Государственно-частное партнерство (ГЧП)

Комментарии в сми

май 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
23.05.2019
Денис Качкин обсудил восстановление Конюшенного ведомства - одного из самых резонансных исторических памятников Санкт-Петербурга
16.05.2019
Денис Качкин выступил на Петербургском Международном Юридическом Форуме
14.05.2019
Лусине Арутюнян и Максим Белотелов стали лекторами курса повышения квалификации по инвестициям в проекты государственно-частного партнерства
26.04.2019
Денис Качкин принял активное участие в работе главного события в сфере ГЧП в России – инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП»
23.04.2019
АБ «Качкин и Партнеры» номинировано на премию Фирма года в сфере ГЧП по версии Chambers Russia Awards 2019
18.04.2019
Эксперты «Качкин и Партнеры» стали преподавателями программы повышения квалификации «Управление проектами государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации» в Финансовом университете при Правительстве РФ
03.04.2019
Эксперты «Качкин и Партнеры» выступили лекторами программы повышения квалификации «Управление инвестиционными проектами, реализуемыми на принципах государственно-частного партнерства» в МГИМО
02.04.2019
Денис Качкин рассказал об особенностях реализации концессионных проектов в портовой сфере на форуме «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация»
05.03.2019
Денис Качкин возглавил рабочую группу по вопросам реализации проектов ГЧП в сфере городского и пригородного общественного транспорта
27.02.2019
Денис Качкин обсудил привлечение инвестиций для развития инфраструктуры с помощью ГЧП-механизмов в рамках межрегионального семинара Стратегического партнерства «Северо-Запад»

Страницы

Право.ру, 24.04.2019
«Государственно-частное партнерство: много вопросов и мало ответов»
Строительный еженедельник, 22.03.2019
«Метро в «Пулково», возможно, построят в рамках концессии»
Ведомости, 05.03.2019
«Минтранс предлагает упростить инвестиции в общественный транспорт»
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, 11.02.2019
«Восточный скоростной диаметр съезжает с федерального бюджета»
Строительный еженедельник, 08.02.2019
«Опять забуксовал. В Петербурге отменили конкурс на строительство аэроэкспресса»
Би-би-си, 21.01.2019
«Вокруг Москвы строят платную кольцевую дорогу. При чем тут Ротенберг?»
Ведомости, 16.01.2019
«Инфраструктурные инвестиции побили рекорд»
Ведомости, 15.01.2019
«Законопроект о передаче культурных объектов может отпугнуть инвесторов»
Экономика сегодня, 25.12.2018
«Бабюк с возу, городу легче: Петербург открывает новую эру инвестиций»
Ведомости, 20.12.2018
«ЦБ хочет допустить пенсионные фонды к IPO»

Страницы

03.07.2014
Земельные участки под проекты государственно-частного партнерства будут предоставлены без торгов
21.03.2014
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет в сотрудничестве с юридической компанией «Качкин и Партнеры» восполнит нехватку кадров в сфере ГЧП
30.04.2013
Государственная Дума РФ приняла проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» в первом чтении
12.09.2012
Более 60 % федеральных дорог находится в неудовлетворительном состоянии
20.05.2019
Новое в регулировании: изменения законодательства о закупках
скачать (pdf, 120kb)
04.07.2018
Новое в регулировании: приняты масштабные поправки в законодательство о ГЧП
скачать (pdf, 163kb)
09.04.2018
Новое в регулировании: инвестиции приходят в здравоохранение. Бюджетные учреждения вовлекаются в концессии
скачать (pdf, 87kb)
17.01.2018
Новое в регулировании: изменения законодательства о закупках
скачать (pdf, 194kb)
10.01.2018
Новое в регулировании инвестиционной и промышленной деятельности в Российской Федерации
скачать (pdf, 102kb)
08.12.2017
Новое в регулировании: ФАС России подготовила разъяснения по концессиям в сфере ЖКХ
скачать (pdf, 92kb)
08.11.2017
Новое в регулировании инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге
скачать (pdf, 89kb)
03.10.2017
Новое в регулировании. Итоги сентября: что изменилось в сфере госзаказа
скачать (pdf, 104kb)
30.08.2017
Новое в регулировании: изменения в законодательстве, регулирующем деятельность морских портов
скачать (pdf, 106kb)
23.08.2017
Новое в регулировании: принят закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»
скачать (pdf, 140kb)

Страницы

Сопровождение подготовки и заключения концессионного соглашения по созданию первой гостиницы в формате ГЧП в Санкт-Петербурге
Юридическая поддержка победителя конкурса по проекту создания трамвайной сети в Санкт-Петербурге
Юридическое сопровождение инвестора - портфельной компании АО «Роснано» - на этапе подготовки предложения по ГЧП-проекту в сфере медицины в Мурманской области
Юридическое сопровождение победителя конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении транспортного обхода Хабаровска с общим объемом инвестиций более 47 млрд. рублей на этапе конкурса, коммерческого и финансового закрытия
Юридическое сопровождение подготовки и согласования типового решения по муниципально-частному партнерству в сфере среднего образования
Разработка законодательства Псковской области о ГЧП
Сопровождение проекта реконструкции и эксплуатации Ленинградского областного центра медицинской реабилитации на территории Ленинградской области на основе ГЧП
Комплексное сопровождение концессионных проектов по созданию гостиниц в рамках процедуры частной инициативы
Юридическое сопровождение подготовки предложения частного инвестора о реализации концессионного проекта в области медицины
Разработка концепции создания Инновационного медицинского кластера в регионе Кавказских минеральных вод с использованием механизмов ГЧП

Страницы

06.07.2018
Морские порты № 4 2018
31.05.2018
Юрисконсульт в строительстве № 5 / 2018
29.05.2018
Морские порты № 3 2018
03.05.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 1 квартал 2018 года
11.04.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 11.04.2018
01.03.2018
Эж-юрист, 01.03.2018
02.02.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 4 квартал 2017 года
09.01.2018
Новая адвокатская газета N 01 (258), 08.01.2018
08.12.2017
Концессии и инфраструктурные инвестиции, ноябрь 2017
27.11.2017
Новая адвокатская газета N 23 (256), 27.11.2017

Страницы

14.12.2018
Дело о водокачке и водовозке - анализ спора из концессионного соглашения (Дело № А 04-9249 / 2017)

Экономика сегодня, 25.12.2018

Ссылка на источник

«Бабюк с возу, городу легче: Петербург открывает новую эру инвестиций»

Денис Качкин, партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», считает, что Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга при экс-руководителе Ирине Бабюк работал неэффективно.

Одним из первых решений врио губернатора Петербурга Александра Беглова стало увольнение председателя городского комитета по инвестициям Ирины Бабюк. Этим градоначальник признал неэффективный диалог ведомства с инвесторами.

Назревшее увольнение

По итогам года многие комитеты Петербурга могут похвастаться большими достижениями и улучшением качества работы. Но среди них явно нет Комитета по инвестициям, созданного в 2012 году. По идее он должен был стать флагманом, который приносит в город деньги инвесторов. В отличие от других комитетов это ведомство курировалось не вице-губернаторами, а подчинялось напрямую градоначальнику Георгию Полтавченко.

«Примеров плохой работы Комитета по инвестициям больше, чем хороших, - считает управляющий партнер "Качкин и партеры", руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин. - Многие инициативы, которые начинались, так и не доведены до конца. Работе комитета во многом не хватало системности - в подходе, в подготовке, структурировании проектов.

Были однозначные сложности во взаимодействии с другими комитетами, но это вообще особенность команды Полтавченко. У нас есть с чем сравнивать - опыт Матвиенко.  Как бы ни складывалась ситуация, при ней ведомства работали как команда. А у Полтавченко каждый за себя. Они были более заточены не на результат, а на процесс, единая воля отсутствовала. Когда начинался какой-то проект – они воевали друг с другом, вместо того, чтобы сотрудничать".

Океанариум с бутиками

У Петербурга, по мнению экспертов, нет четкого плана по приоритету отраслей. В программе развития до 2030 года отсутствует четкая политика, чему необходимо уделить больше внимания. Стратегические инвестиционные проекты, представленные Комитетом по инвестициям, носят хаотический характер. Тут и машиностроение, прядильная фабрика, и океанариум, который впоследствии оказался торговым центром.

Каким образом ведомство определяет важность объекта – непонятно, а чиновники не объясняют. По закону статус "стратегический" присваивается проекту, который наиболее важен для города. Инвестору он дает значительные льготы: предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, уменьшение арендной платы за, возможность выкупа участка по сниженной цене. Но это действительно должен быть проект, который значительно повлияет на культурную, общественную, туристическую жизнь Петербурга.

Стратегическую важность океанариума Комитет по инвестициям характеризовал так: "Строительство уникального комплекса, который станет крупнейшим научно-познавательным центром РФ в области океанологии и морской биологии, а также уникальным местом для всесезонного экзотического времяпрепровождения взрослых и детей. Концепция проекта предполагает размещение театра ластоногих, демонстрацию шоу с участием касаток и дельфинов, создание аквапарка и объектов сопутствующей торговли".

Океанариум должно было возвести ООО "Оптима" в парке Интернационалистов. Группа депутатов и жители Фрунзенского района выяснили: главным в проекте станут не наличие шоу с участием дельфинов и касаток, а объекты сопутствующей торговли - планировался обычный торгово-развлекательный комплекс. При этом, по данным Комитета по потребительскому рынку, жители района обеспечены торговыми площадями на 225 процентов. Парк Интернационалистов удалось отстоять, но от самой идеи не отказались.

"Увольнение Бабюк - справедливое решение, к этому все шло, - считает депутат Законодательного Собрания Петербурга V созыва, член высшего экспертного совета РАСО Марина Шишкина. - Это произошло из-за бестолковой работы комитета. Его работа не принесла ничего городу, кроме сумятицы в понимании граждан того, что такое вообще стратегический партнер города. Хорошее дело превратилось в сложную и непонятную историю.

Функции этого комитета надо передать другим, отдельного комитета, наверное, по большому счету и не нужно, а лишь создать экономический блок. Эта деятельность в первую очередь должна быть открытой. Если мы приглашаем кого-то в гости, приглашаем к партнерству, к сотрудничеству, мы не можем это делать с котом в мешке. Когда мы приглашаем партнера, и нам за это разрушают Морской Фасад, разрушают парк на Смоленке, а мы за это якобы имеем какие-то деньги – это не стратегическое партнерство, а разрушение и ущерб городу".

Годы согласований

Самой большой проблемой для Петербурга эксперты назвали несогласованность действий Комитета по инвестициям с Комитетом имущественных отношений, Комитетом по контролю за имуществом, Комитетом по градостроительству и архитектуре. Комитет по инвестициям раздает обещания инвесторам без согласования, в результате инвестор оказывается у разбитого корыта. А в итоге и город остается без инвестора.

Разбирательство вокруг строительства Театра песни Аллы Пугачевой длится не первый год, хотя инвестор все пункты в договоре выполнял неукоснительно и исправно платил. Сейчас в арбитражном суде рассматривается новый иск к Комитету по инвестициям. Директор ООО "Театр Песни" Юрий Голованов с горечью вспоминает, как для решения пустякового вопроса его футболили месяцами, а в итоге ведомство Бабюк все равно дало отказ.

"Комитет по инвестициям провалил программу передачи в концессию гостиниц, - вспоминает Денис Качкин. - Заключено только одно концессионное соглашение. Это явный провал, хотя было с помпой в свое время объявлено, что у нас там пайплайн проектов. Провалены и программы по расселению и реконструкции Апраксиного двора".

Инвесторы бегут из Петербурга

В СПб отсутствуют ощутимые конкурентные налоговые льготы для инвестиций, потому город проигрывает другим регионам не только как стартовая площадка для нового производства, но и для модернизации уже того, которое существует.

Примером может послужить Tikkurila Oyj - компания к 2020 году планирует переместить две свои площадки в Ленобласть и при этом нарастить производство. А это рабочие места, налоги и так далее. Год назад губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и высшее руководство Tikkurila уже обсудили строительство завода и объем планируемых инвестиций. На встрече врио президента и председателя правления Tikkurila Юкка Хавия сообщил губернатору, что объем инвестиций в Ломоносовском районе Ленинградской области составит около 35 миллионов евро.Завод будет не единственным строением, комплекс включает в себя Центр Исследований, Разработок и Инноваций, склады и так далее. И почему финская компания уходит из Петербурга, оставив здесь лишь один центральный офис? Причина проста – в Ленобласти компания рассчитывает получить обнуление ставки налога на имущество и снижение ставки налога на прибыль до 13,5%.

"Это далеко не единственный пример, - уверяет Денис Качкин. - Единственный транспортный проект, который в СПб с грехом пополам поехал – это трамвай "Чижик", больше комитет Бабюк ничего не сделал. Просто беда с проектом скоростной трамвай "Колпино-Шушары-Славянка", несчастный концессионер в переговорах с июня - до сих пор не устранены разногласия, соглашение не подписано. Это просто беспредел. Ни в одном другом субъекте, а уж тем более на уровне Российской Федерации вообразить себе подобное было нельзя. Это в чистом виде организационные проблемы, неотлаженная работа комитета".  

Четыре недели вместо двух лет

Крупные иностранные компании уходят из Петербурга не только потому, что здесь нет конкурентных льгот или дорогая земля. Но и элементарно из-за того, что для оформления документов нашему Комитету по инвестициям необходимо 2 года, да и то эти документы зачастую не согласованы с другими комитетами города.

Так Петербург потерял "Аквафор", принадлежащий американской Electrophor Inc. Крупный инвестор предпочел Эстонию для строительства логистического центра и сборочного производства. Объем инвестиций – 5 миллионов евро. Площадь центра – семь тысяч квадратных метров. И опять же – рабочие места с достойной оплатой.

И все благодаря тому, что в Эстонии есть специальная программа для инвесторов "Легкая посадка". По этой спецпрограмме по Интернету можно создать производство за 4 недели. В Петербурге на оформление документов уходит два года –и это в лучшем случае. А потом еще столько же уйдет на суды – так как половина бумаг окажется несогласованной между Комитетом по имуществу и другими.

В 2013 году в Санкт-Петербурге была создана компания "Мера-Сталь", которая заявила проект создания завода по производству стальной арматуры мощностью 350 тысяч тонн. Для площадки был выбран Ижорский завод. "Мера-Сталь" попросила у Смольного статус стратегического инвестора. Взамен компания предложила вложить в предприятие 7,6 миллиардов рублей, создать 250 рабочих мест, перечислять в бюджет ежегодно 283 миллиона рублей налогов и начать производство в 2017 году.

Совет по инвестициям в 2014 году одобрил проект, а в 2016-м разразился скандал – банк ВТБ обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании "Мера-Сталь" банкротом. Как выясняется из арбитражного дела, компания задолжала банку более миллиарда рублей. Сейчас предприятие в стадии ликвидации. Почти аналогичная история с заводом "Лиссант" - в 2016 году его включают в список системообразующих предприятий, а в апреле 2017 его банкротят сразу два банка, которым он задолжал.

Миллиарды на ветер

Непонятно, почему Комитет по инвестициям не был переформатирован еще на заре своей деятельности. В 2014-2015 году Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга проверяла деятельность комитета за 2012,2013 и 2014 год. Вот некоторые сноски из официального документа, опубликованного на сайте КСП:

"Анализ международных и российских рейтингов, характеризующих привлекательность региона для инвестора, показал: по ряду авторитетных рейтингов Петербург по результатам 2012-2013 годов вошёл в группу регионов, получивших самые низкие оценки. Одной из причин стало отсутствие механизма привлечения инвестиций по принципу "одного окна".

Аудиторы заподозрили многомиллиардные нарушения. Например, "Надземный экспресс" - проектирование линии скоростного трамвая от Московского вокзала до Пулково в 2012–2014 годах обошлось бюджету Петербурга более чем в миллиард рублей. Проект не работает до сих пор. Орловский тоннель над Невой вообще обошелся городу в 2,2 миллиарда рублей, Ново-Адмиралтейский мост в 2 миллиарда. Все не реализованы.

Да и само существование Комитета по инвестициям влетает городу в "копеечку". Площади нежилых помещений, предоставленных Комитету, избыточны и в 7,1 раза превышают установленный норматив. А подавляющее большинство из них просто не использовались, в то время как город исправно выделял деньги.

"Комитет по инвестициям при Бабюк показал себя абсолютно неэффективной и лишней структурой. К примеру, так и осталась проблема переноса зоопарка. Ощущение, что этот проект вообще никому не нужен, им никто не занимается. Мы увязли в каком-то средневековье и мраке - животные содержатся в жутких условиях. Впрочем, все проекты Комитета по инвестициям говорят сами за себя и за их руководство", - заключает Денис Качкин.

Максим Бут