Комментарии в СМИ
«Общение для порядка»
Ольга Дученко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», рассуждает о возможных формах общественного контроля в сфере ЖКХ.
В Петербурге хотят наладить общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, чиновники рассчитывают «определить правила и наладить взаимодействие между жителями, управляющими компаниями и энергетиками».
Вице-губернатор Петербурга Владимир Лавленцев обсудил с представителями общественных организаций и профильных комитетов возможность создания общественного контроля в сфере ЖКХ. Он сказал, что подобные встречи будут проводиться регулярно, не реже одного раза в месяц.
Взаимодействие с жителями, компаниями и энергетиками власти решили наладить неслучайно. На вопросе о создании структур общественного контроля в сфере ЖКХ в феврале этого года акцентировал внимание президент РФ Владимир Путин. Он считает, что общественные организации могут контролировать работу управляющих компаний и следить за тарифами. Президент отметил, что от самих граждан нередко поступают разные предложения, касающиеся наведения порядка в этой сфере.
Годом раньше согласно указу Владимира Путина Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов до июня 2013 года было поручено обеспечить создание сети общественных организаций «в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств». Регионы откликнулись на предложение. Совсем недавно о создании организаций заявили Подмосковье и Калининград. Теперь к ним присоединяется Петербург.
Тогда же, в 2012 году, НП «ЖКХ Развитие» опубликовало рекомендации по созданию систем общественного контроля в отрасли. Согласно опубликованным в сети методическим указаниям, региональные и местные органы власти должны обеспечить создание в каждом муниципальном образовании интерактивного ресурса мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, должна быть создана система общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, НП «ЖКХ Развитие» и других некоммерческих организаций, для того чтобы систематизировать работу с обращениями граждан по возникающим проблемам в сфере ЖКХ. Еще одним пунктом стало проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг.
Структура общественного контроля включает четыре ступени. По нисходящей: общественный совет при губернаторе, общественные советы при главах муниципалитетов, группы молодежного контроля и, наконец, интерактивный ресурс мониторинга ЖКХ. Благодаря последнему потребители смогут гораздо быстрее «объяснить» проблему коммунальщикам: достаточно будет сфотографировать нарушение или снять на видео и выложить его на ресурс. Достоинств у такого подхода немало: от сокращения «бумажной» работы до выявления самых частых нарушений и недобросовестных управляющих компаний.
Когда общественный контроль заработает в Петербурге и какими будут особенности его деятельности, сказать пока сложно. Но, по словам Владимира Лавленцева, «контроль, который планируется установить в отрасли, должен стать реальным действием, а не психологической помощью населению».
Мнение
Ольга Дученко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и партнеры»:
– Создание общественного контроля продиктовано тем, что дорогостоящие жилищно-коммунальные услуги оказываются некачественно или не оказываются вовсе. Деятельность в сфере ЖКХ должна быть прозрачнее, особенно в области целевого расходования денежных средств. В целом общественный контроль может помочь привести деятельность управляющих компаний в русло закона, однако для этого необходимо наделить его органы расширенными полномочиями, определить источники финансирования их деятельности. В противном случае особых перемен, на мой взгляд, не предвидится. Дело в том, что общественный контроль в определенной форме в сфере ЖКХ уже существует: граждане и общественные объединения имеют право обращаться в жилищные инспекции, в прокуратуру и суды с жалобами на нарушение управляющими компаниями закона, требовать проведения проверок и привлечения к ответственности. Есть возможность создать такой орган, как совет многоквартирного дома (статья 161.1 жилищного кодекса РФ). Он избирается собственниками жилья в домах, где отсутствуют ТСЖ, и вправе представлять интересы жильцов в отношениях с УК, контролировать качество оказания ими услуг, обращаться в государственные органы и в суд.
Валерия Битюцкая
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург