Комментарии в СМИ

Право.ру, 11.09.2019

Кирилл Саськов, партнер, руководитель корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», делится своими основными источниками получения информации, а также останавливается на проблеме информационного перенасыщения.

Об интересных делах сегодня юристы узнают уже не только из отраслевых медиа, но и со страниц юристов в соцсетях. В постах на Facebook у экспертов можно прочитать и качественную аналитику. Привычные деловые издания читают все чаще на экранах смартфонов. Другие каналы получения информации – телеграмм и сарафанное радио. Оттуда можно узнать важные инсайды, к которым через другие источники не подступиться.

Традиционные медиа по-прежнему пользуются доверием в юридической среде, как среди инхаусов, так и маркетологов иностранных юрфирм, показывает исследование State of Digital & Content Marketing Survey. Причем в юрфирмах доверие к ним только растет: процент вырос с 74% до 82% опрошенных. Процент инхаусов, доверяющих традиционным СМИ, остается на высоком уровне и не первый год сохраняется в районе 80%. Именно профессиональные юридические СМИ остаются номером один как в вопросе доверия к источнику, так и в определении повестки дня. 

У читателей Право.ru предпочтения немного иные. Почти половина опрошенных узнают юридические новости из отраслевых СМИ и лишь пятая часть проголосовавших выбирают традиционные деловые издания. Чуть больше 10% ориентируются на блоги известных юристов, столько же – на интересные рассылки юркомпаний. Cтраницы юристов на Facebook являются источником информации для 7% участников. В российском сегменте фэйсбук среди таких директор М-Логос Артем Карапетов и партнер Пепеляев Групп Роман Бевзенко, у которых на двоих около 30 000 подписчиков. Блоги интересны тем, что люди пропустили новости через себя, говорит управляющий партнер Tomashevskaya & Partners Жанна Томашевская. Кроме того, читая их, чувствуешь, что в буквальном смысле держишь руку на пульсе, добавляет другой партнер Пепеляев Групп, Юлия Литовцева.

Что из деловой прессы читают

Из классических СМИ юристы выбирают самые разных издания: от Российской газеты до Ведомостей. Хотя предпочтения читателей по конкретным ресурсам в последние годы меняется. Партнер АБ ЕПАМ Дмитрий Степанов рассказывает, что раньше мог почитать Коммерсант и Газету.ру, но теперь из подобных СМИ выбирает только Ведомости. Да и их юристы стараются изучать через фэйсбук. Оттуда привыкли черпать информацию руководитель практики разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности Intellect Максим Лабзин и советник АБ Линия права, Алексей Костоваров. 

Это происходит из-за того, что традиционные СМИ перемещаются в соцсети. Благодаря чему появилась возможность быстрее получать нужную информацию, говорит партнер АБ Андрей Городисский и партнеры, Алексей Городисский. Дополнительно можно пользоваться push-уведомлениями – всплывающими окнами на рабочем столе от разных изданий: Ведомости, Коммерсант, Право.ru. Их предпочитает советник КА Муранов, Черняков и партнеры Ольга Бенедская.

Параллельно со СМИ в виртуальное пространство вышли и юристы, которые сами постят юридические новости. Я давно заметил, что узнаю многие вещи быстрее тех, кто меньше использует соцсети, отмечает Городисский. Сейчас журналисты сами все чаще мониторят соцсети юристов в поисках эксклюзивной информации. 

Айнур Ялилов, партнер Шаймарданов, Ялилов и Сабитов:

«Где-нибудь на другом конце страны принято прецедентное решение – уже весь Фейсбук знает и комментирует. Поэтому серьезно утрачивают значение печатные издания, которые мы еще заказываем. Но информация в них уже «давнишняя», поскольку об этом уже прочитал по нынешним меркам очень давно, например, вчера. Юридическая новость в наше время – это скоропортящийся продукт, который нужно узнать в тот же день, в тот же час».

Невозможно уследить за каждым интересным делом, но всегда найдется юрист, который разместит его на своей странице и оно разлетится по всей стране, замечает руководитель проектов ЮГ Яковлев и партнеры Андрей Набережный. Информацию «по верхам» можно сейчас найти в любом источнике, но комплексное решение проблемы – только в профессиональном издании, тут же подчеркивает эксперт. 

Андрей Набережный, руководитель проектов ЮГ Яковлев и партнеры:

«Профессиональные издания начинают терять свою актуальность, поскольку в открытом доступе сейчас размещают множество обзоров судебной практики и публикаций. Это заставляет их изменять формат подачи материала и контента. Чем глубже проработка проблемы и количество проанализированной судебной практики, тем больше популярность у юристов».

Из отраслевых СМИ российские юристы ставят вне конкуренции Право.ru и Закон.ru. И читают они их все чаще на смартфонах, а не на компьютерах. Это удобнее в современном потоке новостей, а то, что кажется важным и интересным можно сразу отправить себе на почту, или поделиться с коллегами в корпоративном чате, говорит управляющий партнер Nasonov, Pirogov & Partners Роман Пирогов. При этом такой способ эффективно ограждает от информационного мусора, насколько это возможно, добавляет юрист.

Какие еще источники используются

Кто-то пользуется и радио, особенно удобно это для автовладельцев. Управляющий партнер Зуйков и партнеры, Сергей Зуйков слушает Коммерсант ФМ или Business FM. А вот для партнера АБ Качкин и партнеры Кирилла Саськова основной источник «интересных» новостей, как и существенный канал поступления клиентов – это сарафанное радио. Он подчеркивает, что общение с людьми, которые находятся в центре событий – самый короткий путь к важной информации. 

В последнее время телеграм становится все более популярным в части информационного охвата и «анонимных» каналов. Зачастую в весьма искаженном виде, но вектор новостей можно ухватить и при необходимости развить дальше, объясняет Саськов. Удобство этого инструмента признает и партнер Saveliev, Batanov & Partners Сергей Савельев. Партнер ЮФ Инфралекс Алексей Попов предпочитает не только новостные телеграм-каналы, а закрытые чаты, через которые можно обмениваться конфиденциальной информацией с партнерами и другими коллегами.

Вместе с тем, Telegram-каналы пока не выигрывают конкуренцию у деловых и отраслевых СМИ, считает партнер Vegas Lex Александр Вязовик. А вот страницы коллег в Facebook он ценит за важную аналитику. Да и информацию о свежей судебной практике там можно получить раньше, чем на отраслевых ресурсах, резюмирует юрист. 

Не стоит забывать и про одну из серьезных проблем современной жизни – информационное перенасыщение. По словам Саськова, оно временами является большим отвлекающим фактором в работе юриста: «Скорость поступления и объем новостного фона в разгар бизнес-сезона напоминают об ограниченных возможностях восприятия». Поэтому для адекватного восприятия реальности надо учиться фильтровать новости на действительно интересные и важные, пропуская «мусор». Иногда полный отказ от гаджетов на время – единственная возможность «перезагрузиться» и набраться сил, советует он. 

Алексей Малаховский

Материал опубликован на портале «Право.Ru» 11.09.2019

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ