Комментарии в СМИ
«Конкуренция по правде»
Мария Жилина, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», проанализировала законодательные изменения, известные как «четвертый антимонопольный пакет», и отдельно остановилась на регулировании вопросов о недобросовестной конкуренции.
Пятого января 2016 года вступит в силу принятый в октябре Федеральный закон № 275‑ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — за исключением отдельных положений. Известный деловому сообществу как «четвертый антимонопольный пакет», закон облегчит ведение бизнеса.
Законодательные изменения коснулись обширного перечня институтов: в частности, ограничивающих конкуренцию соглашений, определения доминирующего положения на рынке, процедуры рассмотрения и пересмотра дел о нарушении антимонопольного законодательства, соглашений о совместной деятельности между конкурирующими субъектами, правил недискриминационного доступа к товарам и т. д.
Однако отдельно имеет смысл остановиться на регулировании вопросов о недобросовестной конкуренции. Напомним, что в действующей редакции закона о защите конкуренции запрету на недобросовестную конкуренцию посвящена одна статья (ст. 14). В новой редакции появится целая глава, посвященная этому. По существу, закон не изменяет подходы к определению недобросовестной конкуренции, а скорее, подробно детализирует и описывает отдельные составы правонарушений, рожденные правоприменительной практикой. Так, закон запрещает дискредитацию, то есть распространение ложных, неточных или искаженных сведений относительно, например, качества, цены, условий изготовления или результатов от использования товара, предлагаемого конкурентом.
Также к недобросовестной конкуренции относится некорректное сравнение с конкурентом или его товаром с использованием слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара или хозяйствующего субъекта без указания параметров сравнения или объективных сравнений.
Так, например, в решении ФАС России от 5 марта 2009 года по делу № 1 14/5–09 антимонопольный орган указал, что размещение на бутылках водки «Зеленая Марка Традиционная рецептура», водки особой «Зеленая Марка Ржаная» и водки особой «Зеленая Марка Кедровая» выражения «ВОДКА № 1 В РОССИИ» без указания критериев, по которым предполагается заявленное первенство соответствующей водки, является актом недобросовестной конкуренции путем некорректного сравнения.
Законодательство о рекламе также запрещает недобросовестную рекламу, которая, в том числе, содержит некорректное сравнение или является актом недобросовестной конкуренции. В этой связи может возникнуть вопрос: если некорректное сравнение используется в рекламе товара, какая статья Кодекса об административных правонарушениях должна быть применена: статья 14.3 (нарушение законодательства о рекламе) или ст. 14.33 (недобросовестная конкуренция)?
Высший арбитражный суд РФ дал ответ на данный вопрос еще в 2012 году. По мнению ВАС РФ, если в рекламе содержатся ложные, неточные или искаженные сведения, некорректное сравнение с конкурирующими товарами или с конкурентами, а также иная информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, то применяется административная ответственность, установленная статьей 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).
Согласно четвертому антимонопольному пакету правонарушением будут также признаваться действия, которые могут вызвать смешение с конкурирующими товарами, или деятельность конкурента. В частности, прямо запрещается копирование или имитация внешнего вида товара конкурента, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих конкурента.
В законе конкретизируется также запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Запрещается использование такой информации, полученной, например, от бывшего сотрудника конкурента, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения.
Вышеперечисленными примерами виды недобросовестной конкуренции не исчерпываются. В соответствующей главе закона содержится еще много описаний конкретных действий, которые признаются правонарушением. При этом перечень видов недобросовестной конкуренции является открытым.
По мнению юристов, столь детальная регламентация и описание составов правонарушений существенным образом облегчает ведение бизнеса, поскольку создает гораздо меньше свободы усмотрения в трактовке тех или иных действий в качестве нарушения.