Комментарии в СМИ
Загрязнение окружающей среды: платить за это или не стоит?
Возникновение одного из наиболее спорных в отечественном законодательстве фискальных платежей — платы за загрязнение окружающей среды связано с принятием 28 августа 1992 г. Постановления Правительства РФ 632, которое утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок).
Указанный Порядок вступил в силу 1 января 1993 г. и применялся на протяжении почти 10 лет. Процесс развития нового российского законодательства, в том числе и налогового, породил множество противоречий и пробелов в области права, поставив знаки вопроса над казалось бы устоявшимися правоотношениями.
Так, в 2002 г. органами судебной власти был поставлен под сомнение вопрос законности Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ 632. Отправной точкой для дальнейших споров в этом направлении послужило решение Верховного суда РФ от 28 марта 2002 г., которым пресловутое постановление было признано незаконным и не подлежащим применению.
Правительство РФ обратилось в вышестоящую инстанцию с кассационной жалобой на принятое решение, однако Кассационная коллегия Верховного суда РФ своим определением от 4 июня 2002 г. решение Верховного суда оставила без изменения. Юридическим обоснованием принятых решений служило следующее. По мнению Верховного суда РФ, плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 Налогового кодекса РФ (обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства).
Из содержания ст. 17 Налогового кодекса РФ следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Однако в нарушение ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации все существенные элементы указанного налогового платежа были установлены не федеральным законом, а подзаконным актом — постановлением правительства, а поэтому последнее не подлежит применению.
Таким образом, с 4 июня 2002 г. все хозяйствующие субъекты были фактически освобождены от внесения платы за загрязнение окружающей среды в бюджет вплоть до принятия федерального закона, который бы устанавливал все элементы этого платежа. Однако Правительство РФ не готово было так просто отказаться от одного из источников формирования бюджета и обратилось с запросом о проверке конституционности Постановления Правительства РФ 632 в Конституционный суд РФ. Определением Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. было установлено, что спорное постановление сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным собранием и Правительством Российской Федерации, поскольку оно принято последним во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера.
Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов были признаны недействующими Приказом Министерства природных ресурсов РФ 187 от 12 апреля 2002 г.
Екатерина Минина, юрист юридической компании «Качкин и Партнеры»
«Деловой Петербург» №62 от 08.04.2004
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург