поликлиник: такие проекты не предусматривают выручки концессионера.

Аналитики ЗАО «Газпромбанк» считают: если федеральный закон о ГЧП оставит возможность свободно комбинировать разные модели партнерства и обсуждать нюансы, он станет идеальной базой для разработки региональных документов.

«Мы как кредитор обращаем внимание на то, чтобы система распределения рисков и доходов между сторонами была детально определена, а риск переквалификации исключен, — поясняет Алла Лапшина, начальник отдела частно-государственного партнерства ЗАО «Газпромбанк». — Ожидаем, что публичный партнер примет на себя незапланированный рост стоимости содержания объекта, частично — риски форс-мажора, предоставления участка, досрочного прекращения соглашения по вине властей (в этом случае придется компенсировать бизнесу расходы и недополученную прибыль). А также обеспечит гарантии спроса или доходности проекта, особенно там, где партнер должен оказывать тарифицированные услуги. ГЧП дают самую высокую степень защиты прав частных инвесторов, поэтому привлечение денег в такой проект обойдется дешевле».

Наталья Андропова

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ