Комментарии в СМИ
«Право возбуждать уголовные дела, возможно, получит еще одна структура. Рослесхоз предлагает расширить полномочия федеральных лесных инспекторов. Лесничие из Ленобласти не против, если нововведение распространится и на рядовых охранников леса»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», сомневается в том, смогут ли федеральные лесные инспекторы компетентно выполнять новые функции по возбуждению административных и уголовных дел согласно готовящимся поправкам в Лесной кодекс.
Поправки в Лесной кодекс, которые предложили в Рослесхозе, позволят федеральным лесным инспекторам возбуждать административные и уголовные дела. Об этом сообщают «Известия». В ведомстве сетуют, что региональные чиновники нередко игнорируют предписания об устранении нарушений. Юристы с опасением ожидают старта правоприменительной практики.
Вопрос в деньгах, точнее – в их эффективном и рациональном использовании. Лесные инспекторы контролируют, как региональные власти расходуют средства, выделенные федеральным центром на ведение лесного хозяйства. Однако если у инспектора возникли серьезные вопросы к местным чиновникам, принять решение о возбуждении не только уголовного, но даже административного дела, он не вправе и вынужден ограничиться вынесением предписания об устранении нарушения.
Комментирует член Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области Сергей Лисовский: «В свое время и сделали так, что сократили максимально федеральную лесную службу и на откуп отдали регионам контроль за лесами, и если в регионе губернатор и чиновники нормальные, которые понимали эту проблему, они и службу лесную содержали в более или менее приемлемом количестве, и контроль за пожароопасной ситуацией усиливали, то есть работы на упреждение, и саженцы высаживали. А в других регионах если были халявные губернаторы и власти, то, конечно, они допускали страшные перекосы в лесном деле».
В Рослесхозе Business FM заявили, что поправки к Лесному кодексу могут быть приняты уже в конце этого года после обсуждения в профессиональном сообществе. По мнению специалистов, которые работают на местах, необходимо расширить полномочия и рядовых лесников. В идеале – возвратиться к советской практике, когда лесники, к примеру, могли самостоятельно досматривать транспортные средства.
Рассуждает главный лесничий Кировского лесничества Александр Буружков: «Лесничий в лесу сейчас один. Для того же протокола в рамках возбуждения административного делопроизводства либо другого какого-то нужно выяснить личность. У нас это не очень получается. Для этого мы должны пригласить сотрудников из полиции и так далее, а зачастую получается так, что в лес-то никто и не поедет, потому что у них тоже свои трудности, свои проблемы, они не могут, и поэтому – сложная штука».
Юристы отмечают, что в России уже имеется опыт передачи функций по возбуждению и расследованию уголовных дел неправоохранительным органом. К примеру, несколько лет назад возбуждать уголовные дела разрешили судебным приставам. Управляющий партнер юридической фирмы «Качкин и Партнеры» Денис Качкин задается вопросом, смогут ли федеральные лесные инспекторы компетентно выполнять новые функции: «Он все равно будет действовать в рамках уголовно-процессуального законодательства, поэтому кроме тех статей, которые он будет применять Уголовного кодекса, он должен понимать, как правильно допросить, запротоколировать, возбудить, какие полномочия у прокуратуры существуют, как суд будет смотреть на возбуждение этого дела – там много нюансов. Если хотя бы одну принципиальную ошибку процессуальную допустить, то это может повлечь к тому, что дело будет просто развалено в суде».
Эксперты сходятся во мнении, что для отработки новой системы Рослесхозу потребуется несколько лет. Также существуют опасения, что полномочия лесных инспекторов по возбуждению уголовных дел могут быть использованы для увольнения неугодных региональных чиновников.
Максим Морозов
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург