Интеллектуальная собственность / информационные технологии

Комментарии в сми

ноябрь 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
15.11.2019
Денис Качкин представил Бюро на Петербургском Международном Инновационном Форуме в рамках дискуссии об общественном транспорте в городах будущего
29.10.2019
Лекцию по правовым основам деятельности СМИ прочитала Антонина Шишанова для студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения
24.10.2019
Андрей Алексейчук принял участие в интеллектуальном поединке на тему инфраструктуры адресации Интернета против правообладателей
21.10.2019
Правовые вопросы сферы цифровой медицины обсудил Денис Качкин на форуме «Открытые инновации» в технопарке «Сколково»
28.09.2019
Андрей Алексейчук выступил в рамках очередной конференции Форума независимых разработчиков программного обеспечения
14.06.2019
Юристы «Качкин и Партнеры» успешно защитили права клиента на программу для ЭВМ в споре с ИТ-гигантом
31.05.2019
Правовые тонкости использования «больших данных» в сфере цифровой экономики обсудил Андрей Алексейчук на Санкт-Петербургской интернет-конференции
27.04.2019
Андрей Алексейчук обратил внимание на тонкости использования антимонопольной процедуры для прекращения незаконного использования средств индивидуализации на международном форуме-фестивале «IP for Future»
18.04.2019
Спорные вопросы использования доменных имен и распоряжения ими обозначил Андрей Алексейчук на конференции по вопросам правового регулирования в электронной среде
28.03.2019
Лекцию по авторским и смежным правам прочитала Антонина Шишанова для студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения

Страницы

DP.ru, 01.11.2019
«Таблетки переезжают. Аптеки готовятся к снижению выручки из-за снятия запрета на онлайн-продажу лекарств»
Регфорум, 16.10.2019
«Поправки о цифровых правах вступили в силу»
Деловой Петербург, 07.10.2019
«Дипфейки на очереди»
РБК Санкт-Петербург, 18.09.2019
«Петербургский сервис доставки продуктов уличил конкурента в воровстве»  
CommercialRealEstate № 16 (352), сентябрь 2019
«Общественно-полезная среда»
Росбалт, 30.08.2019
«Петербурженка требует 10 млн рублей за использование ее фотографии в рекламе препарата от климакса»
Адвокатская газета, 21.08.2019
«Регистрация комбинированного товарного знака со словом «ФГОС» правомерна»
Регфорум, 19.08.2019
«Сколково выходит из берегов»
Деловой Петербург, 19.08.2019
 «Недостаточно модный IT»
E-xecutive, 08.08.2019
«Зачем государство хочет привязать ваш email к телефону»

Страницы

15.08.2019
Сколково выходит из берегов
06.06.2019
Дрон – это новый воздушный автомобиль
22.03.2019
Цифровые права и сделки в электронной форме
22.02.2019
Утверждены Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных: что ожидает операторов
28.06.2018
Вступают в силу правила хранения пользовательской информации в исполнение «закона Яровой»
25.05.2018
Компании могут перестать быть «петербургскими»
02.04.2018
За репутацию предлагают блокировать
20.03.2018
Блокировка мессенджера Telegram все больше становится реальностью
12.07.2017
Новые налоговые льготы в сфере интеллектуальной собственности
03.04.2017
Правительство РФ установило дополнительные требования к «отечественному» программному обеспечению

Страницы

02.10.2019
Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 3 квартал 2019 года
скачать (pdf, 531kb)
08.08.2019
Новое в регулировании. Новый объект интеллектуальной собственности: географические указания
скачать (pdf, 135kb)
09.07.2019
Новое в регулировании: урегулирована деятельность платежных агрегаторов и платежных приложений
скачать (pdf, 165kb)
01.07.2019
Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 2 квартал 2019 года
скачать (pdf, 590kb)
22.05.2019
Новое в регулировании: новые возможности для российских IT-компаний
скачать (pdf, 143kb)
29.04.2019
Новое в регулировании: спорные вопросы в сфере интеллектуальной собственности разъяснены Верховным судом РФ
скачать (pdf, 148kb)
01.04.2019
Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 1 квартал 2019 года
скачать (pdf, 300kb)
09.01.2019
Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 4 квартал 2018 года
скачать (pdf, 552kb)
01.10.2018
Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 3 квартал 2018 года
скачать (pdf, 559kb)
04.07.2018
Новое в регулировании: приняты масштабные поправки в законодательство о ГЧП
скачать (pdf, 163kb)

Страницы

Защита прав архитектурной мастерской на проект новой сцены Малого Драматического Театра – Театра Европы
Защита прав клиента на программу для ЭВМ в судебном споре с IT-гигантом
Юридическая поддержка клиента, крупной международной сети ресторанов быстрого питания Domino’s Pizza в России, в судебном споре в сфере киберсквоттинга
Защита прав крупной IT-компании BIA Technologies на служебные объекты интеллектуальной собственности
Судебная защита авторских прав на программное обеспечение в деле по иску компании «Кодекс»
Юридическая поддержка деятельности российской Интернет-платформы «Единый медицинский портал», работающей в области телемедицины
Защита авторских прав клиента в споре с рок-группой «Сплин»
Проведение юридической оценки рисков в связи со сделкой по приобретению ИТ-компании
Юридическая поддержка крупной аргентинской компанией Explosivos Tecnológicos Argentinos при заключениии лицензионного договора о предоставлении права использования полезной модели
Проверка юридической чистоты сделки по приобретению международного разработчика программ для ЭВМ

Страницы

01.11.2019
Хозяйство и право № 11 2019
23.07.2019
Crossarea, 22.07.2019
27.06.2019
Эж-юрист, 27.06.2019
30.01.2019
Журнал телемедицины и электронного здравоохранения № 3 2018
14.09.2018
Юрист компании N 09 2018
02.07.2018
Арбитражная практика для юристов № 7 2018, 02.07.2018
01.06.2018
Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность N 06, 01.06.2018
17.05.2018
Журнал Суда по интеллектуальным правам, 17.05.2018
08.05.2018
Legal Insight N 04 (70), 07.05.2017
12.04.2018
Digital Report, 11.04.2018

Страницы

17.02.2016
Персональные данные – ключевые вопросы
26.05.2015
Объемы контрафакта и способы противодействия ему
02.07.2019
«30+ вопросов о служебных и неслужебных программах»
21.05.2019
Дело «Гелио Пресс – Рассвет Жизни»: может ли правообладатель требовать компенсацию за удаление информации об авторе
25.04.2019
О пределах снижения компенсации за нарушение исключительного права в новом Постановлении Пленума ВС РФ
20.03.2019
О подведомственности доменных споров с участием иностранных лиц
26.10.2018
О новом законопроекте об обработке Big Data
04.09.2018
Законно ли требовать от Яндекса удалить пиратские видео?
31.07.2018
Громкий спор В Контакте-Дабл выходит на новый виток…
28.06.2017
Интернет-Апокалипсис сегодня
28.06.2017
Обзор дел в сфере интеллектуальной собственности за первую половину 2017 года
20.03.2017
Как наказать нарушителя, укравшего контент в интернете

Страницы

Регфорум, 09.06.2017

«Законопроект о мессенджерах: разумный шаг или борьба с ветряными мельницами?»

Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры», анализирует законодательные изменения, связанные с работой мессенджеров в России.  

В конце мая 2017 года на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесен ряд законопроектов, посвященных регулированию работы мессенджеров в России.  

Прежде всего, речь идет о проекте поправок в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».  

Данным законопроектом предлагается ввести новое понятие «информационно-коммуникационные сервисы» (далее – ИКС).

Кроме того, законопроектом вводится понятие «информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями» (далее по тексту – мессенджер), которое предлагается определить как «информационную систему и (или) программу для электронных вычислительных машин, которая предназначена и (или) используется для технологически неразрывно связанного с услугами связи обмена сообщениями исключительно между пользователями этой информационной системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя (получателей) электронного сообщения и не предусматриваются размещение пользователями общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц».

Таким образом, как следует из предложенного определения, под понятие «информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями» могут попасть не только классические мессенджеры типа WhatsApp, Viber или Telegram, но и мессенджеры Facebook, Вконтакте, iMessage и т. п.

Данным законопроектом на мессенджеры предлагается возложить следующие специальные обязанности:

  • передавать электронные сообщения только идентифицированных пользователей;
  • ограничивать передачу сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ;
  • обеспечить конфиденциальность передаваемых сообщений;
  • обеспечить возможность рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти;
  • обеспечить техническую возможность отказа пользователей мессенджера от получения сообщений от других пользователей;
  • ограничивать рассылку спама по требованию государственных органов;
  • заключить типовой договор с оператором связи, форма которого будет устанавливаться государством;
  • обеспечить реализацию требований, предъявляемых органами государственной власти, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, к оборудованию и программно-техническим средствам для проведения этими органами мероприятий в целях реализации возложенных на них задач.

За неисполнение предусмотренных в законопроекте обязанностей предлагается предусмотреть следующие негативные последствия:

  • ограничение доступа к мессенджеру до исполнения обязательных требований закона. Ограничение доступа предлагается осуществлять операторам связи, которые оказывают услуги по предоставлению доступа к сети Интернет. Такое ограничение должно производиться незамедлительно на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти, которое принимается на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • административный штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей – для граждан; от 30 до 50 тыс. рублей – для должностных лиц; от 800 тыс. до 1 млн. рублей — для юридических лиц.

Во-первых, вызывает много вопросов обязанность мессенджеров по предоставлению услуг только идентифицированным пользователям.  

Пока непонятно, что именно подразумевается под идентификацией (форма, степень достоверности и т. п.).

Как следует из текста законопроекта, непосредственной идентификацией будут заниматься операторы связи, предоставляющие доступ в Интернет. Логично предположить, что делать они это будут, в частности, в соответствии с уже существующим механизмом оформления сим-карт пользователей при условии предъявления документа, удостоверяющего личность. При этом далеко не секрет, что очень часто сим-карты оформляют на чужие паспорта, что не позволяет говорить о возможности достоверной идентификации конкретного пользователя. Кроме того, сегодня регистрация в некоторых мессенджерах по одному номеру телефона не мешает продолжать его использование под тем же логином, но с другой сим-картой. Более того, многие мессенджеры в принципе не запрашивают телефонные данные пользователей, и достаточно сомнительно, что они захотят менять архитектуру своего продукта.

Справедливости ради хотелось бы также отметить, что мировая практика обязательной идентификации пользователей в сети Интернет существует. Взять, например, Китай. Весной 2012 года власти Пекина обязали пользователей национальных микроблогов указывать при регистрации свои государственные идентификационные номера. С 1 июня 2017 года в КНР должен был вступить в силу закон, предписывающий запрет анонимности пользователей в сети Chinanet.

Помимо Китая Правительство Швеции в 2011 году в рамках борьбы с радикальной пропагандой ввело запрет на анонимные сообщения в Интернете. 

При этом, например, суды в ФРГ (BGH, Urteil N VI ZR 34/15, 1 March 2016) и в США не раз высказывались против запрета анонимности в принципе. ООН также выступает за недопустимость запрета анонимности в сети Интернет, на что, в частности, указано в Отчете на продвижение и защиту свободы мнений и выражений, принятом на 29 сессии Совета по правам человека.

Однако Россия, скорее, пошла по первому пути, что подтверждается утвержденной недавно «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы», в которой принят курс на борьбу с анонимностью в Интернете (пункт 34 Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы»).

Во-вторых, особое беспокойство вызывает предложение блокировать мессенджер в случае передачи сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ.

Такая каучуковая норма позволит блокировать, по сути, даже самые безобидные сообщения, так как под «нарушение требований законодательства» при большом желании можно подвести что угодно. Представляется, что данную формулировку необходимо менять, и, скажем, ограничить случаями недопустимости распространения запрещенной к распространению информации в соответствии с Законом об информации.

В третьих, вызывает определенные вопросы возможность эффективного совмещения требований к обеспечению мессенджерами конфиденциальности сообщений одновременно с возложением на них обязанности создать технические средства для содействия государственным органам в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Ну и, в четвертых, конечно, общественностью было достаточно скептично воспринята инициатива самой блокировки мессенджеров операторами связи.

Механизм такой блокировки в законопроекте не предложен, и его разработка отдается на откуп Правительству РФ.

В СМИ активно высказывается мнение, что проблем в блокировке нет, и она должна будет происходить по следующей схеме: блокируется сайт мессенджера, IP-адрес для связи с сервером, а также удаляются мобильные приложения из соответствующих онлайн-магазинов без возможности их обновления.

Однако многие мессенджеры используют IP-адреса, которые постоянно меняются (динамические). Более того, на одном IP-адресе могут быть зарегистрированы сразу несколько лиц, и блокировка одного адреса приведет автоматически к блокировке сайтов и приложений, которые никак не связаны с нарушителем.

Высказываются также предположения, что для обхода такого механизма блокировки мессенджеры будут выпускать новые версии приложений с новыми IP-адресами.

Кроме того, если мы говорим о мессенджерах, работающих по технологии peer-to-peer, когда информация пересылается напрямую от пользователя к пользователю без использования сервера, тогда для их блокировки операторам связи надо будет использовать дорогостоящее оборудование, например, Deep Packet Inspection (DPI). Следовательно, встает еще и вопрос обоснованности возложения на операторов связи подобных финансовых затрат.

Дополнительно не стоит забывать, что существует большое количество мессенджеров, которые функционируют так, что предложенные в законопроекте механизмы правового регулирования не смогут к ним применяться вообще. Например, мессенджер Firechat функционирует без мобильной связи, учетных записей и паролей: для передачи текстовых сообщений и изображений используется Bluetooth или Wi-Fi. Мессенджер WICKR отличается тем, что отправленные при его помощи сообщения вообще не содержат никаких данных об отправителе. Кроме того, сообщения в принципе не сохраняются ни у пользователя, ни на серверах.

В общем пока вопросов значительно больше чем ответов, но сейчас рано делать выводы. Законопроект еще не прошел даже первого чтения в нижней палате. Остается надежда, что законодатели прислушаются к мнению представителей операторов связи, владельцев мессенджеров и, прежде всего, будут учитывать интересы самих пользователей.

Материал опубликован на сайте Regforum.ru 09.06.2017