Государственно-частное партнерство (ГЧП)

Комментарии в сми

август 2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
13.08.2018
Денис Качкин принял участие в круглом столе по финансовым моделям развития яхтенной инфраструктуры в рамках «Балтийской яхтенной недели»
01.08.2018
Денис Качкин вновь рассказал о применении механизмов государственно-частного партнерства для развития региональной и муниципальной инфраструктуры в рамках заседания рабочей группы по ГЧП Стратегического партнерства «Северо-Запад»
28.07.2018
Модератором сессии по развитию водного туризма на Международного дальневосточного морского салона стал Денис Качкин
14.06.2018
Денис Качкин выступил на международном форуме «Судостроение в Арктике» в Архангельске
07.06.2018
Денис Качкин стал модератором инфраструктурного тест-драйва проектов ГЧП на II Всероссийском водном конгрессе
01.06.2018
Лусине Арутюнян приняла участие в конференции «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт» Высшей школы менеджмента СПбГУ
25.05.2018
Адвокатское бюро «Качкин и Партнеры» сопроводило подготовку и заключение концессионного соглашения по созданию первой гостиницы в формате ГЧП в Санкт-Петербурге
25.05.2018
Адвокатское бюро «Качкин и Партнеры» выступило юридическим консультантом победителя конкурса по проекту создания трамвайной сети в Санкт-Петербурге
24.05.2018
Эксперты «Качкин и Партнеры» стали преподавателями программы повышения квалификации «Практические аспекты применения механизмов государственно-частного / муниципально-частного партнерства для развития общественной инфраструктуры»
18.05.2018
Денис Качкин принял участие в деловом завтраке «Транспортная инфраструктура: тест-драйв новых технологий»

Страницы

Россия 1 Архангельск, 05.08.2018
«Актуальные вопросы государственно-частного партнёрства обсуждали в Архангельске на уходящей неделе»
Россия 1 Архангельск, 01.08.2018
«В Архангельске обсуждают развитие в Поморье государственно-частного партнёрства»
РБК Санкт-Петербург и область, 30.07.2018
«Стало известно, когда в Петербурге появится линия «Аэроэкспресса»  
Росинфра, 30.07.2018
«Первый конкурс по созданию линии аэроэкспресса по концессии объявлен в Санкт-Петербурге»
Ведомости, 29.07.2018
«Между Петербургом и «Пулково» появится скоростное сообщение за 25 млрд рублей»  
РЖД-Партнер, 05.07.2018
«Концессионерам Крымской железной дороги будет трудно отбить инвестиции»
Ведомости, 26.06.2018
«Государство обещает защитить инвесторов от самого себя»
Ведомости, 20.06.2018
«Потери инфраструктурных проектов от снижения субсидии на НДС могут превысить 15 млрд рублей»
PortNews, 08.06.2018
«Эксперты назвали риски концессионных схем для финансирования портовых проектов»
РБК Санкт-Петербург и область, 05.06.2018
«Просили подписать»: зачем Петербург заключил десятки инвестсоглашений»

Страницы

03.07.2014
Земельные участки под проекты государственно-частного партнерства будут предоставлены без торгов
21.03.2014
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет в сотрудничестве с юридической компанией «Качкин и Партнеры» восполнит нехватку кадров в сфере ГЧП
30.04.2013
Государственная Дума РФ приняла проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» в первом чтении
12.09.2012
Более 60 % федеральных дорог находится в неудовлетворительном состоянии
04.07.2018
Новое в регулировании: приняты масштабные поправки в законодательство о ГЧП
скачать (pdf, 163kb)
09.04.2018
Новое в регулировании: инвестиции приходят в здравоохранение. Бюджетные учреждения вовлекаются в концессии
скачать (pdf, 87kb)
17.01.2018
Новое в регулировании: изменения законодательства о закупках
скачать (pdf, 194kb)
10.01.2018
Новое в регулировании инвестиционной и промышленной деятельности в Российской Федерации
скачать (pdf, 102kb)
08.12.2017
Новое в регулировании: ФАС России подготовила разъяснения по концессиям в сфере ЖКХ
скачать (pdf, 92kb)
08.11.2017
Новое в регулировании инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге
скачать (pdf, 89kb)
03.10.2017
Новое в регулировании. Итоги сентября: что изменилось в сфере госзаказа
скачать (pdf, 104kb)
30.08.2017
Новое в регулировании: изменения в законодательстве, регулирующем деятельность морских портов
скачать (pdf, 106kb)
23.08.2017
Новое в регулировании: принят закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»
скачать (pdf, 140kb)
10.08.2017
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о недро- и водопользовании, связанные с созданием объектов публичной инфраструктуры
скачать (pdf, 105kb)

Страницы

Сопровождение подготовки и заключения концессионного соглашения по созданию первой гостиницы в формате ГЧП в Санкт-Петербурге
Юридическая поддержка победителя конкурса по проекту создания трамвайной сети в Санкт-Петербурге
Юридическое сопровождение инвестора - портфельной компании АО «Роснано» - на этапе подготовки предложения по ГЧП-проекту в сфере медицины в Мурманской области
Юридическое сопровождение участника конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении строительства автомобильной дороги
Разработка законодательства Псковской области о ГЧП
Сопровождение проекта реконструкции и эксплуатации «Ленинградского областного центра медицинской реабилитации» на территории Ленинградской области на основе ГЧП
Сопровождение заключения концессионных соглашений по созданию гостиниц в рамках процедуры частной инициативы в интересах частных инвесторов
Юридическое сопровождение подготовки предложения частного инвестора о реализации концессионного проекта в области медицины
Разработка концепции создания Инновационного медицинского кластера в регионе Кавказских Минеральных Вод общей площадью несколько десятков тысяч кв. м. и плана мероприятий по ее реализации (по заказу ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа»)
Участие в разработке федерального закона РФ о государственно-частном партнерстве

Страницы

06.07.2018
Морские порты № 4 2018
31.05.2018
Юрисконсульт в строительстве № 5 / 2018
29.05.2018
Морские порты № 3 2018
03.05.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 1 квартал 2018 года
11.04.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 11.04.2018
01.03.2018
Эж-юрист, 01.03.2018
02.02.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 4 квартал 2017 года
09.01.2018
Новая адвокатская газета N 01 (258), 08.01.2018
08.12.2017
Концессии и инфраструктурные инвестиции, ноябрь 2017
27.11.2017
Новая адвокатская газета N 23 (256), 27.11.2017

Страницы

Ведомости, 13.06.2017

«Госзаказ на концессии»

Лусине Арутюнян, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», отмечает, что при рассмотрении спора между Федеральной антимонопольной службой и Комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству о конкурсе на строительство автодороги не было уделено внимания вопросу платы концедента.

Один из главных видов концессий признан госзакупкой. Решение суда может ударить по развитию всей инфраструктуры.

Инвестиции концессионеров не должны полностью возмещаться из бюджета, иначе концессия превращается в госзакупку, следует из мотивировочной части решения Арбитражного суда Москвы, опубликованной на прошлой неделе.

Решение было вынесено по спору между Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и транспортным комитетом Башкирии вместе с «Башкирдорстроем», выигравшим конкурс на строительство автодороги. ФАС предписала аннулировать конкурс, решив, что концессии с полным возмещением расходов из бюджета – это обход строгих правил госзаказа. Жуликам, махинаторам и горе-политикам удобны схемы, в которых на первый взгляд концессионер что-то платит, а потом государство ему возмещает, негодовал руководитель ФАС Игорь Артемьев. Чуда не случилось, суд повторил все доводы ФАС, констатирует вице-президент Газпромбанка (был финансирующей организацией в проекте) Алексей Чичканов, это совсем не улучшает ситуацию для рынка.

Закон о концессиях не допускает полного возмещения затрат концессионера, государство может профинансировать только часть, согласился суд с ФАС. Конкурс же в Башкирии предполагал, что бюджет возместит часть расходов на строительство (капитальный грант), пишет суд, а остальные – в виде инвестплатежа, при таком варианте контракт должен оформляться как госзаказ. Тогда государственные деньги расходуются по жестким правилам, говорится в решении: подрядчик выбирается на электронном аукционе, который в отличие от конкурса не предусматривает субъективных критериев и предотвращает коррупцию, а государство обосновывает начальную цену, чтобы она не была завышена.

Суд так и не смог понять разницу между финансированием создания объекта и возмещением затрат концессионера, заключает Чичканов. Первое – это расходы на стройку, а второе – последующие выплаты вложившему деньги концессионеру, объясняет он, именно это отличает концессию от госзаказа. Суд почти не уделяет внимания плате концедента, хотя это ключевой вопрос в споре, замечает юрист «Качкин и партнеры» Лусине Арутюнян.

Артемьев обещал «преследовать такие концессии», «разрушать их через суды и стремиться к тому, чтобы эти имитаторы были наказаны». Под сомнением оказалась законность работающих по этой схеме концессий, среди которых система сбора платы «Платон», платная трасса Москва – Петербург и ЦКАД. Действующим концессиям претензии ФАС повредить не должны, предупредил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но после решения суда будет сложно оградить их от рисков, считает советник Dentons Илья Скрипников, сама публичная сторона может начать их расторгать, опасаясь претензий Счетной палаты или прокуратуры.

Риски возникли не только для концессий. Суд пошел дальше, указав, что бюджет не должен возмещать все затраты инвестора не только в концессиях, но также в инвестиционном договоре и соглашении о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Рынок ГЧП-проектов и так не развит – по новому закону не заключено ни одного соглашения, а теперь появляется дополнительная помеха, говорит Скрипников.

Представители транспортного комитета Башкирии и «Башкирдорстроя» не ответили «Ведомостям», будут ли обжаловать решение.

Большинство крупных концессий появилось после того, как в 2012 г. был введен механизм платы концедента. Сейчас в базе Центра развития ГЧП 25 концессий с платой концедента, сообщил исполнительный директор центра Максим Ткаченко, из них подписано и реализуется 16 соглашений (4 федеральных, 7 региональных и 5 муниципальных). Это менее 1% заключенных концессий (1952), но на них приходится более 40% инвестиций (310 млрд руб. из 765 млрд). Механизм используется в наиболее капиталоемких проектах, как правило, из-за высоких коммерческих рисков и существенных инвестиций, объясняет Ткаченко.

Если решение не будет пересмотрено, то и без того небогатый рынок проектов будет отброшен на пять лет назад, констатирует Скрипников, непонятно, как обойтись без платы концедента во многих проектах, например бесплатной дороги или строительства больницы. Или рынок откатится назад, или государство будет покрывать не все, а 99% расходов инвестора, но тот будет раздувать затраты на бумаге и экономить на деле, предупреждает партнер Hogan Lovells Александр Долгов.

Если все подобные концессии, как хочет ФАС, станут госзаказом, инвесторы будут плакать от счастья, для них госзаказ намного проще концессии, объясняет Долгов. Проблема только в том, что проектов не будет, поскольку у государства нет денег, чтобы заплатить за строительство, продолжает он: концессия дает государству шанс оплатить объект в рассрочку, как правило, в течение 15–20 лет. Нет выбора «концессия или госзаказ», есть выбор «концессия или ничего», заключает Долгов.

Надо дать государству возможность покупать в рассрочку, заявил и президент Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ): внедрить своеобразную инфраструктурную ипотеку. Это, по сути, концессия, рассказывал министр экономического развития Максим Орешкин, но с рядом новаций (например, использование госгарантий): нормативно-правовая база будет подготовлена так, чтобы не было повторений «башкирского кейса». Позиция ФАС противоречит поручению президента, данному на ПМЭФе, полагает Ткаченко.

Пока же группа депутатов предложила, а Минэкономразвития поддержало идею внести в закон о концессиях поправку, обязывающую государство сравнивать, что лучше для проекта – концессия или госзаказ. Такие требования уже есть в законе о ГЧП и отчасти именно поэтому по нему до сих пор не то что не заключено ни одного соглашения, но даже не принято ни одного решения о проведении конкурса, говорил ранее Чичканов.

Екатерина Мереминская

Материал опубликован в газете «Ведомости» № 4340 от 13.06.2017