Комментарии в СМИ
«Областные депутаты не дали губернатору отдать Петербургу 64 га без референдума»
Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», подчеркивает, что законы Санкт-Петербурга и Ленинградской области допускают уточнение положения границ как самостоятельное действие, не требующее утверждения Совета Федерации Федерального Собрания РФ и согласия населения, выраженного посредством референдума.
Депутаты парламента Ленобласти отказались передать Петербургу 64 га земли под расширение аэропорта «Пулково» без проведения референдума, хотя именно это просил губернатор Александр Дрозденко.
Это решение было принято сегодня в Заксобрании региона при обсуждении дополнительного соглашения к уже утвержденному в 2003 году соглашению «Об уточнении границ между Петербургом и Ленобластью как субъектами РФ». Дополнительное соглашение было подписано еще в апреле 2012 года губернатором города Георгием Полтавченко и прежним губернатором области Валерием Сердюковым и утверждено парламентом Петербурга, а вот до парламента Ленобласти дошло только вчера.
Напомним, на базе аэропорта Пулково сейчас создается современный международный хаб. Проект осуществляет ООО «Воздушные ворота», основным владельцем которого является «ВТБ Капитал». В долгосрочную аренду инвестору были переданы земельные участки 900 га, принадлежащие городу, куда входит и участок площадью 64 Га, расположенный на территории Ленобласти. На этом участке находится часть взлетно-посадочной полосы, которая технически учтена на территории Петербурга и должна быть передана инвестору.
Областные парламентарии считают, что вопрос о передачи земли должен решаться на референдуме.
Это первый случай, когда ЛеноблЗакс отказался уточнять границы с Петербургом. «Отдавать земли без референдума — это нарушение законодательства, — считает председатель комиссии ЛеноблЗакСа по МСУ Юрий Соколов. — Раньше на такие вещи закрывали глаза. В Новогорелово строился жилой квартал, где застройщик пообещал покупателям петербургскую прописку, и администрация Красноселького района по согласованию с администрацией Ломоносовского района прописала их как жителей Красного села. Люди стали возмущаться, почему их дома находятся на территории области, хотя сами они зарегистрированы в Петербурге. С этим вопросом обращались в прокуратуру и дошли до Верховного суда, но в итоге пришлось отдать землю под домами — более 100 га земли — городу». Но там был вопрос, который влиял на судьбы людей, отмечает парламентарий. Нахождение взлетной трассы в Ленобласти на развитие аэропорта никак не повлияет, уверен он.
Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», говорит, что законы двух субъектов допускают уточнение положения границ как самостоятельное действие, не требующее утверждения Совета Федерации Федерального Собрания РФ и согласия населения, выраженного посредством референдума.
«Пулково как аэропорт существует в этой ситуации уже двадцать лет, поэтому ничего критичного не произошло, — подчеркивает Дмитрий Некрестьянов. — Основную проблему создает необходимость учета взлетно-посадочной полосы как двух разных объектов недвижимости, так как получается, что она расположена как минимум на двух разных участках (города и области). Представляется, что это может создавать определенные сложности с получением банковского финансирования и различного рода разрешительной документации на использование ВВП, но, очевидно, эти вопросы уже как-то решаются. Думаю, что Петербург и область продолжат работу с депутатами, и в следующий раз реакция будет менее эмоциональной и более последовательной.
Александра Конфисахор
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург