Интеллектуальная собственность / информационные технологии

Комментарии в сми

март 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
21.02.2019
Антонина Шишанова провела вебинар по защите интеллектуальных прав дизайнера
07.02.2019
Юридическую сессию в рамках Телемед Форума в технопарке «Сколково» вновь провели эксперты «Качкин и Партнеры»
01.02.2019
Экспертиза Бюро в области IP / IT впервые отмечена международным рейтингом WTR1000
30.11.2018
Екатерина Смирнова представила Бюро на IT-форуме в рамках Петербургского Международного Инновационного Форума
27.11.2018
Екатерина Смирнова разъяснила правовой статус и риски Интернет-платформ при оказании телемедицинских услуг на конференции «ИТ в здравоохранении: итоги 2018 года»
23.11.2018
Проблемы обработки персональных данных в блокчейн-проектах обсудил Андрей Алексейчук на конференции CryptoEvent в рамках Russian Internet Week
09.11.2018
Правовые аспекты взаимодействия медицинских организаций и провайдеров иных информационных систем представила Екатерина Смирнова на конференции IT&Med в Москве
16.10.2018
Эксперты «Качкин и Партнеры» рассказали начинающим предпринимателям о защите интеллектуальной собственности, лицензировании и патентовании
01.10.2018
Екатерина Смирнова включена в состав рабочей группы по методическому обеспечению программы «Умный Санкт-Петербург»
27.09.2018
Особенности правовой охраны программного обеспечения, созданного с использованием искусственного интеллекта, рассмотрела Екатерина Смирнова на форуме «Петербургский диалог»

Страницы

Регфорум, 11.03.2019
«Реформы авторского права»
Интерфакс, 26.02.2019
«ОБЗОР: криптовалюте приоткрыли путь в российское законодательство»
Habr, 23.02.2019
«Как защититься от брендовых троллей»
Агентство Бизнес Новостей, 20.02.2019
«Иск депутата Максима Резника — нет перспектив без нескольких компонентов»
Регфорум, 19.02.2019
«Танец как объект авторского права»
Адвокатская газета, 18.02.2019
«Депутаты предложили штрафовать чиновников за оскорбление избирателей»
Регфорум, 11.02.2019
«О тонкостях перехода произведений в общественное достояние»
Адвокатская газета, 30.01.2019
«Юристы-эксперты в сфере IT раскритиковали законопроект о блокировке ЦБ сайтов финансовых пирамид»
MarketMedia, 29.01.2019
«Если вы собираете персональные данные»
Адвокатская газета, 24.01.2019
«Правительство частично поддержало поправки об ответственности за «фейковые» новости и оскорбление власти в сети»

Страницы

22.02.2019
Утверждены Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных: что ожидает операторов
28.06.2018
Вступают в силу правила хранения пользовательской информации в исполнение «закона Яровой»
25.05.2018
Компании могут перестать быть «петербургскими»
02.04.2018
За репутацию предлагают блокировать
20.03.2018
Блокировка мессенджера Telegram все больше становится реальностью
12.07.2017
Новые налоговые льготы в сфере интеллектуальной собственности
03.04.2017
Правительство РФ установило дополнительные требования к «отечественному» программному обеспечению
30.03.2017
Режиссеры получат эксклюзивные права на живое исполнение своих спектаклей
13.02.2017
Новая ответственность за неисполнение обязанности заблокировать сайт
28.06.2016
Предоставление субсидий из федерального бюджета в целях компенсации расходов на зарубежное патентование российских разработок

Страницы

09.01.2019
Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 4 квартал 2018 года
скачать (pdf, 552kb)
01.10.2018
Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 3 квартал 2018 года
скачать (pdf, 559kb)
04.07.2018
Новое в регулировании: приняты масштабные поправки в законодательство о ГЧП
скачать (pdf, 163kb)
03.07.2018
Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 2 квартал 2018 года
скачать (pdf, 565kb)
23.08.2017
Новое в регулировании: принят закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»
скачать (pdf, 140kb)
15.02.2017
Новое в регулировании: ужесточение ответственности за обработку персональных данных
скачать (pdf, 99kb)
20.07.2016
Новое в регулировании: новые правила для проектировщиков и архитекторов
скачать (pdf, 115kb)
03.07.2015
Новое в регулировании: импортозамещение программного обеспечения
скачать (pdf, 78kb)
26.03.2014
Законодательство: поправки в четвертую часть Гражданского кодекса, касающиеся интеллектуальных прав и прав на средства индивидуализации
скачать (pdf, 669kb)
28.07.2011
Новое в регулировании: юридические лица и предприниматели должны сообщать о своих электронных кошельках
скачать (pdf, 838kb)
Защита прав архитектурной мастерской на проект новой сцены Малого Драматического Театра – Театра Европы
Защита прав крупной IT-компании BIA Technologies на служебные объекты интеллектуальной собственности
Юридическая поддержка клиента, крупной международной сети ресторанов быстрого питания Domino’s Pizza в России, в судебном споре в сфере киберсквоттинга
Судебная защита авторских прав на программное обеспечение в деле по иску компании «Кодекс»
Юридическая поддержка деятельности российской Интернет-платформы «Единый медицинский портал», работающей в области телемедицины
Защита авторских прав клиента в споре с рок-группой «Сплин»
Проведение юридической оценки рисков в связи со сделкой по приобретению ИТ-компании
Юридическая поддержка крупной аргентинской компанией Explosivos Tecnológicos Argentinos при заключениии лицензионного договора о предоставлении права использования полезной модели
Проверка юридической чистоты сделки по приобретению международного разработчика программ для ЭВМ
Правовая поддержка крупного российского интернет-сервиса kudago.com по продвижению мероприятий в процессе регистрации товарных знаков

Страницы

30.01.2019
Журнал телемедицины и электронного здравоохранения № 3 2018
14.09.2018
Юрист компании N 09 2018
02.07.2018
Арбитражная практика для юристов № 7 2018, 02.07.2018
01.06.2018
Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность N 06, 01.06.2018
17.05.2018
Журнал Суда по интеллектуальным правам, 17.05.2018
08.05.2018
Legal Insight N 04 (70), 07.05.2017
12.04.2018
Digital Report, 11.04.2018
01.03.2018
Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность N 03, 01.03.2018
31.01.2018
Право в сфере Интернета: сборник статей
06.02.2017
Альманах «Архитектурные сезоны» 2017

Страницы

17.02.2016
Персональные данные – ключевые вопросы
26.05.2015
Объемы контрафакта и способы противодействия ему
26.10.2018
О новом законопроекте об обработке Big Data
04.09.2018
Законно ли требовать от Яндекса удалить пиратские видео?
31.07.2018
Громкий спор В Контакте-Дабл выходит на новый виток…
28.06.2017
Интернет-Апокалипсис сегодня
28.06.2017
Обзор дел в сфере интеллектуальной собственности за первую половину 2017 года
20.03.2017
Как наказать нарушителя, укравшего контент в интернете
21.02.2017
Доведет ли оскорбительное мнение до суда? // Комментарий к пункту 20 Обзора практики ВС РФ от 16.02.2017 г.
14.12.2016
Долгожданное Постановление КС РФ от 13.12.2016 о возможности снижения размера компенсации за нарушение интеллектуальных прав. Разбираемся что к чему
20.07.2016
Что изменит закон Яровой в практике интернет-бизнеса
15.07.2016
Какая ответственность предусмотрена за несохранение сообщений интернет-пользователей? // уязвимость в «пакете Яровой»

Страницы

Адвокатская газета, 14.12.2018

«Юристы – об ответственности за оскорбление власти в интернете и распространение fake news»

Руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Екатерина Смирнова критикует поправки, запрещающие под угрозой административного наказания распространение в Интернете и СМИ информации, подрывающей престиж власти, и дезинформации, угрожающей общественной безопасности.

За распространение дезинформации, угрожающей общественному порядку, и информации, содержащей явное неуважение к госвласти, собираются ввести административную ответственность вплоть до ареста.

Эксперты «АГ» раскритиковали предлагаемые поправки, отметив что они фактически вводят цензуру, а формулировки проступков настолько «размыты», что могут привести к злоупотреблениям в правоприменении.

12 декабря в Госдуму внесен пакет поправок, запрещающих под угрозой административного наказания распространение в интернете и СМИ информации, подрывающей престиж власти, и дезинформации, угрожающей общественной безопасности.

Ответственность за публичное неуважение к власти в интернете

Законопроект № 606594-7, которым вносятся поправки в Закон об информации, направлен на пресечение распространения в интернете информации для неограниченного круга лиц, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, российскому государству, его официальным государственным символам и Конституции, а также госорганам.

После обнаружения такой информации Генпрокурор РФ или его заместители смогут обратиться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к ресурсам, на которых она размещена. По требованию последнего операторы связи, провайдеры хостинга и иные лица, обеспечивающие работу ресурса должны немедленно заблокировать его и в течение суток проинформировать владельца сайта о необходимости незамедлительного удаления незаконной информации. Только после сообщения в Роскомндазор о том, что информация удалена, оператор связи сможет возобновить доступ к сайту.

Законопроект № 606596-7 вносит корреспондирующую поправку в КоАП РФ, вводя санкцию за указанное правонарушение в виде штрафа от 1 до 5 тыс. руб. или административного ареста на срок до 15 суток.

Руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal Максим Али считает, что предложенные законодателем поправки не выдерживают никакой критики и фактически ими вводится ответственность за публичное «неуважение» к власти.

«Во-первых, сама формулировка такого проступка в законе крайне “размыта” – при том, что законодатель вводит за это административный арест до 15 суток. Во-вторых, предлагается максимально быстрый порядок блокировки сайтов с такой информацией – владельцу сайта предварительно даже не дается время на удаление спорных сведений. В-третьих, законодатель явно неадекватно соотносит общественную опасность разных категорий информации, так как в отношении “неуважительных” сведений предлагается более жесткий вариант блокировки, чем в отношении детской порнографии или информации о способах изготовления наркотиков, – пояснил он, добавив, что законопроект скорее выглядит как “инструмент цензурирования интернета”».

Похожую позицию высказала руководитель практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Екатерина Смирнова.

По ее мнению, основная опасность подобных законопроектов заключается в достаточно пространных формулировках в отношении информации, размещение которой не допускается. Она считает, что само по себе допущение возможности принятия решения об ограничении доступа к интернет-ресурсам Роскомнадзором по требованию Генерального прокурора или его заместителей вызывает вопросы о прозрачности такой процедуры. Зачастую остается неясным, как и в каком порядке было решено, что на сайте есть информация, которую можно отнести к размещенной с нарушением закона, и каковы вообще критерии отнесения информации к таковой.

«Защита публичных интересов путем определения перечня случаев, когда по решению государственного органа, не подтвержденного судебным решением, может ограничиваться доступ к той или иной информации, вступает в конфликт с такими правами граждан, как свобода выражения мнения, которое включает в себя свободу получения информации, и – как следствие – право на доступ к интернету, – подчеркнула Екатерина Смирнова. – А наличие очень общих формулировок в проекте предоставляет возможность широкого усмотрения при принятии решений».

Вторую опасность юрист видит в том, что требование об ограничении доступа к информации должно быть исполнено оператором связи незамедлительно. Екатерина Смирнова объяснила, что фактически может быть парализована работа сайта, на котором, например, содержится законная и полезная информация, но есть и возможность оставления комментариев, которые прокуратурой могут быть расценены как содержащие явное неуважение к власти. В итоге это ведет к незамедлительному ограничению доступа к ресурсу без возможности владельца сайта принять меры по удалению комментария с сайта. «Это может привести к необоснованному ограничению прав граждан на доступ к информации», – уверена она.

Похожую позицию высказала адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян, отметившая, что критерии оценки предполагаемого неуважения общества и государства четко не определены: «Субъектный состав достаточно размыт, под “каток” могут попасть и обычные граждане. При этом в поправках очень много оценочных суждений».

Ответственность за распространение недостоверной информации в СМИ и интернете

Законопроект № 606593-7 предусматривает внесение изменений в Закон о СМИ и Закон об информации.

Поправками в первый закон планируется запретить распространение в СМИ и в интернете под видом достоверных сообщений недостоверной общественно значимой информации, которая создает угрозу жизни и здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий. Распространение такой информации в СМИ или в интернете предлагается признавать злоупотреблением свободой массовой информации.

Поправками во второй закон предлагается в этих случаях применять механизм, действующий в отношении информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, указанный в ст. 15.3 КоАП и аналогичный описанному выше.

Законопроект № 606595-7 вводит административную ответственность за совершение указанного правонарушения. Распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации повлечет административные штрафы, размер которых будет варьироваться от 3 тыс. до 1 млн руб. в зависимости от субъекта правонарушения.

Комментируя эту часть поправок, Максим Али напомнил, что ключевым моментом в процедуре блокировки в соответствии со ст. 15.3 Закона об информации является то, что она не дает времени на добровольное устранение нарушения, хотя законодатель предусматривает суровые административные санкции за распространение такой общественно опасной информации.

Также его смутила имеющаяся в законопроекте неопределенная формулировка: информация признается запрещенной, если она также влечет наступление «иных тяжких последствий». «Представляется, что норма, позволяющая заблокировать информацию или, тем более, применить административное наказание, должна быть сформулирована конкретнее», – подчеркнул он.

Нарине Айрапетян отметила, что авторами законопроекта распространение «фейковой» информации воспринимается как злоупотребление свободой массовой информации, закрепленной в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ и гласящей: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». «На мой взгляд, законопроект, выражаясь излюбленными фразами Европейского Суда по правам человека, предоставит властям “широкую свободу усмотрения”. Появятся дополнительные “марионеточные нити” для управления “неугодными”, – считает адвокат. – Не проще ли в таком случае называть вещи своими именами и внести изменения в Конституцию, вернув цензуру? По крайней мере, так будет честно…»

Зинаида Павлова

Материал опубликован на сайте «Адвокатской газеты» 14.12.2018