Государственно-частное партнерство (ГЧП)

Комментарии в сми

март 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
05.03.2019
Денис Качкин возглавил рабочую группу по вопросам реализации проектов ГЧП в сфере городского и пригородного общественного транспорта
27.02.2019
Денис Качкин обсудил привлечение инвестиций для развития инфраструктуры с помощью ГЧП-механизмов в рамках межрегионального семинара Стратегического партнерства «Северо-Запад»
13.02.2019
Денис Качкин выступил в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи
22.01.2019
Денис Качкин принял участие в работе круглого стола Комитета по культуре Государственной Думы РФ о значении ГЧП для сохранения объектов культурного наследия
25.12.2018
Эксперты «Качкин и Партнеры» провели образовательный семинар по вопросам государственно-частного партнерства по заказу Сбербанка
11.12.2018
Денис Качкин выступил соведущим одной из сессий Саммита лидеров рынка инфраструктурных проектов InfraSummit
12.11.2018
Денис Качкин провел сессию по проектному финансированию инвестиционных проектов на Ежегодном инвестиционном форуме Санкт-Петербурга
07.11.2018
Денис Качкин выступил на семинаре по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП юридического института «М-Логос»
02.11.2018
Международный рейтинг IFLR1000 впервые рекомендует «Качкин и Партнеры» для сопровождения слияний и поглощений и вновь признает экспертизу Бюро в области проектного финансирования и ГЧП
30.10.2018
Эксперты «Качкин и Партнеры» провели обучающий семинар по вопросам проектного финансирования по заказу Евразийского банка развития

Страницы

Ведомости, 05.03.2019
«Минтранс предлагает упростить инвестиции в общественный транспорт»
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, 11.02.2019
«Восточный скоростной диаметр съезжает с федерального бюджета»
Строительный еженедельник, 08.02.2019
«Опять забуксовал. В Петербурге отменили конкурс на строительство аэроэкспресса»
Би-би-си, 21.01.2019
«Вокруг Москвы строят платную кольцевую дорогу. При чем тут Ротенберг?»
Ведомости, 16.01.2019
«Инфраструктурные инвестиции побили рекорд»
Ведомости, 15.01.2019
«Законопроект о передаче культурных объектов может отпугнуть инвесторов»
Экономика сегодня, 25.12.2018
«Бабюк с возу, городу легче: Петербург открывает новую эру инвестиций»
Ведомости, 20.12.2018
«ЦБ хочет допустить пенсионные фонды к IPO»
Business FM, 29.11.2018
«Сможет ли Смольный самостоятельно выделять земли под ГЧП?»
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, 13.11.2018
«Разошлись как в море корабли»

Страницы

03.07.2014
Земельные участки под проекты государственно-частного партнерства будут предоставлены без торгов
21.03.2014
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет в сотрудничестве с юридической компанией «Качкин и Партнеры» восполнит нехватку кадров в сфере ГЧП
30.04.2013
Государственная Дума РФ приняла проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» в первом чтении
12.09.2012
Более 60 % федеральных дорог находится в неудовлетворительном состоянии
04.07.2018
Новое в регулировании: приняты масштабные поправки в законодательство о ГЧП
скачать (pdf, 163kb)
09.04.2018
Новое в регулировании: инвестиции приходят в здравоохранение. Бюджетные учреждения вовлекаются в концессии
скачать (pdf, 87kb)
17.01.2018
Новое в регулировании: изменения законодательства о закупках
скачать (pdf, 194kb)
10.01.2018
Новое в регулировании инвестиционной и промышленной деятельности в Российской Федерации
скачать (pdf, 102kb)
08.12.2017
Новое в регулировании: ФАС России подготовила разъяснения по концессиям в сфере ЖКХ
скачать (pdf, 92kb)
08.11.2017
Новое в регулировании инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге
скачать (pdf, 89kb)
03.10.2017
Новое в регулировании. Итоги сентября: что изменилось в сфере госзаказа
скачать (pdf, 104kb)
30.08.2017
Новое в регулировании: изменения в законодательстве, регулирующем деятельность морских портов
скачать (pdf, 106kb)
23.08.2017
Новое в регулировании: принят закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»
скачать (pdf, 140kb)
10.08.2017
Новое в регулировании: изменения в законодательстве о недро- и водопользовании, связанные с созданием объектов публичной инфраструктуры
скачать (pdf, 105kb)

Страницы

Юридическое сопровождение подготовки и согласования типового решения по муниципально-частному партнерству в сфере среднего образования
Сопровождение подготовки и заключения концессионного соглашения по созданию первой гостиницы в формате ГЧП в Санкт-Петербурге
Юридическая поддержка победителя конкурса по проекту создания трамвайной сети в Санкт-Петербурге
Юридическое сопровождение инвестора - портфельной компании АО «Роснано» - на этапе подготовки предложения по ГЧП-проекту в сфере медицины в Мурманской области
Юридическое сопровождение победителя конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении транспортного обхода Хабаровска с общим объемом инвестиций более 47 млрд. рублей на этапе конкурса, коммерческого и финансового закрытия
Разработка законодательства Псковской области о ГЧП
Сопровождение проекта реконструкции и эксплуатации Ленинградского областного центра медицинской реабилитации на территории Ленинградской области на основе ГЧП
Комплексное сопровождение концессионных проектов по созданию гостиниц в рамках процедуры частной инициативы
Юридическое сопровождение подготовки предложения частного инвестора о реализации концессионного проекта в области медицины
Разработка концепции создания Инновационного медицинского кластера в регионе Кавказских минеральных вод с использованием механизмов ГЧП

Страницы

06.07.2018
Морские порты № 4 2018
31.05.2018
Юрисконсульт в строительстве № 5 / 2018
29.05.2018
Морские порты № 3 2018
03.05.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 1 квартал 2018 года
11.04.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 11.04.2018
01.03.2018
Эж-юрист, 01.03.2018
02.02.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 4 квартал 2017 года
09.01.2018
Новая адвокатская газета N 01 (258), 08.01.2018
08.12.2017
Концессии и инфраструктурные инвестиции, ноябрь 2017
27.11.2017
Новая адвокатская газета N 23 (256), 27.11.2017

Страницы

14.12.2018
Дело о водокачке и водовозке - анализ спора из концессионного соглашения (Дело № А 04-9249 / 2017)

Ведомости, 23.09.2018

«ВЭБ под руководством Шувалова станет кредитным синдикатом»

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Денис Качкин комментирует новые возможности Внешэкономбанка в рамках синдицированного кредитования.

Количество профинансированных ВЭБом проектов может вырасти в разы.

Внешэкономбанк (ВЭБ), которому предстоит принять участие в выполнении программы Владимира Путина на этот президентский срок, придумал, как сделать то, ради чего он был создан, – привлекать инвестиции в экономику. ВЭБ сделает ставку на синдицированное кредитование – совместно с коммерческими банками, рассказали «Ведомостям» первый зампред ВЭБа Николай Цехомский и зампред Юрий Корсун. Так госкорпорация рассчитывает помочь инвесторам найти деньги, снизить их стоимость и увеличить число проектов.

Два года назад правительству пришлось спасать ВЭБ от угрозы дефолта, а госкорпорация почти полностью свернула кредитование. Теперь, когда ВЭБ расчистил баланс от наиболее проблемных активов, власти ждут от него активной работы. Госкорпорацию возглавил бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов, а его недавний начальник Дмитрий Медведев назвал ВЭБ «основным инструментом» выполнения майского указа президента. Для этого ВЭБ может получить очередную помощь – 300 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ) на докапитализацию, сообщал первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов.

Стимулировать рост инвестиций ВЭБ хочет в партнерстве с коммерческими банками – более активное сотрудничество с ними предусмотрено и обновленным меморандумом госкорпорации. Сейчас ВЭБ, как правило, выступает в проектах единственным кредитором. Доля синдицированного кредитования менее 10%, говорит Цехомский, пропорция должна измениться в обратную сторону: «Если вложим один рубль – это будет один рубль в экономике, а если мы стимулируем привлечение кредитов коммерческих банков, возникает мультипликативный эффект».

Сейчас большинство проектов ВЭБ обсуждает с тремя госбанками – Сбербанком, Газпромбанком, ВТБ, рассказывает Корсун, но задача – вовлечь как можно больше кредитных организаций, договор о намерениях участвовать в синдикатах с ВЭБом подписали более 10 банков. Привлекать банки ВЭБ планирует, принимая на себя риски, связанные с конъюнктурой рынка, цикличностью цен, инфляцией, превышением сметы, в некоторых случаях ВЭБ позволит другим кредиторам первыми получать деньги при банкротстве, перечисляет Цехомский, при необходимости ВЭБ может помочь заемщику погасить проценты, чтобы банкам не пришлось досоздавать резервы, а также предоставить гарантии по кредиту. Предоставление гарантий банкам на случай, если акционеры проекта не справляются, достаточно новый инструмент, вопрос в том, как он будет применяться, говорит партнер KPMG Степан Светанков.

На долю проектного финансирования приходится более половины кредитного портфеля ВЭБа, который, согласно отчетности по МСФО на 30 июня, составлял 1,8 трлн руб. С конца 2016 г. он сократился на 100 млрд руб., а с конца 2015 г. – почти на 800 млрд. Синдицированное кредитование поможет ВЭБу экономить и ликвидность, и капитал. Рост ВЭБа ограничен фондированием, говорит аналитик Fitch Александр Данилов: он не может привлекать депозиты, лишен зарубежных заимствований из-за санкций, но должен гасить внешние обязательства. Основной источник фондирования сейчас – облигации. Выпусков облигаций у ВЭБа немного – в основном краткосрочные, а доходность по 10-летним выпускам – 8–9%. Слишком дорого для банка развития, замечает Данилов, это увеличивает и ставки по его кредитам.

Чтобы снижать ставку и активно привлекать коммерческие банки в синдикаты, ВЭБ обсуждает с Минфином предоставление субсидий, говорит Цехомский. Их размер зависит от количества и стоимости проектов, но в идеале деньги ВЭБа должны быть дешевле рыночных, продолжает он, более низкая долговая нагрузка на проект выгодна и банкам – меньше риски. Представитель Минфина от комментариев отказался, заметив, что Силуанов уже назвал сумму поддержки ВЭБа.

Возможно, средства ФНБ будут предоставлены не для докапитализации, а в виде депозита на более выгодных, чем рыночные, условиях, говорит чиновник: активно финансировать проекты ВЭБ будет ближе к 2020–2021 гг., сейчас они только готовятся.

ВЭБ пытался участвовать в синдикатах с банками еще под руководством Владимира Дмитриева, но санкции закрыли западные рынки, а для большого числа сделок с отечественными банками и по российскому праву не хватало гибкого регулирования (один из реализованных проектов – первый участок трассы М11 Москва – Санкт-Петербург). Развивать синдицирование планировал и предшественник Шувалова – бывший председатель ВЭБа Сергей Горьков, который добивался изменения законодательства и запустил фабрику проектного финансирования.

Закон, вступивший в силу в феврале, вводит гибкое регулирование синдицированных кредитов, позволяя банкам выбирать уровень рисков и распределять их между собой, определять порядок погашения и реструктуризации долга, говорит старший юрист Squire Patton Boggs Константин Макаревич. «Теперь для синдицированного кредитования на российском рынке есть все условия», – уверен федеральный чиновник.

Рынок готов, считает Корсун: банки согласовали стандартный договор о синдицированном кредите, начали кредитовать проекты по плавающей ставке, из-за ужесточения регулирования они заинтересованы в том, чтобы делить риски и не досоздавать резервы, ожидается рост числа проектов. Крупные проекты, например в сфере нефтегазопереработки, стоимостью около $10 млрд никто не возьмется финансировать в одиночку, замечает Корсун. Приблизительно столько стоит строительство автомагистрали Европа – Западный Китай, которая внесена в майский указ, почти втрое дороже высокоскоростная магистраль Москва – Казань – 1,8 трлн руб. с учетом частных инвестиций. А в сентябре правительство собирается утвердить план развития инфраструктуры ценой 7 трлн руб. ВЭБ хочет раскручивать проекты: разрабатывать через «ВЭБ-инфраструктуру», делая часть работы за коммерческие банки, и передавать рынку, финансируя лишь на 10–40%, говорит сотрудник компании, получившей синдицированный кредит с участием ВЭБа: так и должен работать институт развития, рынку предложено приносить проекты.

Газпромбанк обсуждает возможное синдицирование с ВЭБом для финансирования проектов магистрального плана инфраструктуры, в том числе транспортной и современной мусоропереработки, рассказывает вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер. ВТБ готовит с ВЭБом «весьма масштабные» сделки в портовой и железнодорожной инфраструктуре, в газохимии, говорит представитель ВТБ. Представитель Сбербанка от комментариев отказался. «Планы ВЭБа рынку известны, оптимизм есть: в таких проектах есть транши с разными сроками погашения, ВЭБ берет на себя самую долгосрочную часть финансирования, что позволяет другим банкам их финансировать», – рассказывает директор управления машиностроения Альфа-банка Михаил Носко: синдикат частных банков с госбанками и ВЭБом возможен, а решение Альфа-банка о финансировании, как обычно, будет зависеть от окупаемости проекта и оценки рисков. Успех нового подхода можно будет оценить лишь на практике, осторожен топ-менеджер одного из крупнейших частных банков.

Возможность размещать деньги в проектах ВЭБа открывает банкам новый рынок, говорит партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Чтобы массово делать проекты с коммерческими банками, нужно ускорить сроки их рассмотрения ВЭБом, говорит партнер EY Дмитрий Ковалев, и очевидно, что качество анализа рисков и проработки проектов в кооперации с другими банками должно вырасти. На стадии разработки, когда за проект берется ВЭБ, высоки риски, что он не будет реализован, говорит Светанков, но в темную комнату всегда веселее заходить вместе.

Ольга Адамчук

Материал опубликован на сайте газеты «Ведомости» 23.09.2018