Комментарии в СМИ

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», отмечает, что федеральный закон о ГЧП пока не стоит на повестке дня, поэтому регионы вынуждены двигаться в этой сфере самостоятельно.

Новый проект закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП) позволит привлечь в проекты дешевые кредитные средства, рассчитывают чиновники. Банки относятся к этому скептически.

Новый областной закон о ГЧП в четверг был представлен на заседании регионального правительства, в течение двух недель он будет внесен в заксобрание Ленобласти, сообщили в комитете по инвестициям. Действующий закон «Об участии Ленинградской области в ГЧП», принятый в октябре 2011 г., позволяет реализовать такие проекты преимущественно в форме концессии, при которой инвестор не получает право собственности на строящиеся объекты, соответственно, не может заложить их по кредитам и получить более привлекательную ставку, добавил представитель комитета.

В новой редакции закона предусмотрена возможность передавать имущество проекта в залог, а также прописан механизм прямых трехсторонних соглашений, который позволяет давать гарантии всем сторонам, что проект будет реализован, передал через пресс-службу первый заместитель председателя комитета по инвестициям Максим Кисельников. По этим соглашениям инвестор получает более дешевый кредит, кредитор — гарантии по возврату средств, а регион — гарантии в том, что проект будет реализован, говорит он. Гарантия кредитору реализуется либо в виде прямых выплат из регионального бюджета, либо в виде права кредитора на отбор нового инвестора, который продолжит выполнять обязательства по соглашению, добавляет Кисельников. По его словам, новый закон также упрощает процедуру подготовки проектов ГЧП и более четко показывает отличие ГЧП от других форм взаимодействия инвестора с властью.

Для некоторых отраслей возможность привлечения дешевых кредитных средств является критичной при реализации проектов, говорит Кисельников. Предельная норма прибыли в сферах теплоснабжения и водоснабжения ниже рыночных процентных ставок по кредитам, это делает проекты нерентабельными и вынуждает регион покрывать разницу из бюджета, более выгодные условия кредитования позволят снизить расходы инвестора и регионального бюджета, добавляет он.

Сроки бюджетного планирования составляют три года, а срок реализации проекта ГЧП обычно больше, поэтому заложить гарантии кредитору на весь срок реализации проекта в бюджет нельзя, говорит член Общественной палаты РФ Александр Абдин. Кроме того, против наращивания долга регионов активно выступает Минфин, добавляет он. А без этого гарантия будет малоликвидной для банка, это отразится на процентной ставке, полагает Абдин.

Областное законодательство не отменит требований ЦБ по формированию резервов, на размер которых влияют помимо залогового обеспечения кредита финансовое положение заемщика, анализ денежного потока, говорит старший вице-президент банка «Санкт-Петербург» Александр Конышков. От объема необходимых резервов будут зависеть условия кредитования и, соответственно, экономика проекта, поясняет он.

Кредитование подобных проектов функционально относится к проектному финансированию, вопрос залога объектов незавершенного строительства или возводимых площадей тяжелый с точки зрения и дисконтирования, и их оценки: стоимость проекта может сильно превышать стоимость залога, рассуждает директор петербургского филиала Банка Москвы Алексей Кольчик. Отчасти новый закон решит проблему, но необходимо либо дополнительное обеспечение со стороны инвестора, либо дополнительное гарантирование, поручительство со стороны субъекта Федерации, считает он.

Низкая кредитная ставка, конечно, будет плюсом при реализации проекта ГЧП, но более важным для инвестора была бы гарантия рентабельности проекта, говорит заместитель гендиректора по коммерческим вопросам «Ава-Петер» (владеет клиниками «Ава-Петер» и «Скандинавия») Алексей Власов. В сфере здравоохранения экономика проекта зависит от тарифного регулирования, которое сложно предсказать в долгосрочной перспективе, отмечает он. Больницы и поликлиники — это специализированный объект недвижимости, перепрофилировать их под другие формы использования нельзя, для банка это снижает ликвидность, не исключено, что и в других отраслях ситуация такая же, добавляет Власов.

Федеральный закон о ГЧП пока не стоит на повестке дня, поэтому регионы вынуждены двигаться в этой сфере самостоятельно, говорит управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Законы о ГЧП, по его словам, приняты примерно в 70 субъектах Федерации. Возможность передавать имущество в собственность инвестора — это обычная практика в тех регионах, где законодательство о ГЧП хорошо проработано, действующий в Ленобласти закон слабо проработан и был принят для формальности, полагает юрист.

Петр Третьяков, Полина Гриценко

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ