Комментарии в СМИ

«Первый шаг к отмене аудиторской тайны»

Старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко напоминает о том, что подразумевается под аудиторской тайной, и оценивает законопроект по исключению данного понятия из Налогового кодекса РФ.

В первом чтении принят проект закона о наделении ФНС России правом получать от аудиторов конфиденциальную информацию о налогоплательщиках.

Ранее адвокаты указывали, что поправки фактически возлагают на аудиторов несвойственные им контрольные функции и отменяют аудиторскую тайну. Ко второму чтению в документ предлагается внести изменения, учитывающие интересы как бизнеса, так и госорганов.

Представляя документ к первому чтению, замминистра финансов РФ Илья Трунин пояснил, что несколько лет назад был снят режим банковской тайны и аналогичные действия необходимо совершить и с режимом аудиторской тайны, как того требуют международные стандарты налоговой прозрачности.

Так, должностное лицо налогового органа вправе истребовать у аудиторской организации документы ее клиента, которые послужили основанием для исчисления уплаты налогов этим клиентом. При этом, уточнил он, законопроектом предполагается целый комплекс мер, направленных на недопущение злоупотреблений со стороны ФНС России. В частности, ограничены случаи истребования документов, ограничивается перечень услуг, документы по которым могут быть истребованы, и др.

В первую очередь поправками предлагается из п. 4 ст. 82 Налогового кодекса РФ исключить слова «аудиторскую тайну», чтобы налоговые органы имели право хранить и использовать по своему усмотрению информацию о налогоплательщиках, получаемую от аудиторов.

Также планируется дополнить ст. 93.1 указанного Кодекса п. 2.1, в соответствии с которым должностное лицо ФНС России будет вправе истребовать у аудиторской организации данные о налогоплательщике, полученные в ходе аудита, в случае если сам налогоплательщик не представил такую информацию ФНС России в установленном порядке.

Комментируя проект закона на стадии его рассмотрения Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности, партнер адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский подчеркнул, что, по сути, ФНС России перекладывает свои контрольные функции на аудиторов, которые должны снабжать ее «черновиками» актов выездных налоговых проверок.

Уже после внесения документа в Госдуму, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко указывала на то, что аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности.

По ее мнению, вести бизнес компаниям и их аудиторам станет сложнее. «Не секрет, что аудиторская тайна – своего рода гарантия возникновения доверительных отношений между аудитором и клиентом. Компании честно сообщают аудиторам такие конфиденциальные сведения, которые не всегда хотели бы раскрывать налоговикам. В зависимости от итогов аудита можно обнаружить проблемы, найти их решения. Если изменения в закон примут, честности компаний это вряд ли будет способствовать. Не исключено, что это скажется негативно и на результатах аудита», – подчеркнула Ольга Дученко.

Выступая на заседании Госдумы 23 июня, член Комитета по бюджету и налогам Дмитрий Юрков предложил поправки, учитывающие интересы бизнеса, Минфина России и налоговой службы. По его мнению, в законопроекте необходимо установить исчерпывающий список документов, которые будут вправе запрашивать налоговые органы.

При этом он указал на важность соблюдения следующих принципов: истребуемые документы должны быть необходимы для проведения проверки либо запрашиваться международным органом; они должны находиться у проверяемого налогоплательщика; они должны быть получены аудиторской организацией в ходе аудита и не быть документами суждения аудиторов, составленными в ходе осуществления ими профессиональной деятельности.

Также, по словам депутата, нуждаются в проработке вопросы, связанные с порядком истребования документов: оформление самого требования и его содержание, а также сроки предоставления документов.

Кроме того, Дмитрий Юрков отметил, что вступление закона в силу предусматривается с 1 января 2018 г., без конкретизации того, за какие налоговые периоды у аудиторской организации могут быть истребованы документы. Тут, по его мнению, необходимо предусмотреть переходный период.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что на втором чтении законопроекта обязательно должны присутствовать представители от деловых кругов, которые выскажут свои экспертные мнения.

Материал опубликован на сайте «Новой адвокатской газеты» 26.06.2017

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ