Коммерческая практика

Комментарии в сми

июнь 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
15.03.2019
На подводные камни договора строительного подряда обратила внимание Ольга Дученко на конференции «Бизнес-Право»
28.09.2018
Кирилл Саськов выступил на Юридическом форуме юга России
13.09.2018
Юристы «Качкин и Партнеры» представили новеллы правового регулирования финансовых сделок на семинаре Ассоциации Банков Северо-Запада
13.04.2018
Юридическую стратегию на производственном предприятии представил Кирилл Саськов на форуме «Эффективные стратегии в производстве. Санкт-Петербург как высокотехнологичный производственный кластер»
08.02.2018
АБ «Качкин и Партнеры» поддержало бесплатное распространение электронной версии второго тома комментариев к нормам гражданского законодательства о сделках, представительстве и исковой давности
06.02.2017
В подготовке доклада Doing Business 2017 Группы Всемирного Банка приняли участие юристы «Качкин и Партнеры»
28.07.2016
О проверках бизнеса контролирующими органами рассуждала Ольга Дученко в рамках круглого стола Ленинградской областной торгово-промышленной палаты
08.10.2015
Важные аспекты банкротства компаний рассмотрели эксперты АБ «Качкин и Партнеры» на очередном обучающем клиентском семинаре
04.07.2013
«Качкин и Партнеры» защитила интересы архитектурно-проектного бюро в ходе банкротства компании-заказчика
19.06.2013
Семинар «Бизнес с зарубежным партнером: предупрежден - значит вооружен. Существующие законодательные ограничения и требования иностранных компаний к контрагентам»

Страницы

Строительный еженедельник, 06.05.2019
«Победитель аукциона на создание велодорожек в Петербурге отказался от контракта»
Деловой Петербург, 25.04.2019
«Саморегулирование на воде»
Деловой Петербург, 10.04.2019
«Красота в процессе»
МетаГазета, 04.04.2019
«Закон о госзакупках упростят до беспредела»
DP.ru, 27.02.2019
«Виза за полдня. Каждый пятый сайт по ускоренному оформлению виз является мошенническим»
MarketMedia, 12.02.2019
«На проверку становись!»
Адвокатская газета, 04.02.2019
«Точка не поставлена»
Регфорум, 26.12.2018
«Административная ответственность за взятку от юрлица»
Деловой Петербург, 18.12.2018
«С сетями наперевес»
Эж-юрист, 08.11.2018
«Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в РФ: Минфин предлагает инвесторам новую конструкцию»

Страницы

21.05.2015
Если у банка отзывают лицензию…
30.06.2014
Запрет на рекламу медицинских услуг продержался полгода
07.04.2014
Высший Арбитражный Суд РФ вступился за слабых
29.10.2013
Арбитражное соглашение в электронной форме: будущее или реальность?
23.08.2013
Директора ответят за неразумные действия
05.07.2013
Иностранцам и ученым открыта дорога в малый и средний бизнес
18.10.2012
Мнимые сделки привлекли внимание ВАС
12.07.2018
Новое в регулировании: новые разъяснения Верховного Суда РФ о крупных сделках и сделках с заинтересованностью
скачать (pdf, 122kb)
07.08.2017
Новое в регулировании: изменения в Гражданский кодекс РФ вступают в силу с 01 июня 2018 года
скачать (pdf, 105kb)
18.07.2016
Новое в регулировании: более 160 законов в последний день работы Госдумы
скачать (pdf, 262kb)
24.07.2015
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о регулировании деятельности СРО в сфере финансового рынка
скачать (pdf, 94kb)
01.07.2015
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о банкротстве
скачать (pdf, 82kb)
20.02.2015
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о банкротстве для физических лиц
скачать (pdf, 108kb)
20.02.2015
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о банкротстве для юридических лиц
скачать (pdf, 97kb)
29.08.2014
Законодательство: поправки в Гражданский кодекс РФ, существенно меняющие регулирование правового статуса и деятельности юридических лиц
скачать (pdf, 106kb)
31.01.2014
Новые правила заключения и исполнения договора потребительского кредита (займа)
скачать (pdf, 2312kb)
27.08.2013
Законодательство: изменение практики привлечения руководителей компаний к имущественной ответственности
скачать (pdf, 96kb)

Страницы

Юридическое сопровождение создания на территории Российской Федерации бизнеса по производству взрывчатки крупной аргентинской компанией Explosivos Tecnológicos Argentinos
Оказание юридической помощи «Единому медицинскому порталу» при реализации уникального проекта в области телемедицины
Комплексное сопровождение деятельности подразделения SUBWAY в России
Комплексная правовая поддержка российского подразделения TI Automotive
Сопровождение повседневной деятельности торговой компании
Комплексное юридическое сопровождение работы агентства недвижимости
Комплексная юридическая поддержка инжиниринговой компании
Приведение договоров строительного подряда в соответствие с требованиями инвестора
Комплексное сопровождение деятельности одного из крупнейших в России кредитных потребительских кооперативов «Юнион Финанс»
Комплексное правовое сопровождение зарубежной микрофинансовой организации в России

Страницы

25.02.2019
Basic DecorDesign, 25.02.2019
07.02.2019
Эж-юрист, 07.02.2019
18.12.2018
Журнал РШЧП № 3, ноябрь-декабрь 2018
07.11.2018
Арбитражная практика для юристов № 11, 07.11.2018
07.08.2018
Юридическая работа в кредитной организации N 3 2018
31.07.2016
Закон N 07 июль 2016, 31.07.2016
17.06.2016
Экономика и жизнь, приложение «Ваш партнер-консультант» № 23 (9639), 17.06.2016
23.05.2016
Эж-юрист, 23.05.2016
01.04.2016
Экономика и жизнь, приложение «Корпоративные стратегии» № 12 (9628), 01.04.2016
09.02.2016
Корпоративный юрист N 02, 09.02.2016

Страницы

25.09.2015
Как продавать супружеское имущество гражданина-банкрота?
03.09.2015
Продажа имущества несостоятельных гражданина и юридического лица: необоснованные привилегии или тонкий замысел законодателя?
05.06.2015
Применение ст. 317.1 ГК РФ к авансам
08.08.2014
Запрет на ввоз продуктов как обстоятельство непреодолимой силы

Регфорум, 26.12.2018

«Административная ответственность за взятку от юрлица»

Алексей Елисеенко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», анализирует законодательные изменения, связанные с административной ответственностью за взятку от юридического лица.

13 декабря 2018 года стало известно, что Государственная Дума РФ в третьем чтении одобрила проект Федерального закона №233781-7, которым предлагается внести изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Действующая редакция статьи 19.28 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для юридических лиц за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Таким образом, в соответствии с действующей редакцией статьи 19.28 КоАП РФ юридические лица могут быть привлечены к ответственности только за совершение вышеуказанных деяний исключительно от имени или в интересах такого юридического лица. Одобренный Государственной Думой РФ законопроект расширяет диспозицию статьи 19.28 КоАП РФ в целях обеспечения возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности и в тех случаях, когда незаконное вознаграждение предлагается или передается не только от имени или в интересах данного юридического лица, но и в интересах связанных с ним юридических лиц.

При анализе предлагаемых нововведений важно учитывать, что статья 19.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное вознаграждение только для юридических лиц, что означает невозможность привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ должностного лица или представителя компании, от имени и/или в интересах которой предлагается такое незаконное вознаграждение. При этом на практике действия, входящие в объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (передача, предложение или обещание незаконного вознаграждения), всегда совершаются именно работником или представителем, действующим от имени юридического лица. В связи с этим интересен вопрос установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.

Так, часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ определяет, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом, установление вины юридического лица надлежит осуществлять в соответствии с положениями ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Генпрокуратура России в Письме от 16.02.2015 №86-242-2014/Нд4167-15 указывает, что в производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ должно быть осуществлено установление вины юридического лица в совершении административного правонарушения, в том числе определение того, имелась ли у него возможность не допустить факт передачи (обещания передачи) должностному лицу незаконного вознаграждения от его имени.

Здесь отметим, что действующее законодательство в области противодействия коррупции устанавливает в отношении организаций ряд норм и правил, касающихся предупреждения и противодействия коррупции, многие из которых носят рекомендательный характер. Так, в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. При этом, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

  • Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений
  • Сотрудничество организации с правоохранительными органами.
  • Разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации.
  • Принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации.
  • Предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
  • Недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Отметим, что вышеуказанный список мер, содержащийся в части 2 ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» не является исчерпывающим и по большей части носит рекомендательный характер, так как не все перечисленные выше меры обязательны к применению. На основании подп. «б» п. 25 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона о противодействии коррупции Минтрудом России были подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. (далее - Рекомендации). Данные Методические рекомендации также предусматривают примерный перечень антикоррупционных мероприятий, которые рекомендуется включить в антикоррупционную политику организации, а также содержат рекомендации по реализации каждой из указанных мер. Например, в разделе IV Рекомендаций содержатся рекомендации по доведению до сведения всех работников организации положений антикоррупционной политики, а также по организации ознакомления с политикой работников, принимаемых на работу в организацию, под роспись. Помимо этого, раздел IV Рекомендаций предусматривает в качестве одной из мер по противодействию коррупции проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

Таким образом, принятие юридическим лицом вышеописанных мер по предупреждению коррупции в теории должно уберечь такое юридическое лицо от ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ, ведь оно в таком случае приняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о противодействии коррупции. Однако, анализ судебной практики показывает, что суды при рассмотрении дела зачастую занимают формальный подход, констатируя в тех случаях, когда факт передачи или предложения незаконного вознаграждения подтверждается материалами дела, что юридическое лицо не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению законодательства о противодействии коррупции, раз оно не смогло воспрепятствовать предложению или передаче незаконного вознаграждения (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 27.12.2017 №58-АД17-18, Постановление Московского городского суда от 20.07.2018 №4а-3367/2018, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 08.09.2015 №4а-750/2015 и др.).

Отметим, что особенности установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ неоднократно служили причиной для попыток безуспешного оспаривания норм ст. 19.28 КоАП РФ в Конституционном Суде РФ (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 05.06.2014 №1308-О и Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 №2360-О). Учитывая вышеизложенное, предлагаемая проектом Федерального закона №233781-7 возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности в тех случаях, когда незаконное вознаграждение предлагается или передается не только от имени или в интересах данного юридического лица, но и в интересах связанных с ним юридических лиц, вероятно приведет к увеличению числа случаев привлечения юридических лиц к административной ответственности за незаконное вознаграждение, в связи с чем юридическим лицам, пожалуй, стоит актуализировать свои антикоррупционные политики и предпринять дополнительные меры по противодействию коррупции.

Материал опубликован на сайте Regforum.ru 26.12.2018