20.06.2019
Практику и риски концессионных соглашений в транспортной сфере обсудили на международном инновационном форуме пассажирского транспорта SmartTRANSPORT
30.05.2019
Денис Качкин поделился опытом реализации проектов ГЧП в режиме видеоконференции с органами власти арктических регионов России
27.05.2019
Денис Качкин стал спикером Всероссийского саммита «Государство и бизнес: партнерство ради будущего»
23.05.2019
Денис Качкин обсудил восстановление Конюшенного ведомства - одного из самых резонансных исторических памятников Санкт-Петербурга
16.05.2019
Денис Качкин выступил на Петербургском Международном Юридическом Форуме
14.05.2019
Лусине Арутюнян и Максим Белотелов стали лекторами курса повышения квалификации по инвестициям в проекты государственно-частного партнерства
26.04.2019
Денис Качкин принял активное участие в работе главного события в сфере ГЧП в России – инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП»
23.04.2019
АБ «Качкин и Партнеры» номинировано на премию Фирма года в сфере ГЧП по версии Chambers Russia Awards 2019
18.04.2019
Эксперты «Качкин и Партнеры» стали преподавателями программы повышения квалификации «Управление проектами государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации» в Финансовом университете при Правительстве РФ
03.04.2019
Эксперты «Качкин и Партнеры» выступили лекторами программы повышения квалификации «Управление инвестиционными проектами, реализуемыми на принципах государственно-частного партнерства» в МГИМО

Страницы

Vademecum № 5, 01.07.2019
«На чаяния Камчатки: как краевая больница получила в концессионеры государеву «дочь»
Деловой Петербург, приложение «Экономический форум», 06.06.2019
«Закаленные партнерством»
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, приложение «Экономический Форум», 06.06.2019
«Новые просторы для инвестора»
Ведомости, 05.06.2019
«Инфраструктурным инвесторам нужны гарантии и готовые проекты»
ТАСС, 30.05.2019
«Эксперт: проекты ГЧП в сфере туризма помогут привлечь туристов из Китая на Север России»
Право.ру, 24.04.2019
«Государственно-частное партнерство: много вопросов и мало ответов»
Строительный еженедельник, 22.03.2019
«Метро в «Пулково», возможно, построят в рамках концессии»
Ведомости, 05.03.2019
«Минтранс предлагает упростить инвестиции в общественный транспорт»
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, 11.02.2019
«Восточный скоростной диаметр съезжает с федерального бюджета»
Строительный еженедельник, 08.02.2019
«Опять забуксовал. В Петербурге отменили конкурс на строительство аэроэкспресса»

Страницы

03.07.2014
Земельные участки под проекты государственно-частного партнерства будут предоставлены без торгов
21.03.2014
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет в сотрудничестве с юридической компанией «Качкин и Партнеры» восполнит нехватку кадров в сфере ГЧП
30.04.2013
Государственная Дума РФ приняла проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» в первом чтении
12.09.2012
Более 60 % федеральных дорог находится в неудовлетворительном состоянии
20.05.2019
Новое в регулировании: изменения законодательства о закупках
скачать (pdf, 120kb)
04.07.2018
Новое в регулировании: приняты масштабные поправки в законодательство о ГЧП
скачать (pdf, 163kb)
09.04.2018
Новое в регулировании: инвестиции приходят в здравоохранение. Бюджетные учреждения вовлекаются в концессии
скачать (pdf, 87kb)
17.01.2018
Новое в регулировании: изменения законодательства о закупках
скачать (pdf, 194kb)
10.01.2018
Новое в регулировании инвестиционной и промышленной деятельности в Российской Федерации
скачать (pdf, 102kb)
08.12.2017
Новое в регулировании: ФАС России подготовила разъяснения по концессиям в сфере ЖКХ
скачать (pdf, 92kb)
08.11.2017
Новое в регулировании инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге
скачать (pdf, 89kb)
03.10.2017
Новое в регулировании. Итоги сентября: что изменилось в сфере госзаказа
скачать (pdf, 104kb)
30.08.2017
Новое в регулировании: изменения в законодательстве, регулирующем деятельность морских портов
скачать (pdf, 106kb)
23.08.2017
Новое в регулировании: принят закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»
скачать (pdf, 140kb)

Страницы

Юридическое сопровождение победителя конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении транспортного обхода Хабаровска с общим объемом инвестиций более 47 млрд. рублей на этапе конкурса, коммерческого и финансового закрытия
Сопровождение пилотного проекта в сфере обращения с отходами на территории Липецкой и Белгородской областей
Разработка концепции развития гостиничной инфраструктуры путем заключения концессионных соглашений в Санкт-Петербурге
Комплексное сопровождение проекта реконструкции и эксплуатации «Ленинградского областного центра медицинской реабилитации» на территории Ленинградской области на основе ГЧП
Юридическая поддержка проекта по строительству зданий школ в городе Томске, реализуемого с использованием механизма государственно-частного партнерства
Разработка текста проекта федерального закона РФ о государственно-частном партнерстве
Юридическое сопровождение концессионного соглашения о создании и эксплуатации трамвайной сети на территории Санкт-Петербурга (Колпино-Шушары-Славянка)
Юридическое сопровождение проекта реорганизации существующего порядка строительства и эксплуатации комплексов зданий и сооружений, используемых для размещения и проживания военнослужащих РФ (военные городки)
Правовое исследование возможности вовлечения в оборот имущественного комплекса ГМЗ Петергоф «Ропшинский дворец» на условиях государственно-частного партнерства
Разработка концепции создания Инновационного медицинского кластера в регионе Кавказских минеральных вод с использованием механизмов ГЧП

Страницы

06.07.2018
Морские порты № 4 2018
31.05.2018
Юрисконсульт в строительстве № 5 / 2018
29.05.2018
Морские порты № 3 2018
03.05.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 1 квартал 2018 года
11.04.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 11.04.2018
01.03.2018
Эж-юрист, 01.03.2018
02.02.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 4 квартал 2017 года
09.01.2018
Новая адвокатская газета N 01 (258), 08.01.2018
08.12.2017
Концессии и инфраструктурные инвестиции, ноябрь 2017
27.11.2017
Новая адвокатская газета N 23 (256), 27.11.2017

Страницы

14.12.2018
Дело о водокачке и водовозке - анализ спора из концессионного соглашения (Дело № А 04-9249 / 2017)

Ведомости, 16.01.2019

«Инфраструктурные инвестиции побили рекорд»

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Денис Качкин рассуждает о перспективах реализации инфраструктурных проектов в 2019 году.

Самые дорогие проекты – железнодорожные.

Рекордные 515 млрд руб. – такова стоимость проектов, по которым в прошлом году были подписаны концессионные соглашения с инвесторами, подсчитала инвесткомпания InfraOne, по сравнению с 2017 г. сумма увеличилась в 2,4 раза – с 219 млрд руб. Всего за 12 лет государство подписало около 300 концессионных соглашений на 1,4 трлн руб., сказала аналитик InfraOne Александра Галактионова. Таким образом, в прошлом году рынок концессий увеличился более чем на 50%.

Оценка Национального центра ГЧП еще выше – он насчитал соглашений в прошлом году на 525 млрд руб. Учитывалось большее число проектов в ЖКХ и социальной сфере, рассказывает исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко.

Впрочем, из данных и InfraOne, и Национального центра ГЧП следует, что рынок вырос благодаря нескольким крупным проектам, которые готовились много лет. Аналитики InfraOne насчитали 45 концессий дороже 100 млн руб. против 35 в 2017 г. А Национального центра ГЧП – 55 против 70. «Если не брать в расчет железнодорожные мегапроекты, то рынок по количеству контрактов скорее стагнирует, а не растет», – говорит Ткаченко.

Наиболее значительные инвестиции – в строительство железных дорог, а также в инфраструктуру аэропортов, свидетельствуют данные InfraOne. Например, в 2018 г. государство договорилось с «ТЭПК Кызыл – Курагино» (основные инвесторы – Тувинская энергетическая промышленная компания Руслана Байсарова и «Лидер») о создании и эксплуатации железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино в Красноярском крае и Республике Туве стоимостью 192,4 млрд руб. А также о строительстве железной дороги Обская – Салехард – Надым (концессионный участок дороги Северный широтный ход стоимостью 113 млрд руб.) с компанией СШХ (50,1% – у управляющей компании СШХ Юрия Рейльяна и Виктора Пигина, 49,9% – у «дочки» РЖД«КРП-инвеста»). Строительство и реконструкция аэродромной инфраструктуры «Шереметьево» стоили 61 млрд руб., модернизация аэропорта в Новом Уренгое – 10,8 млрд (инвестор – «Уренгойаэроинвест», который входит в холдинг «Аэропорты регионов» группы «Ренова»). А вот автодорожных проектов стало значительно меньше – единственная концессия стоимостью 30 млрд руб. на строительство автодороги в Московской области Виноградово – Болотино – Тарасовка была подписана с группой ВИС.

В список крупных проектов попало несколько школ. В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) подписаны соглашения на строительство сразу четырех школ: на 1056 и 1725 мест в Ханты-Мансийске, еще две школы по 1100 мест будут построены в поселках Нижнесортымском и Солнечном, перечисляют аналитики InfraOne. Другие регионы присматриваются к опыту ХМАО в строительстве школ по «коробочным» концессиям и ГЧП, которые предлагают Сбербанк и Газпромбанк, говорит человек, близкий к администрации ХМАО.

В 2019 г. государство собирается потратить на инфраструктуру почти 2,2 трлн руб., подсчитали аналитики InfraOne. Самые крупные проекты с 1 января 2019 г. будут реализовываться по Комплексному плану развития и модернизации магистральной инфраструктуры, а в федеральном бюджете создается фонд развития. Примерно 41% фонда будет направлено на финансирование инфраструктуры, говорится в обзоре InfraOne.

Однако по отношению к ВВП расходы на инфраструктуру не только не растут, но и снижаются последние годы, следует из данных InfraOne, и теперь они будут держаться на уровне 2% ВВП. В федеральном бюджете основной рост расходов на инфраструктуру будет происходить в 2019 г., писали в заключении на проект трехлетнего бюджета аналитики РАНХиГС и Института Гайдара, в основном в связи с увеличением расходов на связь и информатику, а также на дорожное хозяйство (более чем втрое и на 18,2% по отношению к 2018 г. соответственно). В 2020 г. будет лишь небольшой номинальный рост федеральных расходов на инфраструктуру.

Представители Минэкономразвития и Минтранса не ответили на вопросы «Ведомостей».

Доходность инвесторов в некоторых инфраструктурных проектах растет: по данным InfraOne, она достигает 15–15,5% против 10,6–12,8% в 2017 г. Но это ниже, чем в 2010–2014 гг. – 18–25%. Ставки долгового финансирования в прошлом году снижались: максимальные – около 11% годовых против 12,9% годом ранее.

Взрывного роста количества новых проектов ждать не следует, но будут интересные проекты средней величины в сфере образования, городской инфраструктуры и IT, говорит Ткаченко. Рынок ждет роста в 2019 г., не согласен партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. В этом году ожидается подписание концессии по проекту порт Тамань (более 232 млрд руб.), системе весогабаритного контроля (около 118 млрд), есть надежда, что будут реализованы проекты строительства моста через Лену, аэропортовые концессии, перечисляет он. Рынок постепенно начинает взрослеть, будут региональные дорожные проекты, новые проекты в сфере пассажирского транспорта, а также железнодорожные концессии, заключает Качкин.

Ольга Адамчук

Материал опубликован на сайте газеты «Ведомости» 16.01.2019