Новое в регулировании

Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за II квартал 2021 года

В настоящий обзор включены принятые и опубликованные нормативно-правовые акты, письма и разъяснения государственных органов, а также проекты федеральных законов, уже принятых как минимум во втором чтении.

1. НАЛОГИ

Подробнее

1.1.       Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральным законом предусмотрены пониженные ставки страховых взносов для ИТ-компаний

Изменения внесены в Федеральный закон (далее – ФЗ) от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Ранее в законе было указано, что в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов (8% для организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ). В новой редакции пониженные ставки (6%) применяются также для организаций:

  • которые разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа независимо от вида договора;
  • которые оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
  • которые устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных;
  • российских организаций, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Пониженный тариф будет установлен для ИТ-компаний бессрочно.

Дата вступления документа в силу – 26.05.2021, за исключением положений для которых установлены иные сроки их вступления в силу.

1.2.       Письмо Минфина России от 02.04.2021 № 02-07-07/25218 «В дополнении к Методическим рекомендациям по применению СГС «Нематериальные активы»

Для обеспечения единого подхода при отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете операций с нематериальными активами Минфин России дает разъяснения по ключевым вопросам

В письме даны следующие разъяснения:

  • неисключительные права, принятые к бухгалтерскому учету до 01.01.2021, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев с 01.01.2021, должны быть перенесены с забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» на счет 011160000 «Права пользования нематериальными активами»;
  • расходы, отраженные до 01.01.2021 на счете 040150000 «Расходы будущих периодов», на приобретение неисключительных прав, срок полезного использования которых менее 12 месяцев, внесенных на забалансовый счет 01, относятся на финансовый результат первым рабочим днем после 01.01.2021.
  • до 01.01.2021 неисключительные права пользования нематериальными активами с неопределенным сроком, приобретённые/созданные до 01.01.2021, должны быть отражены на забалансовом счете 01;
  • расходы на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев, но переходит за пределы года их приобретения/создания, отражаются на счете 040150000;
  • начисление амортизации на объекты нематериальных активов, имеющих неопределенный срок использования и учтенных на 01.01.2021 в составе нематериальных активов на счетах аналитического учета счета 010200000 «Нематериальные активы», прекращается с 01.01.2021 без пересчета ранее начисленной амортизации;
  • исключительные права на товарные знаки, отраженные в отчетности за 2020 года на 01.01.2021 на счете 010200000, учитываются в порядке, применяемом до 01.01.2021, с учетом положений по начислению амортизации только в части тех объектов, по которым сроки полезного использования определены.

Рассматриваемое письмо дополняет письмо Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384.

1.3.       Письмо ФНС России от 09.04.2021 № СД-19-3/174 «Об условиях применения IT-организациями пониженных ставок налога на прибыль и тарифов страховых взносов, а также освобождения от НДС»

ФНС России даны разъяснения о порядке применения ИТ-компаниями пониженных ставок по налогу на прибыль, тарифов страховых взносов, освобождения от НДС

В частности, ФНС России даны следующие разъяснения.

Независимо от того, кто является правообладателем программ для ЭВМ (баз данных), в отношении которых осуществляются разработка, адаптация, модификация, доходы от оказания таких услуг (выполнения работ) могут быть учтены при расчете доли доходов, необходимой для применения пониженной ставки по налогу на прибыль. В долю доходов для применения пониженной ставки могут быть включены доходы по установке, тестированию и сопровождению только того ПО, разработку, адаптацию, модификацию которого осуществляла организация.

Под адаптацией необходимо понимать внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Разработка, адаптация, модификация, установка, тестирование и сопровождение программ для ЭВМ и баз данных с привлечением субподрядных организаций, выполняющих часть работ, не препятствуют применению пониженной ставки по налогу на прибыль и пониженных страховых взносов.

Если ПО, разработанное третьими лицами, является составной частью другого ПО, включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (далее – Реестр), то при передаче прав на составное программное обеспечение (далее – ПО) применяется освобождение от НДС. Если сублицензия на программу третьего лица реализуется отдельно от включенного в Реестр, то такое ПО должно также быть включено в Реестр.

1.4.       Письмо ФНС России от 16.06.2021 № БС-4-11/8412 «О налогообложении доходов от размещения рекламы, полученных физическими лицами –  блогерами, создавшими цифровой контент»

Доход блогеров от размещения рекламы в цифровом контенте облагается НДФЛ, подоходный налог США по ставке 30% не будет удержан в связи с договором между Россией и США об избежании двойного налогообложения

Блогеры при создании цифрового контента, например видеоролика, являются получателями доходов от операторов цифровых платформ (в частности Google LLC), так как последние выплачивают блогеру часть дохода от размещения рекламы в цифровом контенте.

Налоговая сообщает, что компания Google LLC не будет удерживать подоходный налог США по ставке 30% с доходов от размещения рекламы, выплачиваемых авторам – налоговым резидентам РФ. Доходы от авторских прав и лицензий (роялти), получаемые лицом с постоянным местопребыванием в РФ, облагаются налогом только в РФ согласно Договору между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992.

Российскому блогеру нужно подтвердить статус налогового резидента РФ, заполнив форму (W8B, 1042S), направленную ему Google LLC в электронном виде.

Доходы российских блогеров признаются объектом НДФЛ и облагаются по ставке 13%. Если блогер – ИП, то доход облагается налогом в соответствии с применяемой им системой налогообложения.

1.5.       Письмо ФНС России от 17.06.2021 № БС-4-11/8511@ «По вопросу отражения вновь созданной организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, сведений о среднесписочной численности работников в расчете по страховым взносам» вместе с Письмом Минфина России от 26.02.2021 № 03-15-07/13523

ФНС России и Минфин России доводят до плательщиков страховых взносов информацию о порядке отражения вновь созданной организацией, осуществляющей деятельность в области ИТ, сведений о среднесписочной численности работников в расчете по страховым взносам

Первым отчетным периодом для вновь созданной организации является период со дня создания до окончания отчетного периода. В связи с чем для организации, созданной в течение расчетного периода и работающей неполный квартал (год), среднесписочная численность работников за этот квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы в этом квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12 соответственно).

Даны разъяснения о том, в каких строках расчета по страховым взносам отразить среднесписочную численность работников, как заполнять титульный лист расчета по таким страховым взносам. Также подчеркивается, что в составе расчета по страховым взносам сведения о среднесписочной численности работников, указанных на титульном листе расчета по страховым взносам, могут не соответствовать сведениям, отраженным по строке 010 приложения 5 к разделу 1 расчета по страховым взносам, ввиду различного порядка определения данных показателей.

2. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Подробнее

2.1.       Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 № 1046 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных»

Утверждено положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных

Устанавливается новый порядок осуществления Роскомнадзором контроля за операторами по соблюдению обязательных требований закона в области персональных данных. Под оператором понимается контролируемое лицо, самостоятельно или совместно с другими контролируемыми лицами организующее и/или осуществляющее обработку персональных данных (в том числе на основании поручения), а также определяющее цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Скорректирован перечень объектов контроля, порядок их учета, уточнен перечень информации, вводимой в информационную систему, подлежащей контролю, уточнен порядок контроля за соблюдением законодательства в области персональных данных, порядок фиксации доказательств при проведении проверки, порядок обжалования результатов проверок и др.

Введена система оценки и управления рисками. Поднадзорные объекты относятся контролирующим органом к одной из категорий риска причинения вреда: высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск. В постановлении установлены критерии отнесения к категориям риска, перечислены профилактические мероприятия, которые могут проводиться для снижения рисков (среди них информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит) и др.

Дата вступления документа в силу – 01.06.2021.

2.2.       Приказ Минцифры России от 21.12.2020 № 734 «Об определении угроз безопасности персональных данных, актуальных при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых в сферах деятельности, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»

В приказе Минцифры России определены угрозы безопасности персональных данных, актуальные при их обработке в информационных системах персональных данных

В число угроз, в частности, входят:

  • угрозы, связанные с особенностями функционирования технических, программно-технических и программных средств, обеспечивающих хранение, обработку и передачу информации;
  • угрозы несанкционированного доступа к отчуждаемым носителям персональных данных, включая персональный компьютер пользователей информационных систем;
  • угрозы воздействия вредоносного кода или вредоносной программы, внешних по отношению к информационным системам и др.

Уровни защищенности при обработке персональных данных в информационных системах устанавливаются Правительством РФ на основании перечисленных в приказе угроз.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2021 № 63735.

Дата вступления документа в силу – 12.06.2021.

2.3.       Приказ Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения»

Утверждены требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом к распространению

Согласие на обработку персональных данных должно содержать следующую информацию:

  • сведения о субъекте персональных данных (далее – субъект ПД) – ФИО, номер телефона, электронный или почтовый адрес;
  • сведения об операторе организации (наименование, адрес из ЕГРЮЛ, ИНН), физическом лице (ФИО, место жительства или пребывания), о гражданине (ФИО, ИНН, ОГРН);
  • сведения об информационных ресурсах оператора (полный адрес), с помощью которого будет предоставляться доступ к персональным данным субъекта ПД третьим лицам;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие и для которых субъект ПД установил условия и запреты;
  • условия, при которых полученные персональные данные могут передаваться оператором только по внутренней сети, обеспечивающей доступ к информации лишь для строго определенных сотрудников, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, либо без передачи полученных персональных данных (заполняется по желанию субъекта ПД);
  • срок действия согласия.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 21.04.2021 № 63204.

Дата вступления документа в силу – 01.09.2021.

Срок действия документа – 01.09.2027.

3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Подробнее

3.1.       Федеральный закон от 30.04.2021 № 107-ФЗ «О внесении изменения в статью 1360 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 11.06.2021 № 212-ФЗ «О внесении изменения в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Правительство РФ теперь вправе без получения согласия патентообладателя использовать изобретение для производства лекарственного средства в целях дальнейшего экспорта и принимать решение о необходимости использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец в случае крайней необходимости.

Внесены корректировки в статью 1360 ГК РФ, согласно которым Правительство РФ в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан, вправе принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия правообладателя.

Добавлена статья 1360.1 ГК РФ – использование изобретения для производства лекарственного средства в целях его экспорта в соответствии с международным договором РФ. Согласно новой статье Правительство РФ на основании условий, предусмотренных международным договором, вправе принять решение об использовании изобретения для производства в России лекарственного средства для дальнейшего экспорта без получения согласия патентообладателя.

Правительство РФ лишь обязано уведомить патентообладателя о принятии таких решений в кратчайший срок. Методика определения размера компенсации патентообладателю и порядок ее выплаты также утверждается Правительством РФ.

Дата вступления ФЗ от 30.04.2021 № 107-ФЗ в силу – 11.05.2021.

Дата вступления ФЗ от 11.06.2021 № 212-ФЗ в силу – 22.06.2021.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Подробнее

4.1.       Федеральный закон от 26.05.2021 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

В КоАП РФ внесен ряд изменений, устанавливающих ответственность за нарушение требований в области обеспечения безопасности критической информационной структуры РФ

КоАП РФ дополнен рядом новых статей, предусматривающих ответственность, в частности, за:

  • нарушение требований в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры РФ (требований к созданию, обеспечению функционирования и надежности систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ; требований к порядку информирования о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов и др.);
  • непредоставление сведений (или нарушение сроков, порядка предоставления), предусмотренных законодательством в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры РФ (в том числе сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры РФ одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий).

Дата вступления документа в силу – 06.06.2021.

Отдельные положения, касающиеся ответственности за нарушение требований к созданию, обеспечению функционирования систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ либо требований по обеспечению безопасности значимых объектов, вступают в силу 01.09.2021.

4.2.       Федеральный закон от 11.06.2021 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

В КоАП РФ внесены изменения, касающиеся незаконного использования информации с ограниченным доступом

В КоАП РФ внесены следующие изменения:

  • увеличена ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом;
  • установлена ответственность за незаконное получение информации с ограниченным доступом;
  • скорректированы положения об административной ответственности за незаконное распространение сведений о защищаемых лицах, увеличена ответственность;
  • введена ответственность за незаконный сбор, передачу персональных данных государственных служащих в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением такими лицами общественного долга либо данных близких им лиц.

Дата вступления документа в силу – 22.06.2021.

4.3.       Федеральный закон от 11.06.2021 № 200-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Предусматривается административная ответственность при использовании электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платных услуг

Ответственность устанавливается за:

  • осуществление перевода денежных средств в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ;
  • за несоблюдение установленного порядка предоставления отчетов о переводах денежных средств, если представление такого отчета является обязательным (в случаях, когда резидентом не открывается банковский счет, а используются иностранные электронные средства платежа).

Согласно новым положениям административный штраф может выражаться также и в величине, кратной сумме денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, либо сумме средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.

Дата вступления документа в силу – 01.10.2021.

4.4.       Федеральный закон от 11.06.2021 № 187-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О национальной платежной системе»

Неперсонифицированное электронное средство платежа может быть использовано для перевода электронных денежных средств как в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и в пользу физических лиц

В предыдущей редакции ч. 5.1 ст. 10 закона физическое лицо, в отношении которого проведена упрощенная идентификация неперсонифицированного электронного средства платежа для перевода электронных денежных средств, могло осуществлять переводы только в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В новой редакции исключена формулировка «для перевода электронных денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей», теперь перевод электронных денежных средств возможен также и в пользу физических лиц.

Дата вступления документа в силу – 22.06.2021.

4.5.       Федеральный закон от 01.07.2021 № 252-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

Информацию с абонентского устройства без вести пропавшего теперь можно получить до получения судебного решения

Согласно нововведениям, по мотивированному постановлению одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, которое вынесено в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем лице, допускается получение информации об абонентском устройстве такого лица (о связи с другими абонентами, иным оборудованием, о местоположении устройства) с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов. Если судебное решение не будет получено в течение 48 часов с начала ОРМ, то они должны быть прекращены.

Для получения информации о несовершеннолетнем или недееспособном/ограниченно дееспособном необходимо согласие законных представителей.

Дата вступления документа в силу – 12.07.2021.

4.6.       Федеральный закон от 02.07.2021 № 355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Установлены новые перечни, публикуемые в сети «Интернет»: перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей и перечень операторов лотерей и распространителей, а также правила взаимодействия с лицами, включенными или не включенными в такие перечни

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами обязаны установить информацию о наличии у юридического лица лицензии на право осуществления деятельности, доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет», с использованием которых оказываются услуги. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами обязаны отказать в принятии на обслуживании юридическому лицу, если у него нет необходимой лицензии, и если доменное имя сайта в сети «Интернет» содержится в едином реестре доменных имен, позволяющем идентифицировать сайты, которые содержат запрещенную к распространению информацию.

Кредитные организации обязаны отказать в осуществлении перевода денежных средств (в том числе электронных) по поручению лица, информация о котором включена в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы, или если такие лица включены в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей либо нелегальных распространителей. Платежный агент, оператор связи, оператор почтовой связи не вправе принимать платежи в пользу лиц, включенных в указанные перечни. Кредитная организация, платежный агент, оператор связи, оператор почтовой связи не вправе заключать договор с лицом, осуществляющим деятельность по проведению лотереи, если такие лица не включены в перечень операторов лотерей и распространителей, и если условия договора предусматривают перевод денежных средств в пользу такого лица.

Порядок ведения перечня лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей и перечня операторов лотерей и распространителей, а также объем сведений, включаемый в такие перечни, устанавливается Правительством РФ. Перечни подлежат официальному опубликованию в сети «Интернет» на официальном сайте органа государственного надзора.

В новых статьях также регулируется порядок исключения из таких перечней, порядок контроля за случаями перевода денежных средств лицам, включенных в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы (также устанавливается порядок ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей), закреплена обязанность предоставлять сведения в орган государственного надзора, установлены ограничения для трансграничных переводов денежных средств и др.

Указанные изменения вносятся в ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ от 29.12.2006  № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и в ряд других законов.

Дата вступления документа в силу – 13.07.2021.

4.7.       Постановление Правительства РФ от 27.03.2021 № 453 «О проведении эксперимента по осуществлению идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» пользователей социальных сетей, потребителей (заказчиков) и продавцов (исполнителей), иных сторон договоров при использовании ими информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предоставляющих возможность ознакомиться с предложением о заключении договора купли-продажи товара (выполнения работ, оказания услуг), заключить такой договор, в том числе агрегаторов информации о товарах (услугах), а также пользователей информационных ресурсов поиска сотрудников и работы»

Правительство РФ утвердило постановление о проведении эксперимента с 01.04.2021 по 01.07.2022 по осуществлению идентификации и аутентификации с использованием государственной информационной системы ЕСИА

Эксперимент проводится с целью предоставления возможности с помощью ЕСИА регистрации в социальных сетях, заключения и дистанционного подписания договоров купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг), аренды (цена договоров не должна превышать 10 млн руб.) и совершения иных юридически значимые действия, в том числе по поиску работы и сотрудников для трудоустройства.

Постановлением утверждено положение о порядке проведения эксперимента, в котором раскрыты условия участия в нем.

В постановлении Правительство РФ рекомендует владельцам программ для ЭВМ, сайтов в сети «Интернет», которые используются для функционирования социальных сетей, агрегаторов информации, информационных ресурсов поиска сотрудников и работы присоединиться к проведению эксперимента и быть готовыми к взаимодействию, в том числе обеспечить требования, предъявляемые к средствам защиты информации. Участие в эксперименте является добровольным.

Дата вступления документа в силу – 13.04.2021.

4.8.       Положение Банка России от 20.04.2021 № 757-П «Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций»

Установлены требования для некредитных финансовых организаций к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков

Положением установлены общие требования к обеспечению защиты информации в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций: установлен перечень защищаемой информации, перечислены ключевые законы и НПА, которыми необходимо руководствоваться при обеспечении защиты информации с помощью средств криптографической защиты информации (далее – СКЗИ), определены требования, предъявляемые к СКЗИ, установлены требования к защите объектов информационной инфраструктуры (ПО, автоматизированных систем, средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования).

Установлено, какие некредитные организации должны соблюдать требования ГОСТ Р 57580.1-2017 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Базовый состав организационных и технических мер», соответствующие усиленному, стандартному и минимальному уровню защиты, определены обязанности некредитных организаций по оценке уровня защиты, тестирования на предмет проникновений и анализ уязвимостей информационной безопасности объектов информационной инфраструктуры, порядка действий при выявлении уязвимостей и др.

Законом определены особенности обеспечения защиты информации при осуществлении деятельности оператора финансовой платформы, регистратора финансовых транзакций: раскрыт перечень информации, защиту которой должен осуществлять оператор и регистратор, указаны требования, соблюдение которых должны обеспечить указанные лица, а также установлены иные обязанности оператора и регистратора.

Закреплены особенности обеспечения защиты информации при осуществлении деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

Законом устанавливается, что если некредитная финансовая организация на дату определения уровня защиты информации определила более высокий уровень защиты информации по сравнению с реализуемым ею уровнем защиты информации, то такая некредитная финансовая организация должна обеспечить выполнение требований, предусмотренных к более высокому уровню защиты информации не позднее 9 месяцев с даты определения уровня защиты информации. Определен порядок действий при совмещении двух уровней защиты.

Положение не распространяется на лиц осуществляющих актуарную деятельность.

Дата вступления документа в силу – 03.07.2021.

Для отдельных положений закона установлены иные сроки вступления в силу.

5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В IT-СФЕРЕ

Подробнее

5.1.       Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Вносятся изменения в 133 федеральных закона для приведения в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в частности внесены изменения в порядок лицензирования отдельных видов деятельности)

В Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» внесены корректировки, касающиеся порядка лицензирования, в частности в порядок изменения сведений в реестре, продления срока лицензии, скорректированы основания для отказа в предоставлении лицензии или ее изменении.

В ФЗ от 04.05.2011 №9 9-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесены масштабные изменения, согласно которым лицом, осуществляющим лицензируемую деятельность, может быть иностранное юридическое лицо, если такая возможность будет установлена в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Изменения коснулись понятий «лицензионные требования», «место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию»; требований, предъявляемых лицензиату для получения лицензий, порядка оценки лицензиата на соответствие лицензионным требованиям; государственной пошлины за предоставление лицензии; порядка оформления заявления о предоставлении лицензии, порядка предоставления заявления в форме электронного документа и др. Изменениями установлен порядок проведения периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, заменена процедура переоформления лицензии на процедуру внесения изменений в реестр лицензий.

В ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» внесены изменения касающиеся обязанности юридических лиц предоставлять информацию антимонопольному органу по мотивированному требованию (в том числе материалы фото-, аудио-, видеосъемки, банка данных, носителя, служебной переписки и др.).

Изменения также коснулись ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ФЗ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Большинство изменений связаны с организацией государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (приняты специальные статьи, регламентирующие, в частности, порядок проведения проверок и других контрольных мероприятий, цели такого контроля, предмет контроля, ответственных лиц).

Дата вступления документа в силу – 11.07.2021, за исключением положений для которых установлены иные сроки их вступления в силу.

Ряд изменений, вносимых в ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступают в силу с 01.03.2022.

Отдельные положения, касающиеся порядка переоформления лицензии согласно ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступают в силу с 01.03.2023.

5.2.       Федеральный закон от 01.07.2021 № 250-Ф «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Банк России наделяется правом инициировать ограничение доступа к сайтам, которые вводят в заблуждение клиентов банков

В ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 внесены положения, согласно которым запрещено размещать в сети «Интернет» информацию, позволяющую в целях неправомерного завладения имуществом клиентов банка осуществлять доступ к информационным системам кредитных организаций, электронным средствам платежа или ПО, которое применяется клиентами с использованием технического устройства, подключенного к сети «Интернет», а также к клиентским базам данных банков. Аналогичное положение вносится в ФЗ от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и в ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

В ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» вносится изменение, согласно которому Банк России вправе обратиться в суд с административным иском о признании размещенной в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению в РФ, а также уведомить Генеральную прокуратуру РФ о распространении незаконной информации в сети «Интернет». Дела по обращениям Банка России будут рассматриваться в соответствии с КАС РФ, в который также вносятся соответствующие изменения.

Дата вступления документа в силу – 01.12.2021.

5.3.       Федеральный закон от 01.07.2021 № 260-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Установлен внесудебный порядок ограничения доступа к информации, порочащей честь и достоинство гражданина и информации, подрывающей его репутацию, если такая информация связана с обвинением этого лица в совершении преступления

В закон внесены следующие ключевые изменения:

  • если будет обнаружена в сети «Интернет» недостоверная информация, порочащая честь и достоинство гражданина или информация, подрывающая его репутацию (связана с обвинением в совершении преступления), то такой гражданин может направить прокурору субъекта РФ заявление о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, которые ее распространяют, если информация не будет удалена (подробные требования к такому заявлению также конкретизируются новыми изменениями);
  • устанавливается порядок принятия решения по указанному заявлению, сроки и меры, которые могут быть применены по результатам решения;
  • провайдер хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в сети «Интернет» обязаны проинформировать о наличии нарушений обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости удалить незаконную информацию (при невыполнении требования, провайдер хостинга и иное лицо обязаны ограничить доступ к информационному ресурсу незамедлительно);
  • если провайдер хостинга или иное лицо не ограничат доступ, то оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет»;
  • устанавливается порядок восстановления доступа к информационному ресурсу после устранения нарушений.

Дата вступления документа в силу – 12.07.2021.

5.4.       Постановление Правительства РФ от 26.04.2021 № 645 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. № 550 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Скорректирован порядок предоставления субсидий из бюджета Российскому фонду развития информационных технологий (оператору) на поддержку проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий

В постановлении Правительства РФ под российскими решениями в сфере информационных технологий понимаются отечественные продукты, сервисы и платформенные решения, созданные на базе цифровых технологий и направленные в том числе на импортозамещение иностранного ПО и (или) программно-аппаратных комплексов.

В рассматриваемом постановлении, в частности, регламентирован порядок осуществления конкурсного отбора проектов по каждому направлению поддержки, представлен перечень необходимой конкурсной документации, установлены требования к участнику конкурсного отбора, закреплены требования к проекту на внедрение и на разработку российских решений в сфере информационных технологий, предусмотрены требования к типовой форме соглашения, заключаемого с получателем гранта.

Постановлением вносятся изменения, согласно которым субсидия также предоставляется на реализацию проектов, включающих:

  • предоставление получателем субсидии (оператором) поддержки в форме грантов, тем получателям грантов, которые признаны победителями конкурсного отбора в 2020 году, но не заключившими соглашения о предоставлении гранта или заключившими соглашение, но на условиях ограниченных лимитов финансирования;
  • обеспечение деятельности оператора по мониторингу проектов, по которым заключены соглашения о предоставлении гранта в 2019–2020 годах.

Дата вступления документа в силу – 06.05.2021.

5.5.       Постановление Правительства РФ от 14.04.2021 № 594 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры»

Постановление Правительства РФ от 21.05.2021 № 767 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на поддержку некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий пилотных проектов апробации технологий искусственного интеллекта в приоритетных отраслях»

Постановление Правительства РФ от 24.05.2021 № 785 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий»

Постановление Правительства РФ от 16.06.2021 № 916 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на оказание государственной поддержки создания и развития центров трансфера технологий, осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности научных организаций и образовательных организаций высшего образования»

Правительством РФ установлены новые субсидии и отрегулирован порядок предоставления уже существующих субсидий организациям, осуществляющим деятельность, связанную с искусственным интеллектом, инновационными технологиями, результатами интеллектуальной деятельности и с разработкой базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры

В новых правилах предоставления субсидий установлены цели, условия и порядок предоставления гранатов в форме субсидий. В правилах определен порядок участия в конкурсе и его условия: установлены порядок определения размера гранта; требования к конкурсной документации, этапы проведения конкурсного отбора; критерии оценки заявки; раскрывается информация о том, где можно отслеживать субсидии и результаты советующих конкурсов по таким субсидиям и многое другое. Сведения о субсидиях размещаются на едином портале бюджетной системы РФ в сети «Интернет» в разделе «Бюджет».

Скорректированы положения о субсидиях, предоставляемых для обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации: внесены изменения, касающиеся понятийного аппарата, требований к получателю субсидии, уточнен размер минимального льготного кредита, предоставляемого на реализацию проекта (снижен с 25 млн руб. до 5 млн руб.), установлены дополнительные условия для получения субсидии, скорректирован срок на предоставление ответа на заявление о заключении соглашения о предоставлении субсидий (увеличен с 10 до 20 рабочих дней) и др. Утверждены формы реестра кредитных договоров, заключенных между заемщиком и уполномоченным банком, реестра кредитных договоров, по которым заемщиком были нарушены условия в части возврата заемных средств.

Внесены изменения в положения о субсидиях по финансовому обеспечению части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры. Изменения касаются порядка получения субсидий, максимального ежегодного размера субсидии, предоставляемой организации по одному комплексному проекту, требований к комплексным проектам. Внесены изменения в положения, регламентирующие требования к организациям[1], планирующим получить субсидию, скорректирован перечень конкурсной документации, перечислены случаи, в которых заявка участника конкурса отклоняется. Решение о проведении конкурса принимается Минпромторг России и размешается объявление о проведении конкурса на сайте http://minpromtorg.gov.ru. Постановлением внесены значительные изменения в порядок проведения конкурса.

Дата вступления постановление Правительства РФ от 14.04.2021 № 594 в силу – 30.04.2021.

Дата вступления постановление Правительства РФ от 21.05.2021 № 767 в силу – 24.05.2021.

Дата вступления постановление Правительства РФ от 24.05.2021 № 785 в силу –  03.06.2021.

Дата вступления постановления Правительства РФ от 16.06.2021 № 916 в силу –  26.06.2021.

5.6.       Постановление Правительства РФ от 18.06.2021 № 929 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»

Постановлением утверждено новое положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий

Скорректирован порядок получения государственной аккредитации, срок принятие решения о государственной аккредитации (ранее было 30 рабочих дней, в новой редакции 1 рабочий день), скорректированы основания для отказа в государственной аккредитации, порядок получения электронной выписки из реестра, причины аннулирования аккредитации, порядок такого аннулирования и сроки.

Заявление о предоставлении государственной аккредитации теперь подается в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с использованием электронного сервиса «личный кабинет».

Дата вступления документа в силу – 01.08.2021.

5.7.       Приказ Минцифры России от 17.12.2020 № 715 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем»

Минцифры России в соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвердило типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и развитию, модернизации государственных (муниципальных) информационных систем или иных информационных систем, а также информационную карту типовых условий контракта

Согласно приказу, контракты, предметом которых является выполнение работ, связанных с информационными системами, должны включать в себя, предусмотренные приказом условия о предмете контракта, о порядке предоставления (передачи) результатов выполнения работ заказчику, об обязанностях подрядчика (исполнителя), о принадлежности исключительных прав и права собственности на результаты работ.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 12.04.2021 № 63089.

Дата вступления документа в силу – 24.04.2021.

5.8.       Информационное письмо Банка России от 27.04.2021 № ИН-017-56/28 «О неприменении мер в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19)»

До 31.12.2021 не будут применяться меры к некредитным финансовым организациям за нарушение обязательных требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций

Снижается надзорная и регуляторная нагрузка для некредитных финансовых организаций.

[1] Под организацией понимается юридическое лицо, образованное согласно российскому законодательству, информация о котором размещена в сети «Интернет» в открытом доступе в государственной системе промышленности (https://gisp.gov.ru/gisplk/).

6. СВЯЗЬ

Подробнее

6.1.       Федеральный закон от 02.07.2021 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»

В Закон о связи вносятся изменения, согласно которым устанавливаются новые обязанности для оператора связи, вводится перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов, устанавливаются специальные правила для собственников линий связи, пересекающих границу РФ

Установлены дополнительные обязанности для оператора связи (перечень не исчерпывающий):

  • при оказании абоненту-гражданину услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» обязаны без взимания платы предоставлять доступ к сайтам, информационным системам и программам для ЭВМ, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов (в частности, к сайтам государственных органов). Перечень таких сайтов устанавливается Правительством РФ;
  • при участии в установлении телефонного соединения или соединения в сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, обязаны передавать полученные в неизменном виде абонентский номер или уникальный код идентификации, в сети связи другого оператора связи, участвующего в установлении таких соединений;
  • при оказании услуг связи или услуг по пропуску трафика, обязан проверить соблюдение требований, установленных Законом о связи с использованием системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования;
  • в целях соблюдения положений, установленных Законом о связи, обязаны подключиться к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований, направлять и получать сведения, установленные Правительством РФ.

Устанавливаются основания, согласно которым оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи или услуг по пропуску трафика в свою сеть связи:

  • если установлено отсутствие информации об инициировании соединения абонентом, в том числе для отправки короткого текстового сообщения;
  • если соединение, начатое в сети связи иностранного оператора связи, сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации (в том числе для передачи короткого текстового сообщения);
  • если у оператора связи отсутствует информация об абонентском номере или уникальном коде идентификации абонента, начавшего соединение.

В Законе о связи вводится положение, согласно которому собственниками линий связи, пересекающих границу РФ, могут являться только российские юридические лица.

Собственники линий связи, пересекающих государственную границу РФ, обязаны соблюдать требования, установленные Роскомнадзором к таким линиям связи, к средствам связи, к которым подключаются указанные линии; направлять уведомления в Роскомнадзор о выполнении требований Закона о связи для включения сведений о линиях связи, пересекающих границу в реестр (порядок ведения реестра утверждается правительством РФ). Если сведения не включены в реестр, то операторы или собственники точек обмена трафиком не вправе подключать такие линии связи к средствам связи и средства связи к таким линиям связи.

Дата вступления документа в силу – 02.07.2021.

Отдельные положения, касающиеся осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах, вступают в силу с 01.10.2021; положения о том, что собственниками линий связи, пересекающих границу РФ могут являться только российские юридические лица – с 01.12.2021; касающиеся некоторых обязанностей оператора связи – с 01.01.2023.

6.2.       Постановление Правительства РФ от 16.06.2021 № 914 «О приостановлении действия абзаца второго пункта 6 Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи»

С 26.06.2021 по 26.06.2022 операторы связи, обеспечивающие хранение текстовых сообщений пользователей, голосовую информацию, изображения, видео и иные сообщения, могут не увеличивать емкость технических средств накопления на 15%

Напомним, что с 01.06.2018 согласно абз. 2 п. 6 Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 № 44 оператор связи, оказывающий телематические услуги связи и/или услуги связи по передаче данных, обеспечивает хранение сообщений электросвязи в нулевом объеме, а с 01.10.2018 обеспечивает хранение в полном объеме. При этом хранение должно осуществляться в технических средствах емкостью, равной объему сообщений электросвязи, отправленных и полученных пользователями за 30 суток, предшествующих дате ввода технических средств накопления информации в эксплуатацию. Емкость таких технических средств увеличивается ежегодно на 15% в течение 5 лет.

Правительство РФ приостановило действие правила об увеличении емкости на 15% на один год со дня вступления в силу постановления, то есть до 26.06.2022.

Дата вступления документа в силу – 26.06.2021.

7. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ

Подробнее

7.1.       Федеральный закон от 02.07.2021 № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»

Внесены изменения в ряд федеральных законов, в целях приведения регулирования в соответствие с Законом об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций

В связи с принятием ФЗ от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации (далее – ЭПР)» в законодательство было необходимо внести правки, так как применение отдельных норм законодательства будет определяться не законодательным актом, а программой ЭПР. Так, был принят настоящий закон, который устанавливает специальное регулирование в отдельных законах для участников ЭПР, согласно которому общее регулирование может быть изменено или исключено программой ЭПР. Вносятся изменения и в сам ФЗ от 31.07.2020 № 258-ФЗ – программа ЭПР должна содержать порядок организации и проведения проверок соблюдения программы ЭПР, включены положения, касающиеся обработки, уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания и др.

Изменения вносятся, в частности, в следующие ФЗ:

  • ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (операторы подвижной радиотелефонной связи, являющиеся субъектами ЭПР, имеют право предоставлять иным субъектам того же ЭПР сведения о количестве абонентов, находящихся в определенный период времени на определенной территории в границах территории действия данного ЭПР);
  • ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания, будет осуществляться также в целях, порядке и на условиях, предусмотренных ФЗ от 31.07.2020 № 258-ФЗ);
  • ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Воздушный кодекс РФ;
  • ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др.

Дата вступления документа в силу – 02.07.2021

7.2.       Указание Банка России от 11.01.2021 № 5691-У «О порядке рассмотрения субъектом экспериментального правового режима поступающих в его адрес жалоб лиц, права и законные интересы которых нарушены в связи с установлением и реализацией экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке»

Установлен порядок рассмотрения субъектом ЭПР на финансовом рынке поступающих в его адрес жалоб от лиц, чьи права нарушаются, в связи с установлением и реализацией ЭПР на финансовом рынке

В соответствии с новым порядком субъект ЭПР на финансовом рынке:

  • должен обеспечить получение жалобы по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП и по электронной почте (ответ на такую жалобу должен быть направлен тем же способом, что она была получена);
  • обязан направить ответ подателю жалобы в течение 15 календарных дней со дня регистрации жалобы (ответ должен содержать результат объективного и всестороннего рассмотрения жалобы, он должен быть обоснованным (со ссылками на российское законодательство, договоры и фактические обстоятельства);
  • по отказной жалобе должен направить ответ заявителю об оставлении жалобы без ответа по существу в течение 5 рабочих дней со дня регистрации;
  • вправе отказать давать ответ по существу если в жалобе не указаны данные, содержится нецензурная лексика, угрозы, текст жалобы не читаем, невозможно определить суть, жалоба повторяет предыдущие жалобы заявителя.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30.04.2021 № 63318.

Дата вступления документа в силу – 25.05.2021.

8. РЕКЛАМА

Подробнее

8.1.       Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

В Закон о рекламе внесены изменения, регламентирующие распространение социальной рекламы в сети «Интернет»

Новые изменения коснутся сайтов в сети «Интернет», которые зарегистрированы как сетевые издания, телеканалы или радиоканалы в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», аналогичные положения уже действуют для телевизионной рекламы и рекламы на баннерах.

Закон устанавливает, что социальная реклама, распространяемая в сети «Интернет» должна содержать пометку «социальная реклама» и указание на рекламодателя социальной рекламы, а также информацию о нем, которая представлена на его сайте. Оператор социальной рекламы не может взимать плату за распространение социальной рекламы, а также использовать сведения, полученные от рекламораспространителей в коммерческих целях, для распространения рекламы, не являющейся социальной.

Новые изменения обязывают рекламораспространителей в сети «Интернет», которые привлекают внимание более 100 тыс. российских пользователей в сутки, на принадлежащих им информационных ресурсах (сайтах, страницах сайта, информационных системах, программах для ЭВМ):

  • направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, способах, формах и средствах распространения рекламы для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в сети «Интернет» или прогнозные значения объемов распространения такой рекламы (детальные требования о порядке, сроках, объемах предоставления такой информации утверждаются Минцифры России);
  • распространять без оплаты социальную рекламу, предоставленную оператором социальной рекламы на основании договора между оператором рекламной системы и оператором социальной рекламы, особенности заключения которого также регламентированы новыми изменениями (п. 3. 17).

Вводятся положения, согласно которым Правительство РФ определяет оператора социальной рекламы (некоммерческая организация). Сведения о выбранном операторе социальной рекламы должны быть размещены на сайте Минцифры России не позднее 01.07.2021. Оператор выбирается сроком на 5 лет.

Закон также определяет требования, которым такой оператор должен соответствовать и его полномочия, к ним относятся:

  • анализ информации в сети «Интернет» для выявления рекламораспространителей;
  • направление уведомлений рекламораспространителям о предоставлении сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы или о прогнозных значениях объемов социальной рекламы в сети «Интернет», сбор и учет таких сведений;
  • информирование Минцифры России о рекламораспространителях;
  • организация распространения социальной рекламы в сети «Интернет» (определяет объемы, способы, формы и средства распространения рекламы рекламораспространителями и операторами рекламных систем);
  • взаимодействие с рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, в том числе в целях заключения договоров на распространение социально рекламы.

Дата вступления документа в силу – 30.04.2021.

Отдельные положения, касающиеся обязанностей рекламораспространителей, а также нанесение пометки «Социальная реклама», вступают в силу с 01.07.2021.

8.2.       Федеральный закон от 01.07.2021 № 266-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В ряд федеральных законов вносятся изменения, определяющие порядок проведения исследований объема аудитории в сети «Интернет»

Вносятся следующие изменения (перечень не исчерпывающий):

В Законе РФ от 27.12.1997 № 2124-I «О средствах массовой информации» скорректировано понятие исследования объема аудитории, скорректирован порядок контроля Роскомнадзором за размещением на телеканалах, в сетевых изданиях рекламы. Устанавливается, что организацией по исследованию объема аудитории может быть только российское юридическое лицо (за исключением тех российских юридических лиц, чьей долей в уставном капитале на 20 и более процентов владеет иностранное лицо).

В ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» внесены изменения, согласно которым владельцы программы для ЭВМ, сайта, страницы сайта в сети «Интернет», использующиеся для обработки и распространения новостей в сети «Интернет», на которых может быть распространена реклама, привлекающая более 1 млн российских пользователей, или которые используются для распространения в сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату или при условии просмотра рекламы, направленной на более чем 100 тыс. российских пользователей, обязаны обеспечить проведение исследования объема аудитории уполномоченной организацией. Закон также дополнен статьей, регулирующей особенности исследования объема аудитории информационных ресурсов в сети «Интернет»:

  • определен порядок определения такой организации и объем ее прав;
  • установлен порядок ведения реестра информационных ресурсов (утверждается Правительством РФ);
  • установлена обязанность владельца информационного ресурса обеспечить возможность проверки объема аудитории, продукции СМИ, аудиовизуальных произведений и иной информации, путем установления программы для ЭВМ для отслеживания;
  • установлено, что перечень и порядок предоставления информации уполномоченной организации определяется Правительством РФ;
  • закреплено, что уполномоченная организация ежегодно публикует ответ о проведенных исследованиях и размещает его на своем официальном сайте;
  • в отношении организации, осуществляющей функции оператора единой биометрической системы, установлено, что такой организацией может быть только российское юридическое лицо, которое владеет техническими средствами, предназначенными для обработки информации, содержащейся в единой биометрической системе, обладает исключительным правом на программу для ЭВМ, обеспечивающую функционирование единой биометрической системы и обработку информации в ней.

ФЗ от 29.12.2020 № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнен в части получения согласия субъекта биометрических персональных данных до размещения таких данных в единой биометрической системе.

Дата вступления документа в силу – 01.07.2021.

Отдельные положения, касающиеся изменений, вносимых в ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вступают в силу с 01.10.2021.

8.3.       Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

Новыми изменениями в Закон о рекламе предлагается усилить контроль за распространением рекламы в сети «Интернет»

В Закон о рекламе предлагается внести следующие изменения:

  • иностранном лицу, в отношении которого Роскомнадзором принято решение о запрете на распространение рекламы, запрещено распространять рекламу, направленную на привлечение внимания российских потребителей (нововведение связано с принятием ФЗ от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»);
  • реклама в сети «Интернет» должна содержать пометку «реклама» и указание на рекламодателя, его сайт, где содержится информация о таком рекламодателе;
  • в целях обеспечения прослеживаемости рекламы в сети «Интернет» Роскомнадзор осуществляет учет, хранение и обработку информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, в том числе сведений о и рекламораспространителях, операторах рекламных систем;
  • рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем (кроме операторов социальной рекламы), разместившие в сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, обязаны предоставить информацию о такой рекламе в Роскомнадзор (объем информации и критерии будут определены Правительством РФ);
  • Роскомнадзор будет устанавливать требования к программам для ЭВМ, которые используются операторами рекламных данных для учета рекламы в сети «Интернет» и для предоставления информации о такой рекламе;
  • регламентируется порядок выбора оператора рекламных данных, устанавливаются обязанности такого оператора;
  • информация, предоставленная в Роскомнадзор о рекламе храниться не менее 5 лет. Рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы вправе получить доступ к такой информации, если она непосредственно касается их прав и обязанностей;

Дата вступления документа в силу – 02.07.2021.

Отдельные положения, касающиеся обязанности предоставлять информацию в Роскомнадзор о рекламе, распространяемой в сети «Интернет» и направленной на привлечение внимания российских потребителей, вступают в силу с 01.09.2022.

8.4.       Приказ Роскомнадзора от 30.03.2021 № 37 «Об утверждении методики определения количества пользователей информационного ресурса в сутки»

Утверждена методика определения количества пользователей информационного ресурса в сутки, которые используются для распространения рекламы

Методика применяется в целях определения количества пользователей сайта, страницы сайта в сети «Интернет», информационной системы, программы для ЭВМ, которые предназначены или используются их пользователями для предоставления или распространения страниц с информацией на государственном языке, языках республик в составе РФ, иных языках народов РФ, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания российских потребителей.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2021 № 63696.

Дата вступления документа в силу – 11.06.2021.

9. ИНОЕ

Подробнее

9.1.       Федеральный закон от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»

Новым законом устанавливается обязанность для иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» открывать филиалы в России

Новый закон устанавливает обязанность для иностранных лиц[1] открыть филиал/представительство/юридическое лицо на территории России и обеспечить его функционирование. Закон коснется иностранных лиц, которые владеют иностранным ресурсом[2] с числом российских пользователей более 500 тыс. в сутки.

Законом установлены меры понуждения, которые будут применяться к иностранному лицу при неисполнении им российского законодательства, регулирующего осуществление деятельности в сети «Интернет». Меры применяются не только за неисполнение нового закона, но и в отношении законов, регулирующих порядок обработки персональных данных, порядок ограничения доступа к запрещенной информации и др.

Иностранные лица, которые осуществляют деятельность в сети «Интернет» на территории России обязаны:

  • к 01.01.2022 создать филиал, открыть представительство, учредить юридическое лицо в России, которые будут рассматривать претензии российских пользователей, представлять иностранное лицо в суде, принимать меры по ограничению доступа/удалению информации, нарушающей российское законодательство;
  • разместить в информационном ресурсе электронную форму для направления обращений, претензий российскими пользователями (требования к форме будут утверждены Роскомнадзором);
  • завести личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с государственными органами в России.

За нарушение нового закона к иностранному лицу могут быть применены следующие меры (исполнение обеспечивает Роскомнадзор):

  • информирование пользователей информационного ресурса о нарушениях;
  • запрет распространения рекламы об информационном ресурсе и на информационном ресурсе;
  • ограничение на проведение платежей в адрес информационного ресурса;
  • запрет на поисковую выдачу;
  • запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
  • частичное или полное ограничение доступа иностранного лица к информационному ресурсу.

Кредитные организации, платежные агенты, операторы связи, операторы почтовой связи согласно новому закону обязаны исполнить требования Роскомнадзора, связанные с применением указанных мер.

Дата вступления документа в силу – 01.07.2021.

Отдельные положения Закона об обязанности иностранного лица создать филиал/открыть представительство/юридическое лицо и обеспечить его функционирование на территории РФ вступают в силу с 01.01.2022, а положения о применении Роскомнадзором мер понуждения в случае неисполнения иностранным лицом обязанностей по предоставлению информации о рекламе вступают в силу с 01.09.2022.

9.2.       Приказ Роскомнадзора от 02.04.2021 № 47 «Об утверждении требований к форме, составу и размещению ежегодных отчетов о результатах рассмотрения обращений, поданных с использованием электронной формы для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации»

Утверждены требования к форме, составу и порядку размещения ежегодных отчетов о результатах рассмотрения обращений, поданных с помощью электронной формы обращений о распространяемой с нарушением закона информации

Введены следующие требования:

  • отчет размещается в социальной сети в форме доступного для скачивания электронного документа;
  • отчет включает сведения о результатах мониторинга социальной сети на предмет выявления запрещенной информации, о результатах обращений, поданных с помощью электронной формы;
  • отчет размещается не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2021 № 63694.

Дата вступления документа в силу – 01.09.2021.

Срок действия документа – 01.09.2027.

[1] Под иностранными лицами в законе понимаются иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранные граждане, лица без гражданства.

[2] Под информационным ресурсом в законе понимаются сайт, страница в сети «Интернет», информационная система, программа для ЭВМ.

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ