Новое в регулировании

Ограничена возможность сбора персональных данных потребителей

1 сентября 2022 года вступают в силу изменения[1], касающиеся сбора персональных данных потребителей.

Теперь предприниматели[2] не смогут отказать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора, если потребитель не сообщит свои персональные данные (далее – ПД), кроме данных, которые действительно нужны для этих целей или требуются по закону.

[1] Изменения вносятся в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) Федеральным законом от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», вступают в силу с 01.09.2022.

[2] Юридические лица, индивидуальные предприниматели – продавцы (изготовители, исполнители, импортеры, владельцы агрегатора).

Почему это важно?

Подробнее

Согласно новой редакции ст. 16 Закона о защите прав потребителей, если в договор с потребителем включены условия, ущемляющие его права (в том числе требование избыточных ПД), то такие условия считаются ничтожными и не применяются судами. Кроме того, предприниматель обязан возместить потребителю убытки из-за включения таких условий в течение 10 дней с момента предъявления предпринимателю требования.

В случае отказа потребителю в заключении договора, в связи с тем, что не были предоставлены ПД, потребитель может обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Для обеспечения исполнения новых положений принят ФЗ от 28.05.2022 №145-ФЗ «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон вступает в силу с 01.09.2022. Статья 14.8 КоАП РФ будет дополнена ответственностью за отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить ПД в виде штрафа в размер от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц или ИП и от 30 000 до 50 000 рублей для юридических лиц.

Подробности

Подробнее

Статья 16 Закона о защите прав потребителей дополнена пунктом 4, в котором прямо указывается, что продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить ПД, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством РФ или связана с исполнением такого договора.

Если потребителю будет отказано в заключении договора или договор будет расторгнут без предоставления ПД, то он может запросить информацию о конкретных причинах и основаниях такого отказа. Предприниматель обязан предоставить такую информацию в письменном виде потребителю в течение 7 дней после получения запроса от потребителя (а если информация запрашивается устно – незамедлительно).

В целом изменения соответствуют общим принципам сбора ПД согласно Закону о персональных данных[1]:

  • обработка ПД должна ограничиваться конкретным, заранее определенными и законными целями;
  • обработке подлежат только те ПД, которые отвечают целям их обработки;
  • содержание и объем обрабатываемых ПД должны соответствовать заявленным целям обработки.

И до внесения изменений в Закон о защите прав потребителей предприниматели не должны были собирать избыточные данные, которые не были необходимы для заключения договора.

Например, для заключения договора купли-продажи предметов быта, электронных устройств или даже недвижимости маловероятно понадобятся данные пользователя о здоровье, его религиозных убеждениях или политических взглядах[2], данные о месте работы пользователя, о его семейном положении и т.п. Такие данные могут быть интересны предпринимателям для статистических или рекламных целей, при этом на заключение и исполнение договора влиять не будут. Для заключения договора розничной купли-продажи или оказания услуг, когда потребитель сразу получает товар/услугу, излишними могут быть и данные о его номере телефона или электронной почте.

В ситуациях, когда у потребителя имеются какие-либо обязательства перед предпринимателем (например, по оплате), ориентиром может служить ГПК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 131), который устанавливает перечень сведений, необходимых для предъявления иска к потребителю (среди них: ФИО, место жительства, дата рождения и один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН или серия и номер паспорта[3]). Если потребитель откажется указывать паспортные данные, но укажет, например, ИНН – отказ в заключении договора будет неправомерным.

Таким образом, если вы предприниматель, то вам нужно учитывать в своей деятельности новое регулирование и критически оценить те ПД, которые собираются для заключения и исполнения договора с потребителем. Предусмотреть возможность для потребителя отказаться от указания тех ПД, которые не повлияют на возможность исполнения договора. Закон затрагивает деятельность как малого, так и крупного бизнеса, в особенности в части заключения с потребителями договоров присоединения, где последний не может повлиять на его условия.

Изменения направлены не только на ограничение сбора ПД потребителей, но и на пресечение иных нарушений со стороны предпринимателей, предлагающих к заключению типовые договоры.

Например, в ст. 16 Закона о защите прав потребителей будет перечислен перечень условий договора[4], ущемляющих, по мнению законодателя, права потребителей. В перечень включены, в частности, условия[5], которые:

  • предоставляют предпринимателю право на односторонний отказ от исполнения обязательства, на изменение его условий (предмета, цены, срока и др.) или содержат основания для досрочного расторжения договора предпринимателем;
  • устанавливают для потребителя штраф или иные обязанности, которые препятствуют отказу от договора;
  • ограничивают ответственность предпринимателя за неисполнение обязательств, уменьшают размер законной неустойки;
  • обуславливают приобретение одних товаров (работ, услуг), обязательным приобретением иных товаров (или предусматривают обязательное заключение иных договоров);
  • предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание услуг) за плату без получения согласия потребителя;
  • ограничивают способы и форму оплаты;
  • ограничивают право выбора требований, которые могут быть предъявлены предпринимателю, если товар (работа, услуга) имеют недостатки, ограничивают в средствах и способах защиты нарушенных прав;
  • ставят удовлетворение требований потребителя по товарам, работам, услугам с недостатками в зависимость от условий, не связанных с такими недостатками;
  • устанавливают обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых в законе не закреплено за потребителем;
  • устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров;
  • ограничивают потребителя в выборе территориальной подсудности спора.

[1] Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

[2] Кроме того, для сбора таких данных необходимо письменное согласие потребителя.

[3] В перечень также входят сведения о месте работы, однако указывается, что они не являются обязательными, поэтому, на наш взгляд, потребитель вправе отказаться предоставлять такие данные.

[4] Установлено 15 условий и их перечень не является исчерпывающим.

[5] Условия применяются, если законом прямо не установлено иное.

Скачать PDF

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ