Комментарии в СМИ

«Кого коснется новая сила ФНС?»

Анна Васильева, юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро «Качкин и Партнеры», по приглашению редакции журнала комментирует статью о возможном усилении контроля налоговой службы за «серыми» доходами.

Тенденция более усиленного контроля ФНС за доходами граждан с целью повышения собираемости НДФЛ, автоматизации такого контроля очевидна.

В плане деятельности ФНС на 2021 год организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы указаны как первое по приоритетности мероприятие[1].

В комментируемой статье[2] упоминаются поправки в НК РФ, расширившие объем сведений, доступ к которым может получить ФНС, дополнены обязанности банков по их предоставлению[3]. К таким сведениям, в частности, относятся копии паспортов, доверенностей на получение (распоряжение) денежными средствами, документы, связанные с открытием и ведением счета налогоплательщика. Порядок предоставления таких сведений предполагает наличие мотивированного запроса налогового органа.

Одним из методов, направленных на борьбу с «серыми» зарплатами, увода доходов граждан от налогообложения является контроль за их расходами для выявления соотношения между задекларированными доходами и расходами[4]. Получение отрицательной разницы между доходами и расходами в результате такого анализа может свидетельствовать о наличии у должника незадекларированных доходов, т.е. таких, сведения о которых не представлены ни налоговым агентом, ни самим налогоплательщиком.

Ранее налоговыми органами проводился контроль за расходами граждан, такая возможность была законодательно закреплена в НК РФ, но впоследствии отменена[5]. Тем не менее и после отмены такой инициативы как представители налоговых органов, так и иных профильных министерств высказывались о необходимость возродить такой контроль. Так, например, в 2019 году Минэкономразвития выступало с предложением ввести контроль за расходами граждан на Конференции «Налоги 2019», о чем писали СМИ[6].

Инициатива, посвященная отслеживанию в Личном кабинете налогоплательщика покупок, оплаченных банковскими картами, позволит налоговому органу получить довольно большой массив информации о расходах граждан. Информация о доходах гражданина и так доступна в Личном кабинете налогоплательщика. Выявление разницы между расходами и задекларированными доходами может вызвать интерес налоговых органов, обращение за предоставлением пояснений от налогоплательщика об источнике получения доходов.

Сейчас доступен сервис «Мои чеки»[7], в котором сейчас доступна информация о покупках, оплаченных онлайн, в приложениях, привязанных к номеру телефона.

Кроме того, в настоящее время ведется работа над созданием единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ. Принят закон, определяющий основы его функционирования[8]. Заниматься ведением такого реестра будет ФНС России. В стратегической карте ФНС России на 2021 – 2023 гг. указана такая задача, как создание, внедрение и развитие федерального регистра сведений о населении[9]. В данный регистр будут включаться личные сведения о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность. В пояснительной записке к проекту федерального закона указано, что создание и ведение такого регистра призвано «обеспечить переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц».

Таким образом, налицо тенденция тотального контроля за гражданами и бизнеса, одной из целей которого является повышение собираемости налогов. Несомненно, работодателям необходимо учитывать все риски такого регулирования.

Если налогоплательщик получает от работодателя какую-то часть заработной платы «в конверте», это означает, что с этой части заработной платы не платятся ни НДФЛ, ни страховые взносы. Кроме того, это может свидетельствовать о наличии у работодателя скрытого от налогообложения дохода. Соответственно, выявление факта уплаты «серых» зарплат повлечет для работодателя серьезные последствия, и в ходе мероприятий налогового контроля могут быть доначислены колоссальные суммы налогов, страховых взносов, пени, а работодатель привлечен к налоговой ответственности в виде уплаты штрафа (20% от неуплаченной суммы НДФЛ, 20% от неуплаченной суммы иных налогов и страховых взносов или 40% при выявлении умысла в занижении налоговой базы).

Кроме того, зарплаты «в конверте» могут повлечь привлечение работодателя, его должностных лиц к административной ответственности (ст.ст. 5.27, 15.11 КоАП РФ) и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ).

[1] https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/pg2021.pdf.

[2] https://arb.ru/arb/smi/fns_vzyalas_za_serye_zarplaty-10462211/.

[3] Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

[4] Более подробно о контроле за расходами граждан, связанными с этим проблемами и рисками см. Налоговый контроль расходов физических лиц: ограничения и риски применения в РФ (Громов В.В.) («Налоги» (журнал), 2020, № 5), Налоговый контроль за расходами физических лиц как инструмент противодействия коррупции (Шмелев Ю.Д.) («Финансы», 2020, № 6).

[5] Положения ст.ст. 86.1 – 86.3 НК РФ действовали в 2000 – 2003 гг.

[6] См., например, https://www.rbc.ru/economics/27/06/2019/5d14b6c09a79473f652b8fcc.

[7] https://lkdr.nalog.ru/login.

[8] Федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

[9] https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10675920/.

Комментарий опубликован в журнале «Трудовое право» №6 2021.

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ