Комментарии в СМИ

«Инновации не в цене»

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», объясняет, почему, на его взгляд, в России сегодня есть сложности с коммерциализацией идей и развитием инноваций.

Перспективы

Маржинальность многих российских производств падает, и финансовое положение не позволяет предприятиям рисковать, инвестируя в собственные разработки. Отечественный производитель предпочитает не тратиться на внедрение инноваций, а производить то, что уже продавалось годами.

Кроме того, многие российские компании привыкли подменять понятия «модернизация» и «инновации» и к инновационному развитию причисляют просто закупку западного новейшего оборудования.

Заместитель генерального директора РВК Евгений Кузнецов подчеркивает успехи петербургского IT-кластера, который «был создан не искусственно, а стал результатом специализированной программы и естественной работы петербургских IT-компаний». «Сложившийся в Санкт-Петербурге отраслевой кластер можно отнести к числу лидирующих, в том числе по объемам экспорта IT-продукции на международные рынки. Кроме этого, есть много интересных компаний и проектов, которые базируются на университетах. Это и инжиниринговые компании, работающие на базе Политехнического университета, и известный яркий пример «КейсЭтмо», который создал вокруг себя живую стартап-систему, и другие», — рассуждает господин Кузнецов.

Заместитель генерального директора компании «НЭО Центр» Евгений Матвеев полагает, что сегодня основная проблема российских предприятий — отсутствие связи с заказчиком. Иными словами, продукт «выталкивается» на рынок без соответствующего запроса со стороны рынка.

Коммерческий директор компании «Пеноплэкс» Кирилл Иванов говорит, что вопрос действительно во взаимодействии заказчика и исполнителя. «Очень много «шарлатанов», которые хотят «освоить» бюджет. Западный подход отличается: есть фонды, которые спонсируют разработки, а потом выводят их на рынок», — отмечает господин Иванов.

Кроме того, многие конструкторские бюро сегодня лишь совершенствуют уже изобретенные давно продукты, не придумывая ничего нового. К этому привела ранее существовавшая система централизации разработок, когда несколько человек в Центральном КБ работали над идеей, а тысячи конструкторов затем «докручивали» эту идею в чертежах, полагает господин Матвеев.

Отрасли с потенциалом

Инновационным потенциалом, по словам Евгения Матвеева, обладают атомное машиностроение, вертолетостроение, ракетостроение. Эти отрасли, по мнению Евгения Матвеева, находятся на международном уровне, в то время как остальные сферы промышленности существенно отстали.

По оценкам экс-руководителя департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Олега Шахова, треть крупного российского бизнеса внедряет инновации на производстве и управлении, и именно входящие в эту треть компании являются лидерами по доходности. По словам господина Шахова, наибольшую инновационную деятельность проявляют крупнейшие корпорации, занятые в сфере добычи полезных ископаемых (газа и нефти), энергетики (атомной, альтернативной и основанной на использовании силы воды). «Именно они являются инициаторами строительства инновационных кластеров, уделяют большое внимание сотрудничеству с научными центрами в России и финансируют программы переподготовки и дополнительного образования. Это объясняется просто: у этих корпораций есть средства и потребность во внедрении новых технологий. Сейчас на волне интереса к импортозамещению и в связи с вводом санкций со стороны США и ЕС наукоемкие отрасли остро нуждаются в отечественных разработках, так что мы ожидаем роста интереса к инновациям», — говорит господин Шахов. В то же время, по его словам, умение изобретать упирается в слабую защищенность авторских прав. Получать патент сложно и долго.

Если бы эта процедура была более простой, инновации стали бы доступнее, уверен эксперт. Сырьевая направленность экономики тормозит внедрение важных энергетических инноваций, например, электромобилей, и технологических, таких как облачные технологии.
В пресс-службе петербургского филиала ОЭЗ рассказывают, что высокой динамикой роста обычно отличаются те отрасли и сферы инновационной деятельности, которым уделяет особое внимание государство. Речь идет не только о мерах, стимулирующих развитие, но и мерах ограничения.

«Ярким примером может служить программа «Фарма 2020″, которая направлена на развитие фармацевтической отрасли России и содержит ряд ограничений для импортных поставщиков лекарственных препаратов. При этом, учитывая значительную инновационную составляющую отрасли, российские производители начали подготовку к реализации программы уже несколько лет назад. Также высоким инновационным потенциалом отличаются такие отрасли, как машиностроение и приборостроение. Причина в высоких ценах на зарубежные аналоги», — отмечают в филиале ОЭЗ.

Отдельно от рынка

Инновации — это не только идея, но и ее индустриализация. Весь процесс сопряжен с существенными рисками, и их необходимо разделять между производителем и заказчиком, говорит Евгений Матвеев. «На практике заказчиками машиностроения являются госкорпорации, которые нечетко формулируют свои потребности и уж точно не разделяют риски с производством. При этом маржа нашего машиностроения не позволяет им рисковать и заниматься разработками, где вероятность успеха невелика. Это приводит к тому, что мы занимаемся только теми «инновациями», в которых уверены на сто процентов, то есть копируем то, что имеется. При этом инноваций, которые бы смогли создать прорыв, мы наблюдаем очень мало. К их разработке нет экономического стимула», — говорит господин Матвеев.

В пресс-службе петербургского филиала ОЭЗ полагают, что сложности для инновационного развития российских компаний создает недоверчивое отношение к российской продукции. «Вторая сложность — отсутствие базы специалистов, способных работать на современных предприятиях, — отмечают в ОЭЗ. — Это связано с разрывом между программами в вузах и отсутствием реальной производственной базы, на которой молодые специалисты могли бы практиковаться и осваивать технологии производства». Тем не менее в этом направлении есть прогресс. «Если говорить о резидентах ОЭЗ, то мы видим, что некоторые из них готовят собственные обучающие программы без поддержки государства, подписывают соглашения о партнерствах с профильными вузами, направленные на подготовку кадров и включающие прохождение практики на собственных инновационных производствах», — рассказывают в пресс-службе ОЭЗ.

Для стимулирования инновационного развития компаний необходимы госгарантии при финансировании модернизации оборудования для индустриализации идей, создание фонда развития промышленности при Минпроме для финансирования стадии НИОКР, долгосрочные контракты от крупных госкорпораций, добавляет эксперт.

Кирилл Иванов полагает, что необходимо создание площадок для общения бизнеса и инноваторов. «Посмотрите опыт Финляндии: Nordic Business Forum собирает до 5 тыс. участников, где люди делятся своими успехами и ищут интересные идеи. Не нужно высокопарных слов о развитии инноваций, нужно просто формировать среду, где инновации рождаются и находят своего потребителя», — говорит господин Иванов.

Управляющий партнер юридической фирмы «Качкин и партнеры» Денис Качкин констатирует, что возможностей сделать легкие деньги все еще достаточно, а это соблазн, с которым тяжело справиться, особенно с российским менталитетом. «Клонирование многочисленных «Мавроди» — тому очевидное свидетельство. Кроме того, не создана благоприятная инфраструктура для появления инноваций. Зачем что-то создавать, если завтра это скопируют или украдут? Тот же Китай, который в основном занимается копированием, сегодня занимает первое место по количеству регистрируемых патентов. Мы далеко и безнадежно отстали, а меры государственной поддержки и стимулирования явно недостаточны. Остается ждать изменения сырьевой конъюнктуры, наблюдаемой нами уже сегодня, в надежде, что внешние обстоятельства заставят нас измениться и мы будем бережнее относиться к столь тонким вещам, как идеи», — говорит господин Качкин.

Модернизация или инновации

Эксперты вынуждены признать, что российские компании зачастую подменяют понятия «инновации» и «модернизация». Инновации подразумевают нововведение, внедрение действительно нового продукта. Модернизация, в свою очередь, допускает копирование уже существующих продвинутых технологий. Отечественные компании в большинстве своем называют инновационным развитием закупку качественного, современного западного оборудования. Внедрение действительно инновационных идей связано в основном с конкретными потребностями производств, например, в экономии ресурсов или большей производительности.

Кирилл Иванов из «Пеноплэкса» рассказывает, что в рамках взаимодействия с нефтегазовыми компаниями для работы на вечномерзлых грунтах специалистами фирмы разработана система специальных сегментов для защиты от растепления. «Это уникальная разработка, и она полностью разработана в России. И поверьте, таких примеров множество. Да, мы пока не можем конкурировать со сложными технологиями, но в рамках решения конкретных задач, вытекающих из запросов бизнеса, российские компании достаточно успешны», — говорит господин Иванов.

Генеральный директор фабрики «Петро» (JTI) Эдвин Рос рассказывает, что в случае компании большая часть инноваций внедряется в сферах производства, логистики, экологии и энергосбережения. Например, на предприятии установили электронные системы, позволяющие в режиме реального времени отслеживать перемещение сырья и готовой продукции, что значительно облегчает логистические процессы. «В вопросах экологии и энергосбережения мы тратим не один миллион долларов на такие инновационные технологии, как система рекуперации тепла, которая направляет тепло от работающих машин на обогрев помещений и позволяет экономить до 4% от общего энергопотребления фабрики «Петро», или биофильтры, очищающие воздух от табачной пыли. Кроме того, мы запускаем проект по установке новейших немецких систем, удаляющих запахи табачного производства», — говорит господин Рос.

Многие нововведения, по его словам, помогают внедрять сотрудники компании, которые участвуют в системе предложений. Только за первые девять месяцев этого года работниками «Петро» было подано 2551 предложение, а внедрено — 1942. Большое количество идей и предложений связано с проектами энергосбережения, рассказывает Эдвин Рос.

Директор завода «Пивоварни Хейнекен» в Санкт-Петербурге Олег Боков рассказывает, что основными направлениями инноваций на его предприятии также является экономия энергии и других ресурсов. Причем стимулом внедрять эти инновации часто являются взаимоотношения с естественными монополиями. «Проблемы с получением мощностей от «Ленэнерго» подтолкнули пивоварню к приобретению газотурбинной установки, которая вырабатывает 3,5 МВт в год, что покрывает более 70% потребности предприятия. Кроме электроэнергии, система когенерации обеспечивает производство горячим паром, который используется при варке пива», — говорит Олег Боков. По его словам, ежегодная экономия от установки такой системы составляет примерно €1 млн, а затраты на ее приобретение и установку давно окупились.

Другим инновационным проектом, который предложили инженеры петербургской пивоварни, стала система охлаждения с помощью естественных температур. В определенной фазе производства пива необходимо тратить значительное количество электроэнергии на охлаждение пенного напитка, рассказывает господин Боков. И инженеры Heineken предложили вывести часть этой системы на улицу и использовать для охлаждения низкие температуры, которые в Петербурге держатся почти полгода. В результате фабрика ежегодно экономит почти 2 млн кВт ч, или около 6 млн рублей.

Кристина Наумова

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ