Коронавирус: правовая поддержка
«Все коды и выходы»
Старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и партнёры» Ольга Дученко комментирует материал о введенных QR-кодах и влиянии ограничений на бизнес.
Законопроект о введении сертификатов с QR-кодами о вакцинации для посещения общественных мест снят с рассмотрения Госдумой, но ограничения на региональном уровне пока сохранятся, как и право губернаторов вводить их «в зависимости от эпидемиологической ситуации». Бизнес в регионах, где QR-коды уже действуют, подсчитывает убытки: по разным оценкам, трафик снизился на 20-70%, финансовые потери составили до 80%.
Наиболее сложная ситуация сложилась в регионах, где уровень коллективного иммунитета на момент введения QR-кодов был невысоким, делится Екатерина Трушлякова, директор департамента торговой недвижимости PPF Real Estate Russia. Например, Рязанская область вводила ограничение в конце октября при показателе коллективного иммунитета 35%, Астраханская область — при 52%. Это означает, что от половины до двух третей населения в одночасье лишились возможности попасть в любой молл региона, причем — в период предновогодних покупок и формирования бизнесом финансовой подушки для работы в «пустые» сезоны.
По словам эксперта, на примере торговых центров в Санкт-Петербурге, Рязанской и Астраханской областях, где коды для доступа в торговые центры были введены в конце 2021 – начале 2022 года, можно говорить о существенном снижении трафика — на 20-40%. Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank, оценивает снижение трафика до 60%. «Исходя из количества вакцинированных и переболевших, уменьшение базы потенциальных взрослых посетителей составляет около 30%, — подсчитывает, в свою очередь, Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL. — Но стоит учитывать, что среди тех, у кого нет QR-кодов, много молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет (предыдущие штаммы коронавируса более тяжело влияли на пожилых), то есть одной из наиболее активных групп посетителей торговых центров». Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, поддерживает: при таких низких темпах вакцинирования, как в России, введение QR-кодов определенно сказывается на снижении посещаемости. «Но в этом смысле власти Санкт-Петербурга придерживались более щадящего для бизнеса подхода: коды введены 2 января, когда «горячий» сезон фактически завершился; уровень коллективного иммунитета превышает 80%; контроль QR-кодов осуществляется на входах отдельных арендаторов, а не на входах в ТРЦ, — перечисляет Екатерина Трушлякова. — Безусловно, это также негативно повлияло на бизнес, но убытки в процентном отношении меньше, чем в других регионах». Доверяй и не проверяй Больше всего внедрение QR-кодов влияет на торговый бизнес и общепит, констатирует Владислав Фадеев. Правда, ситуация, как правило, зависит от того, насколько торговые центры соблюдают, а власти — активно регулируют и проверяют исполнение меры. «Мы заметили, что в некоторых ТРЦ охрана не осуществляет контроль за QR-кодами и не задает посетителям никаких вопросов, — поясняет Екатерина Трушлякова. — Такие центры берут на себя большой риск, но в моменте чувствуют себя лучше».
Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры», соглашается: требования о проверке кодов де-факто соблюдаются далеко не везде. Кто-то работает по-прежнему, не спрашивая ничего, где-то — не проверяют, принадлежит ли код показавшему его человеку, перечисляет эксперт. Кроме того, по ее словам, в компанию неоднократно обращались собственники бизнеса с запросами о том, как выполнить требования о QR-кодах и при этом соблюсти правила, действующие в иных сферах (например, в части персональных данных).
Необходимы четкие и долгосрочные правила, связанные с тем, когда действуют QR-коды, кто и как их проверяет, резюмирует Владислав Фадеев – сейчас эти правила, как и логика вводимых ограничений, понятны не всегда и не всем. Впрочем, после массовых обращений со стороны бизнеса в Петербурге пошли на небольшие послабления, указывает Екатерина Трушлякова, разрешив доступ без QR-кодов в супермаркеты, аптеки и магазины, продающие товары первой необходимости, но — только при условии наличия отдельного входа, что обеспечить практически невозможно ввиду характеристик большинства зданий.
«Одновременно с этим стоит учитывать, что объем и специфика ограничений для разных регионов также была и остается различной, — отмечает Анна Никандрова, партнер Colliers. — Например, в Нефтеюганске мы наблюдаем значительное снижение товарооборота фудкорта, связанное с тем, что продажа «на вынос» запрещена для посетителей без QR-кодов». Михаил Рогожин, директор по развитию региональных сервисов, со-директор ритейл департамента, CBRE Россия, уточняет, что влияние QR-кодов особенно заметно в более богатых регионах, где люди привыкли проводить время в ресторанах и магазинах. Владислав Фадеев также говорит о целой группе пострадавших торговых профилей – все, что, собственно, не относится к товарам первой необходимости. Особенно пострадал сектор развлечений: кинотеатры и развлекательные центры. В этой связи для торговых центров, где развлекательный сегмент остается существенным якорем, риск разорения развлекательных проектов закладывает катастрофические последствия потери арендаторов и арендного дохода — как от самих концепций, так и работающих на их потоках арендаторов галереи. И хорошее настроение не покинет Введение QR-кодов, безусловно, оказывает негативное влияние и на настроение потребителей, считает Екатерина Трушлякова. «Создает ощущение ограниченности и постоянной незримой опасности вокруг, — поясняет она. — Многие просто не хотят покупать в такой некомфортной для себя обстановке». Часть клиентов в целом не принимают для себя ограничения, что приводит к конфликтам с охраной объектов и правоохранительными органами. В Colliers полагают, что по итогам работы в январе «кодовое» влияние будет ощутимо заметно в Санкт-Петербурге. Это связано не только и не столько с процентом вакцинации, сколько с широким выбором сервисов доставки; жители мегаполисов начали пользоваться службами доставки и онлайн-шоппингом гораздо раньше локдаунов и ограничений, поэтому адаптируются к новым условиям быстрее. Евгения Хакбердиева поддерживает: на фоне пандемических ограничений вновь возрастает число покупок в онлайне, кроме того, клиенты будут выбирать доставку еды из ресторанов и кафе, однако выручка у заведений общепита не будет аналогична периоду до введения QR-кодов – падение доходов может достигать 50-60%. В компаниях и семьях же, где есть привитые и непривитые, совместный поход в ресторан или магазин становится невозможным, указывает Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg.
В случае затягивания ситуации с действием QR-кодов можно ожидать нового витка увеличения вакансии и снижения арендных ставок на рынке. «И если раньше игроки рынка пытались выжить в условиях полного локдауна, что заставляло искать компромиссные решения между собственниками и арендаторами и прописывать форс-мажорные обстоятельства в договорах, то сейчас у участников рынка — новый этап переговоров, — рассказывает она. — Потому что собственникам не всегда очевидно падение посещаемости при отсутствии на объекте счетчиков трафика. В новых обстоятельствах участники рынка вступают в новый этап переговоров по обсуждению условий договора на время введения QR-кодов, поскольку выручка серьезно снижается при падении посещаемости, соответственно, арендная ставка становится непосильный нагрузкой для арендатора».
Именно в Петербурге, где коды введены со 2 января, появились сразу несколько «противокюарных движений»: бизнес объединяется и отмечает объекты табличками «обслуживаем без кодов». К протестам постоянно присоединяются и другие города, включая те, в которых коды пока не введены (например, Москва). Де-юре представители бизнеса могут понести убытки в случае вынесения Роспотребнадзором постановления о приостановке деятельности их заведений, напоминает Анна Никандрова. «Но вполне возможно, что действия сейчас покажут такой положительный эффект на лояльность и рост клиентской базы, что приостановка будет экономически оправдана – потребители устали от ограничений и отрицательных эмоций, связанных с новой вынужденной реальностью, поэтому воспринимают такие инициативы скорее положительно, — полагает эксперт. – Другое дело, что де-факто количество таких предпринимателей слишком мало, чтобы влиять на рынок в целом». «На мой взгляд, «противокюарное движение» — способ спасения своего бизнеса в сложившихся обстоятельствах, — считает Анна Лапченко. – Возможно, там, где собственники не пошли навстречу и не снизили арендную ставку, арендаторы просто вынуждены принимать такие радикальные меры борьбы за бизнес».
Поскольку «кюаркодовый» законопроект на федеральном уровне с рассмотрения снят, в регионах можно все-таки ожидать смягчений, убеждена Ольга Дученко. «Дальнейшая судьба QR-кодов неочевидна – слишком много противоречий, — парирует Владислав Фадеев. — До тех пор, пока не будет изобретено лекарство от вируса (или пандемия естественным образом сойдет на «нет»), нам предстоит жить в условиях ограничений. Я бы не надеялся на то, что QR-коды и их идея быстро исчезнут». Правда, практика выхода из локдаунов показала, что потребительская активность сохраняет достаточно высокий уровень, и восстановление посещаемости торговых центров происходит довольно быстро, сообщает Анна Никандрова. По ее словам, население с радостью возвращается к привычному образу жизни. Другое дело, что восстановление покупательской способности на «доковидный» уровень – вопрос, не поддающийся оптимистичному прогнозированию.
Прямая речь: Елена Степанова, партнер, руководитель практики недвижимости и строительства Capital Legal Services: — Пока еще преждевременно давать конкретные оценки по различным сегментам и различным регионам, поскольку с начала введения указанных мер прошло еще недостаточно времени. При этом, конечно, очевидно, что потери неминуемы, и бизнес уже понес их. С учетом принятия решения о снятии с рассмотрения законопроекта о введении QR-кодов в общественных местах на федеральном уровне, полагаем, бизнес в ближайшее время заявит о своих потерях в качестве одного из аргументов для отмены QR-кодов и на региональном уровне. Ну а «противокюарное» движение (сейчас его поддерживают уже 162 заведения) ничего хорошего, полагаем, по факту не принесет.
По сообщениям из СМИ мы видим, что граждане, недовольные введением QR-кодов, уже публикуют в соцсетях критику кафе, ресторанов и магазинов, исполняющих требования властей. Бизнес, бойкотирующий QR-коды, проверяют, на него налагают административные штрафы, помещения опечатывают. Публичная поддержка противоправных действий, полагаем, должна получить оценку правоохранителей. Это движение, к сожалению, может быть также использовано и конкурентами для организации и усиления травли против исполняющих установленные требования компаний.
Противники введения QR-кодов все больше говорят, что предпринимаемые меры неэффективны, и требуют отменить QR-коды, так как, учитывая высокий уровень коллективного иммунитета (83,5%), город ставит антирекорды суточной заболеваемости коронавирусом с начала пандемии, несмотря на введенные ограничительные меры. Делать более или менее взвешенные прогнозы крайне сложно. Власти пытаются реагировать на угрозы, вызванные коронавирусом, в условиях неопределенности развития эпидемиологической ситуации. Есть вероятность, что спустя какое-то время законодатель вновь вернется к рассмотрению соответствующих законопроектов, и QR-коды будут введены на федеральном уровне. Конечно, полная отмена ограничительных мер при сохранении сложной эпидобстановки представляется маловероятным сценарием.
Влад Лория
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург