Новости компании
Информационное письмо «Усиление административной ответственности за нарушение корпоративного законодательства»
Корпоративная культура – это также прежде всего культура общения, однако с ней все обстоит с точностью до наоборот. Она только-только начинает зарождаться. Корпоративная культура для нас с Вами явление новое, необычное и даже непривычное. Дело в том, что в цивилизованном гражданском обществе нормы права, как правило, являются писанным воплощением традиции, опыта многих поколений, накопленного в течение десятилетий, а то и столетий. Поэтому, в частности, бизнесменам Нового и Старого Света совершенно не нужно объяснять, что такое корпоративная культура и для чего она нужна. Для них она естественна, поскольку является частью деловой среды, той сферы обитания, в которой они существуют. Иная ситуация сложилась в России. До недавнего времени у нас не существовало корпоративных отношений в принципе, поскольку в Советском Союзе был единый собственник и предприниматель – государство. И этим все сказано. По мере развития новых экономических отношений возникали и новые общественные отношения, которые требовали соответствующего нормативного регулирования. Корпоративные правоотношения – это прежде всего урегулированные законом отношения, возникающие в связи с участием в деятельности хозяйствующих субъектов и управлением ими. При ближайшем ознакомлении с нормативным регулированием многие с удивлением для себя обнаружат, насколько детально и полно регламентирован этот вид правоотношений. Безусловно, для широкого распространения этого знания потребуется смена поколений и возникновение традиции прежде всего как внутренней культуры, а следовательно и общепринятой деловой практики.
В то же время реальность вносит свои коррективы. Она требует от нас быстрой реакции и умения своевременно адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям, поскольку мы живем в переходный период. Именно низкая корпоративная культура явилась одним из краеугольных камней волны корпоративных захватов, прокатившихся по стране совсем недавно. Рейдерство как общественное явление принято считать второй волной криминального передела собственности после «лихих» 90-х с их автоматами и ножами. Компьютер, бумага и ручка – вот новое оружие преступника. С помощью этих простых инструментов совершались крупнейшие хищения, в немалой степени спровоцированные отсутствием какой-либо корпоративной защиты в принципе. В криминалистике есть такая дисциплина, виктимология, от латинского слова «виктим» – жертва, она исследует участие жертвы в формировании криминогенной ситуации. Рейдерство – явление прежде всего социальное, возникшее не на пустом месте, а на благодатной, хорошо возделанной почве, тщательно очищенной от сорняков корпоративной культуры. Только титаническими усилиями всей правоохранительной системы государство смогло справиться с рейдерством, да и то локально и временно.
Многочисленные корпоративные аналитики ожидают новой волны корпоративных конфликтов, только в этот раз преступники будут еще более осторожными. Постепенно набирает силу новая опасность для бизнеса – корпоративный шантаж, с которой уже не в силах будут совладать стражи порядка. «Гринмейл» представляет собой один из тех совершенно законных способов отъема денег, о которых рассказывал еще Шуре Балаганову великий комбинатор Остап Бендер. Для начала шантажисту необходимо скупить то минимальное количество акций (или долгов) субъекта экономической деятельности, которое позволяет блокировать принятие этим субъектом существенных решений. Затем с помощью саботажа, использования инсайдерской информации, а также иных уловок шантажист приближает тот счастливый момент, когда жертва придет к нему, неся в дрожащих руках вожделенное «блюдечко с голубой каемочкой». Тогда шантажист начинает торговаться о величине суммы, которую жертва готова положить на блюдечко в обмен на удовольствие никогда больше шантажиста не видеть.
Борьба с корпоративным мошенничеством требует от государства отвлечения важных финансовых и организационных ресурсов, поскольку мошенники, как правило, всегда на шаг впереди в части методов работы и изобретательности, особенно на фоне повсеместного правового нигилизма и отсутствия минимальных основ корпоративной культуры. Как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Невозможно бороться с преступностью без элементарных средств самообороны.
Вступающий в силу в апреле Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг» ставит перед собой благую цель – принудительное насаждение корпоративной культуры в широкие бескультурные массы. Многие скажут, что средства крутоваты, однако этот вопрос более чем неоднозначен. Далеко ходить не надо, можно даже не вспоминать Петра I с его суровыми методами насаждения европейских традиций. Есть свежий и наглядный пример со штрафами за выезд на встречную полосу: ведь только после введения санкцией лишения прав желающих полихачить «по встречке» сильно поубавилось. Об этом можно долго спорить: да, конечно, наложился кризис и сейчас санкция в 500 тыс. рублей (а теперь это минимальная санкция) воспринимается по-другому, но как говорится, закон суров, но это закон. Поэтому мы считаем святым долгом каждого юриста в сегодняшнем российском государстве не драматизировать ситуацию и не жаловаться на повсеместную коррупцию, а прежде всего самим планомерно и неуклонно содействовать созданию зарождающейся на наших глазах новой для нас корпоративной культуры и практики корпоративных правоотношений, основанных на принципах взаимного уважения интересов и соблюдения законности всеми участниками данных правоотношений.
С уважением,
Денис Качкин
Генеральный директор «Качкин и Партнеры»
С марта 2009г. наша компания открывает цикл семинаров, посвященных изменениям, внесенным в Федеральный закон N 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью…»
Первый семинар данного цикла прошел 18 марта в «Гранд Отеле Европа». На семинаре присутствовали представители компаний: Subway Russia, СК Бриз, Альфа Морион, Петровский Форт, Прогаль, Диета-18, Атлант — М и др.
По всем вопросам, связанным с участием в семинарах, просьба обращаться по тел.: (812) 335 04 38
Информация о времени проведения следующих семинаров будет опубликована на нашем сайте.
Фото, семинар в «Гранд Отеле Европа», 18 марта 2009г.:
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург