Коммерческая практика

Комментарии в сми

апрель 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 
15.03.2019
На подводные камни договора строительного подряда обратила внимание Ольга Дученко на конференции «Бизнес-Право»
28.09.2018
Кирилл Саськов выступил на Юридическом форуме юга России
13.09.2018
Юристы «Качкин и Партнеры» представили новеллы правового регулирования финансовых сделок на семинаре Ассоциации Банков Северо-Запада
13.04.2018
Юридическую стратегию на производственном предприятии представил Кирилл Саськов на форуме «Эффективные стратегии в производстве. Санкт-Петербург как высокотехнологичный производственный кластер»
08.02.2018
АБ «Качкин и Партнеры» поддержало бесплатное распространение электронной версии второго тома комментариев к нормам гражданского законодательства о сделках, представительстве и исковой давности
06.02.2017
В подготовке доклада Doing Business 2017 Группы Всемирного Банка приняли участие юристы «Качкин и Партнеры»
28.07.2016
О проверках бизнеса контролирующими органами рассуждала Ольга Дученко в рамках круглого стола Ленинградской областной торгово-промышленной палаты
08.10.2015
Важные аспекты банкротства компаний рассмотрели эксперты АБ «Качкин и Партнеры» на очередном обучающем клиентском семинаре
04.07.2013
«Качкин и Партнеры» защитила интересы архитектурно-проектного бюро в ходе банкротства компании-заказчика
19.06.2013
Семинар «Бизнес с зарубежным партнером: предупрежден - значит вооружен. Существующие законодательные ограничения и требования иностранных компаний к контрагентам»

Страницы

Деловой Петербург, 10.04.2019
«Красота в процессе»
МетаГазета, 04.04.2019
«Закон о госзакупках упростят до беспредела»
DP.ru, 27.02.2019
«Виза за полдня. Каждый пятый сайт по ускоренному оформлению виз является мошенническим»
MarketMedia, 12.02.2019
«На проверку становись!»
Адвокатская газета, 04.02.2019
«Точка не поставлена»
Регфорум, 26.12.2018
«Административная ответственность за взятку от юрлица»
Деловой Петербург, 18.12.2018
«С сетями наперевес»
Эж-юрист, 08.11.2018
«Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в РФ: Минфин предлагает инвесторам новую конструкцию»
РБК, 28.09.2018
«Финансовая пирамида»
Деловой Петербург, 19.09.2018
«Смотрите, кто ушел»

Страницы

21.05.2015
Если у банка отзывают лицензию…
30.06.2014
Запрет на рекламу медицинских услуг продержался полгода
07.04.2014
Высший Арбитражный Суд РФ вступился за слабых
29.10.2013
Арбитражное соглашение в электронной форме: будущее или реальность?
23.08.2013
Директора ответят за неразумные действия
05.07.2013
Иностранцам и ученым открыта дорога в малый и средний бизнес
18.10.2012
Мнимые сделки привлекли внимание ВАС
12.07.2018
Новое в регулировании: новые разъяснения Верховного Суда РФ о крупных сделках и сделках с заинтересованностью
скачать (pdf, 122kb)
07.08.2017
Новое в регулировании: изменения в Гражданский кодекс РФ вступают в силу с 01 июня 2018 года
скачать (pdf, 105kb)
18.07.2016
Новое в регулировании: более 160 законов в последний день работы Госдумы
скачать (pdf, 262kb)
24.07.2015
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о регулировании деятельности СРО в сфере финансового рынка
скачать (pdf, 94kb)
01.07.2015
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о банкротстве
скачать (pdf, 82kb)
20.02.2015
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о банкротстве для физических лиц
скачать (pdf, 108kb)
20.02.2015
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о банкротстве для юридических лиц
скачать (pdf, 97kb)
29.08.2014
Законодательство: поправки в Гражданский кодекс РФ, существенно меняющие регулирование правового статуса и деятельности юридических лиц
скачать (pdf, 106kb)
31.01.2014
Новые правила заключения и исполнения договора потребительского кредита (займа)
скачать (pdf, 2312kb)
27.08.2013
Законодательство: изменение практики привлечения руководителей компаний к имущественной ответственности
скачать (pdf, 96kb)

Страницы

Юридическое сопровождение создания на территории Российской Федерации бизнеса по производству взрывчатки крупной аргентинской компанией Explosivos Tecnológicos Argentinos
Оказание юридической помощи «Единому медицинскому порталу» при реализации уникального проекта в области телемедицины
Комплексное сопровождение деятельности подразделения SUBWAY в России
Комплексная правовая поддержка российского подразделения TI Automotive
Сопровождение повседневной деятельности торговой компании
Комплексное юридическое сопровождение работы агентства недвижимости
Комплексная юридическая поддержка инжиниринговой компании
Приведение договоров строительного подряда в соответствие с требованиями инвестора
Комплексное сопровождение деятельности одного из крупнейших в России кредитных потребительских кооперативов «Юнион Финанс»
Комплексное правовое сопровождение зарубежной микрофинансовой организации в России

Страницы

25.02.2019
Basic DecorDesign, 25.02.2019
07.02.2019
Эж-юрист, 07.02.2019
18.12.2018
Журнал РШЧП № 3, ноябрь-декабрь 2018
07.11.2018
Арбитражная практика для юристов № 11, 07.11.2018
07.08.2018
Юридическая работа в кредитной организации N 3 2018
31.07.2016
Закон N 07 июль 2016, 31.07.2016
17.06.2016
Экономика и жизнь, приложение «Ваш партнер-консультант» № 23 (9639), 17.06.2016
23.05.2016
Эж-юрист, 23.05.2016
01.04.2016
Экономика и жизнь, приложение «Корпоративные стратегии» № 12 (9628), 01.04.2016
09.02.2016
Корпоративный юрист N 02, 09.02.2016

Страницы

25.09.2015
Как продавать супружеское имущество гражданина-банкрота?
03.09.2015
Продажа имущества несостоятельных гражданина и юридического лица: необоснованные привилегии или тонкий замысел законодателя?
05.06.2015
Применение ст. 317.1 ГК РФ к авансам
08.08.2014
Запрет на ввоз продуктов как обстоятельство непреодолимой силы

MarketMedia, 20.08.2018

«Что делать, если…»

…потребитель недоволен вашим товаров (работой, услугами) и грозится подать в суд. Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», расскажет, как вести себя компании в этом случае, и когда можно подать в суд на самого потребителя.

1

Не допустить претензий

Прежде всего нужно предпринять меры для того, чтобы избежать недовольства потребителя товарами, работами и услугами. Речь идет не только о том, что нужно заботиться о надлежащем качестве, — это очевидно, но и, например, о предоставлении потребителю исчерпывающей информации о товарах (работах, услугах). Перечень того, что должна содержать предоставляемая информация, содержится в п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон). Это сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), о цене и условиях приобретения, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования, о сроке службы или годности, о необходимых действиях потребителя по истечении этих сроков либо иные сведения.

Если у потребителя нет неоправданно завышенных ожиданий, вероятность того, что он разочаруется в товаре и пойдет отстаивать свои права, невысока.

Не лишним будет открыть Закон и сравнить, все ли обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) компания выполняет (особенно на этапе до заключения договора), а если нет — устранить пробелы.

Если в дальнейшем компания столкнется с потребительским экстремизмом, такая предварительная подготовка поможет отстоять ее правоту.

2

Разобраться в ситуации

Если потребитель все же недоволен, то компания сама заинтересована в том, чтобы разобраться, справедливы ли претензии потребителя. Ведь если дело дойдет до суда и потребитель выиграет спор, то суд взыщет с компании за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. К тому же есть риск взыскания с компании убытков сверх неустойки (пп. 2 и 6 ст. 13 Закона).  

Политика некоторых продавцов, принципиально отправляющих восвояси потребителей, толком не разобравшись в ситуации, в корне ошибочна.

Основная задача при поступлении претензии — установить, насколько она обоснована, и адекватно на нее отреагировать. Если потребитель прав и формальности, сроки предъявления требований в отношении недостатков соблюдены, лучше добровольно удовлетворить требования потребителя. 

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона).

Нередко проблемы возникают из-за того, что продавцы просто не знают, как себя вести с потребителем. Лучше всего разработать и довести до сведения всех сотрудников, контактирующих с потребителями, внутреннюю инструкцию о порядке действий при поступлении претензий.

3

Если потребитель злоупотребляет правами

Если все же компания, добросовестно исполняющая установленные Законом обязанности, сталкивается с потребительским экстремизмом, не нужно паниковать. Нужно изучить порядок действий, предусмотренный законом.

Например, если потребитель требует обменять товар надлежащего качества, то производитель/продавец может отказать в этом, если пропущен срок для обмена, товар не подлежит обмену, проданный товар утратил товарный вид вследствие ненадлежащего использования потребителем.

В соответствии со ст. 25 Закона покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня покупки.

Если потребитель пытается обменять купленный товар, производитель/продавец должен проверить:

  • не прошло ли 14 дней, не считая дня покупки;
  • подлежит ли товар обмену в принципе (перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям ст. 25 Закона, утвержден постановлением правительства РФ от 19.01.1998 №55);
  • нет ли признаков того, что товар был в употреблении, сохранен ли его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки (необходимо тщательно осмотреть товар).

Если указанные условия не соблюдены, то это может служить основанием для отказа в обмене товара.

Нужно также проверять, имеется ли товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Однако отсутствие у потребителя подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. 

4

Сами подайте в суд

Встречаются ситуации, когда компания может сама подать на потребителя в суд. Например, если последний не выполняет принятые на себя обязательства по оплате или приемке товара.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

Кроме того, продавец вправе на основании подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ потребовать расторжения договора, так как неисполнение покупателем обязанности по оплате переданного ему продавцом товара относится к существенным нарушениям условий договора купли-продажи.

Данный вывод подтверждается позицией ВС РФ, выраженной в п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации # 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).

В том случае, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора (п. 3 ст. 484 ГК РФ).

Если же речь идёт о неоплате потребителем каких-либо услуг, то компания может на основании п 1. ст. 781 ГК РФ требовать оплаты услуг в полном объеме, либо требовать расторжения договора по причине существенного нарушения условий договора контрагентом.

В том случае, если потребитель распространит о компании сведения, которые являются недостоверными и порочат ее деловую репутацию, можно предпринять следующее.

Статьей 152 ГК РФ предусмотрена возможность требовать по суду опровержения порочащих деловую репутацию юридического лица сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Согласно разъяснениям, данным в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 ГК РФ значение для дела являются: 

  • факт распространения ответчиком сведений об истце,
  • порочащий характер этих сведений,
  • несоответствие их действительности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Материал опубликован на сайте MarketMedia 20.08.2018