20.06.2019
Практику и риски концессионных соглашений в транспортной сфере обсудили на международном инновационном форуме пассажирского транспорта SmartTRANSPORT
30.05.2019
Денис Качкин поделился опытом реализации проектов ГЧП в режиме видеоконференции с органами власти арктических регионов России
27.05.2019
Денис Качкин стал спикером Всероссийского саммита «Государство и бизнес: партнерство ради будущего»
23.05.2019
Денис Качкин обсудил восстановление Конюшенного ведомства - одного из самых резонансных исторических памятников Санкт-Петербурга
16.05.2019
Денис Качкин выступил на Петербургском Международном Юридическом Форуме
14.05.2019
Лусине Арутюнян и Максим Белотелов стали лекторами курса повышения квалификации по инвестициям в проекты государственно-частного партнерства
26.04.2019
Денис Качкин принял активное участие в работе главного события в сфере ГЧП в России – инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП»
23.04.2019
АБ «Качкин и Партнеры» номинировано на премию Фирма года в сфере ГЧП по версии Chambers Russia Awards 2019
18.04.2019
Эксперты «Качкин и Партнеры» стали преподавателями программы повышения квалификации «Управление проектами государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации» в Финансовом университете при Правительстве РФ
03.04.2019
Эксперты «Качкин и Партнеры» выступили лекторами программы повышения квалификации «Управление инвестиционными проектами, реализуемыми на принципах государственно-частного партнерства» в МГИМО

Страницы

Деловой Петербург, приложение «Экономический форум», 06.06.2019
«Закаленные партнерством»
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, приложение «Экономический Форум», 06.06.2019
«Новые просторы для инвестора»
Ведомости, 05.06.2019
«Инфраструктурным инвесторам нужны гарантии и готовые проекты»
ТАСС, 30.09.2019
«Эксперт: проекты ГЧП в сфере туризма помогут привлечь туристов из Китая на Север России»
Право.ру, 24.04.2019
«Государственно-частное партнерство: много вопросов и мало ответов»
Строительный еженедельник, 22.03.2019
«Метро в «Пулково», возможно, построят в рамках концессии»
Ведомости, 05.03.2019
«Минтранс предлагает упростить инвестиции в общественный транспорт»
Коммерсантъ – Санкт-Петербург, 11.02.2019
«Восточный скоростной диаметр съезжает с федерального бюджета»
Строительный еженедельник, 08.02.2019
«Опять забуксовал. В Петербурге отменили конкурс на строительство аэроэкспресса»
Би-би-си, 21.01.2019
«Вокруг Москвы строят платную кольцевую дорогу. При чем тут Ротенберг?»

Страницы

03.07.2014
Земельные участки под проекты государственно-частного партнерства будут предоставлены без торгов
21.03.2014
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет в сотрудничестве с юридической компанией «Качкин и Партнеры» восполнит нехватку кадров в сфере ГЧП
30.04.2013
Государственная Дума РФ приняла проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» в первом чтении
12.09.2012
Более 60 % федеральных дорог находится в неудовлетворительном состоянии
20.05.2019
Новое в регулировании: изменения законодательства о закупках
скачать (pdf, 120kb)
04.07.2018
Новое в регулировании: приняты масштабные поправки в законодательство о ГЧП
скачать (pdf, 163kb)
09.04.2018
Новое в регулировании: инвестиции приходят в здравоохранение. Бюджетные учреждения вовлекаются в концессии
скачать (pdf, 87kb)
17.01.2018
Новое в регулировании: изменения законодательства о закупках
скачать (pdf, 194kb)
10.01.2018
Новое в регулировании инвестиционной и промышленной деятельности в Российской Федерации
скачать (pdf, 102kb)
08.12.2017
Новое в регулировании: ФАС России подготовила разъяснения по концессиям в сфере ЖКХ
скачать (pdf, 92kb)
08.11.2017
Новое в регулировании инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге
скачать (pdf, 89kb)
03.10.2017
Новое в регулировании. Итоги сентября: что изменилось в сфере госзаказа
скачать (pdf, 104kb)
30.08.2017
Новое в регулировании: изменения в законодательстве, регулирующем деятельность морских портов
скачать (pdf, 106kb)
23.08.2017
Новое в регулировании: принят закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»
скачать (pdf, 140kb)

Страницы

Юридическое сопровождение победителя конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении транспортного обхода Хабаровска с общим объемом инвестиций более 47 млрд. рублей на этапе конкурса, коммерческого и финансового закрытия
Сопровождение пилотного проекта в сфере обращения с отходами на территории Липецкой и Белгородской областей
Разработка концепции развития гостиничной инфраструктуры путем заключения концессионных соглашений в Санкт-Петербурге
Комплексное сопровождение проекта реконструкции и эксплуатации «Ленинградского областного центра медицинской реабилитации» на территории Ленинградской области на основе ГЧП
Юридическая поддержка проекта по строительству зданий школ в городе Томске, реализуемого с использованием механизма государственно-частного партнерства
Разработка текста проекта федерального закона РФ о государственно-частном партнерстве
Юридическое сопровождение концессионного соглашения о создании и эксплуатации трамвайной сети на территории Санкт-Петербурга (Колпино-Шушары-Славянка)
Юридическое сопровождение проекта реорганизации существующего порядка строительства и эксплуатации комплексов зданий и сооружений, используемых для размещения и проживания военнослужащих РФ (военные городки)
Правовое исследование возможности вовлечения в оборот имущественного комплекса ГМЗ Петергоф «Ропшинский дворец» на условиях государственно-частного партнерства
Разработка концепции создания Инновационного медицинского кластера в регионе Кавказских минеральных вод с использованием механизмов ГЧП

Страницы

06.07.2018
Морские порты № 4 2018
31.05.2018
Юрисконсульт в строительстве № 5 / 2018
29.05.2018
Морские порты № 3 2018
03.05.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 1 квартал 2018 года
11.04.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 11.04.2018
01.03.2018
Эж-юрист, 01.03.2018
02.02.2018
Концессии и инфраструктурные инвестиции, 4 квартал 2017 года
09.01.2018
Новая адвокатская газета N 01 (258), 08.01.2018
08.12.2017
Концессии и инфраструктурные инвестиции, ноябрь 2017
27.11.2017
Новая адвокатская газета N 23 (256), 27.11.2017

Страницы

14.12.2018
Дело о водокачке и водовозке - анализ спора из концессионного соглашения (Дело № А 04-9249 / 2017)

Ведомости, 23.09.2018

«ВЭБ под руководством Шувалова станет кредитным синдикатом»

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Денис Качкин комментирует новые возможности Внешэкономбанка в рамках синдицированного кредитования.

Количество профинансированных ВЭБом проектов может вырасти в разы.

Внешэкономбанк (ВЭБ), которому предстоит принять участие в выполнении программы Владимира Путина на этот президентский срок, придумал, как сделать то, ради чего он был создан, – привлекать инвестиции в экономику. ВЭБ сделает ставку на синдицированное кредитование – совместно с коммерческими банками, рассказали «Ведомостям» первый зампред ВЭБа Николай Цехомский и зампред Юрий Корсун. Так госкорпорация рассчитывает помочь инвесторам найти деньги, снизить их стоимость и увеличить число проектов.

Два года назад правительству пришлось спасать ВЭБ от угрозы дефолта, а госкорпорация почти полностью свернула кредитование. Теперь, когда ВЭБ расчистил баланс от наиболее проблемных активов, власти ждут от него активной работы. Госкорпорацию возглавил бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов, а его недавний начальник Дмитрий Медведев назвал ВЭБ «основным инструментом» выполнения майского указа президента. Для этого ВЭБ может получить очередную помощь – 300 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ) на докапитализацию, сообщал первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов.

Стимулировать рост инвестиций ВЭБ хочет в партнерстве с коммерческими банками – более активное сотрудничество с ними предусмотрено и обновленным меморандумом госкорпорации. Сейчас ВЭБ, как правило, выступает в проектах единственным кредитором. Доля синдицированного кредитования менее 10%, говорит Цехомский, пропорция должна измениться в обратную сторону: «Если вложим один рубль – это будет один рубль в экономике, а если мы стимулируем привлечение кредитов коммерческих банков, возникает мультипликативный эффект».

Сейчас большинство проектов ВЭБ обсуждает с тремя госбанками – Сбербанком, Газпромбанком, ВТБ, рассказывает Корсун, но задача – вовлечь как можно больше кредитных организаций, договор о намерениях участвовать в синдикатах с ВЭБом подписали более 10 банков. Привлекать банки ВЭБ планирует, принимая на себя риски, связанные с конъюнктурой рынка, цикличностью цен, инфляцией, превышением сметы, в некоторых случаях ВЭБ позволит другим кредиторам первыми получать деньги при банкротстве, перечисляет Цехомский, при необходимости ВЭБ может помочь заемщику погасить проценты, чтобы банкам не пришлось досоздавать резервы, а также предоставить гарантии по кредиту. Предоставление гарантий банкам на случай, если акционеры проекта не справляются, достаточно новый инструмент, вопрос в том, как он будет применяться, говорит партнер KPMG Степан Светанков.

На долю проектного финансирования приходится более половины кредитного портфеля ВЭБа, который, согласно отчетности по МСФО на 30 июня, составлял 1,8 трлн руб. С конца 2016 г. он сократился на 100 млрд руб., а с конца 2015 г. – почти на 800 млрд. Синдицированное кредитование поможет ВЭБу экономить и ликвидность, и капитал. Рост ВЭБа ограничен фондированием, говорит аналитик Fitch Александр Данилов: он не может привлекать депозиты, лишен зарубежных заимствований из-за санкций, но должен гасить внешние обязательства. Основной источник фондирования сейчас – облигации. Выпусков облигаций у ВЭБа немного – в основном краткосрочные, а доходность по 10-летним выпускам – 8–9%. Слишком дорого для банка развития, замечает Данилов, это увеличивает и ставки по его кредитам.

Чтобы снижать ставку и активно привлекать коммерческие банки в синдикаты, ВЭБ обсуждает с Минфином предоставление субсидий, говорит Цехомский. Их размер зависит от количества и стоимости проектов, но в идеале деньги ВЭБа должны быть дешевле рыночных, продолжает он, более низкая долговая нагрузка на проект выгодна и банкам – меньше риски. Представитель Минфина от комментариев отказался, заметив, что Силуанов уже назвал сумму поддержки ВЭБа.

Возможно, средства ФНБ будут предоставлены не для докапитализации, а в виде депозита на более выгодных, чем рыночные, условиях, говорит чиновник: активно финансировать проекты ВЭБ будет ближе к 2020–2021 гг., сейчас они только готовятся.

ВЭБ пытался участвовать в синдикатах с банками еще под руководством Владимира Дмитриева, но санкции закрыли западные рынки, а для большого числа сделок с отечественными банками и по российскому праву не хватало гибкого регулирования (один из реализованных проектов – первый участок трассы М11 Москва – Санкт-Петербург). Развивать синдицирование планировал и предшественник Шувалова – бывший председатель ВЭБа Сергей Горьков, который добивался изменения законодательства и запустил фабрику проектного финансирования.

Закон, вступивший в силу в феврале, вводит гибкое регулирование синдицированных кредитов, позволяя банкам выбирать уровень рисков и распределять их между собой, определять порядок погашения и реструктуризации долга, говорит старший юрист Squire Patton Boggs Константин Макаревич. «Теперь для синдицированного кредитования на российском рынке есть все условия», – уверен федеральный чиновник.

Рынок готов, считает Корсун: банки согласовали стандартный договор о синдицированном кредите, начали кредитовать проекты по плавающей ставке, из-за ужесточения регулирования они заинтересованы в том, чтобы делить риски и не досоздавать резервы, ожидается рост числа проектов. Крупные проекты, например в сфере нефтегазопереработки, стоимостью около $10 млрд никто не возьмется финансировать в одиночку, замечает Корсун. Приблизительно столько стоит строительство автомагистрали Европа – Западный Китай, которая внесена в майский указ, почти втрое дороже высокоскоростная магистраль Москва – Казань – 1,8 трлн руб. с учетом частных инвестиций. А в сентябре правительство собирается утвердить план развития инфраструктуры ценой 7 трлн руб. ВЭБ хочет раскручивать проекты: разрабатывать через «ВЭБ-инфраструктуру», делая часть работы за коммерческие банки, и передавать рынку, финансируя лишь на 10–40%, говорит сотрудник компании, получившей синдицированный кредит с участием ВЭБа: так и должен работать институт развития, рынку предложено приносить проекты.

Газпромбанк обсуждает возможное синдицирование с ВЭБом для финансирования проектов магистрального плана инфраструктуры, в том числе транспортной и современной мусоропереработки, рассказывает вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер. ВТБ готовит с ВЭБом «весьма масштабные» сделки в портовой и железнодорожной инфраструктуре, в газохимии, говорит представитель ВТБ. Представитель Сбербанка от комментариев отказался. «Планы ВЭБа рынку известны, оптимизм есть: в таких проектах есть транши с разными сроками погашения, ВЭБ берет на себя самую долгосрочную часть финансирования, что позволяет другим банкам их финансировать», – рассказывает директор управления машиностроения Альфа-банка Михаил Носко: синдикат частных банков с госбанками и ВЭБом возможен, а решение Альфа-банка о финансировании, как обычно, будет зависеть от окупаемости проекта и оценки рисков. Успех нового подхода можно будет оценить лишь на практике, осторожен топ-менеджер одного из крупнейших частных банков.

Возможность размещать деньги в проектах ВЭБа открывает банкам новый рынок, говорит партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Чтобы массово делать проекты с коммерческими банками, нужно ускорить сроки их рассмотрения ВЭБом, говорит партнер EY Дмитрий Ковалев, и очевидно, что качество анализа рисков и проработки проектов в кооперации с другими банками должно вырасти. На стадии разработки, когда за проект берется ВЭБ, высоки риски, что он не будет реализован, говорит Светанков, но в темную комнату всегда веселее заходить вместе.

Ольга Адамчук

Материал опубликован на сайте газеты «Ведомости» 23.09.2018