Комментарии в СМИ

«Жалобы на госконтракты обернутся штрафом»

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Денис Качкин рассуждает о механизмах борьбы с «профессиональными жалобщиками» в ФАС России.

По данным УФАС, четверть обращений о нарушениях на конкурсах – необоснованны.

ФАС объявила войну т.н. «профессиональным жалобщикам». Речь идет о компаниях, которые намеренно срывают торги по госконтрактам. После они вымогают деньги с заинтересованной стороны за самоотвод. Сейчас же антимонопольщики собираются ввести штрафы за необоснованные претензии, сообщают «Ведомости».

Проблему еще в июле обозначил Дмитрий Медведев. Внимание на профессиональных жалобщиков в прошлом году обратило и петербургское УФАС. По средним подсчетам, в год ведомство получает около 5 тысяч претензий к различным конкурсам, четверть из которых необоснованны. Самым резонансным случаем, по данным СМИ, была закупка мебели для Невской ратуши в 2017 году. Как пишет «Фонтанка», компания «Севзапмебель», которая сначала жаловалась на нарушение на 400 млн рублей, в итоге сняла претензию, объяснив свое решение «патриотизмом».

Управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин:

«Решение, на самом деле, лежит на поверхности. В данном случае ФАС действует как уполномоченный орган, реагирующий на определенное обращение граждан или организаций. Если брать аналогичную судебную систему, за любое подобное обращение в суд, как правило, взыскивается государственная пошлина, размер которой отличается от вида поданного заявления, суммы иска и так далее. Так вот, если ввести обязательную пошлину на подачу жалоб в ФАС, это, наверное, в некотором смысле охладит пыл жалобщиков, поскольку в этой ситуации обращение будет платным. И, по общему правилу, в суде проигравшая сторона оплачивает пошлину. Дополнительное введение подобных платежей может вызвать достаточно бурное обсуждение, в том числе в профессиональном сообществе. Тем не менее, если рассмотреть это как отдельный проект и донести до общества, что это необходимо, в том числе для профессиональных участников, я думаю, что эта инициатива будет поддержана».

Какими будут штрафы и станут ли они единственным механизмом борьбы с жалобщиками – пока не ясно. Среди предложений ФАС есть расширение ответственности за нарушения для банков, а также требование допускать к крупным контрактам только квалифицированных участников рынка. Минфин же планирует узаконить право обжалования претензий. В будущем обещают учесть и пожелания регионов.

Сюжет вышел в эфире радиостанции Business FM 26.08.2019

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ