Комментарии в СМИ

«Российских потребителей финансовых услуг защитит омбудсмен»

Кирилл Саськов, руководитель корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», напомнил, что судебные разбирательства по страховым выплатам могут быть дорогостоящими.

Урегулирование некоторых категорий дел во внесудебном порядке поможет разгрузить суды, говорят эксперты

Минфин намерен облегчить гражданам урегулирование споров с финансовыми организациями. Поручить разрешение разногласий на рынке ведомство собирается специальной организации – Службе финансовых уполномоченных. Для финансовых организаций решение, принятое омбудсменом, предлагается сделать обязательным для исполнения.

Создать для урегулирования споров на финансовом рынке РФ специальную организацию – Службу финансовых уполномоченных – Министерство финансов (Минфин) предлагает в подготовленной концепции законопроекта о финансовом омбудсмене.

Согласно опубликованному ведомством документу, финансовые организации будут обязаны предоставлять запрашиваемые Службой финансовых уполномоченных документы и информацию, а также излагать свою позицию по обращению и/или жалобе.

Службу предполагается создать в форме некоммерческой организации. Согласно проекту закона, в формировании ее руководства смогут принимать участие саморегулируемые организации, профессиональные объединения, союзы, ассоциации, созданные в финансовых сферах, а также уполномоченные федеральные органы государственной власти, в том числе осуществляющие надзор над финансовыми организациями.

Статистика

По данным Роспотребнадзора, за 2011 год в банках РФ было проведено 1272 проверки, составлено 1182 протокола об административном правонарушении, возбуждено 776 дел о проведении административного расследования, а также вынесено 988 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа. Эти цифры почти в три раза больше аналогичных показателей 2009 года и на четверть – 2010-го.

Осуществлять финансирование деятельности службы ведомство предлагает за счет взносов финансовых организаций, оказывающих услуги физическим лицам (включая членские взносы и плату за рассмотрение обращений).

В Минфине подчеркивают, что установление платы за рассмотрение обращений для финансовых организаций может осуществляться на принципах «единого тарифа» либо устанавливаться в зависимости от сферы деятельности и объема предоставляемых организацией услуг.

Согласно концепции, заявителем (то есть лицом, подающим жалобу финансовому омбудсмену) может выступать только потребитель, то есть физическое лицо. Для этого ему необходимо будет подать письменную жалобу. Обращение к омбудсмену для граждан предполагается. При этом сумма претензий по каждой жалобе не должна превышать 100 тысяч рублей. Нижний предел суммы ведомством не устанавливается.

В соответствии с предлагаемой ведомством концепцией, решение, принятое омбудсменом, будет обязательным для исполнения финансовой организацией. Рассмотрение обращения должно быть завершено в срок не более 60 дней.

Предполагается, что институт досудебного урегулирования споров будет работать на банковском и страховом рынках, рынке ценных бумаг и рынке иных финансовых организаций. При этом в каждом секторе финансового рынка будет работать свой уполномоченный по рассмотрению жалоб граждан.

Отнесение некоторых категорий дел к рассмотрению во внесудебном порядке поможет разгрузить суды, а также снизить временные и финансовые затраты российских потребителей, полагают некоторые эксперты. Кроме того, инициатива Минфина позволит уменьшить количество случаев недобросовестного поведения участников финансового рынка, считают они.

«Например, зачастую предвзято к требованиям клиентов относятся страховые компании. Нередко возникают споры, связанные с отказом в выплате. При этом на сопровождение дела в суде, а процесс может занимать минимум от 3 до 5 месяцев, страхователю приходится тратить довольно много сил и средств», — прокомментировал Firstnews руководитель корпоративной и арбитражной практики юридической компании «Качкин и Партнеры» Кирилл Саськов.

Между тем, некоторые эксперты опасаются, что предлагаемая концепция досудебного урегулирования споров на финансовом рынке может оказаться фактически безжизненной на практике.

Так, по словам финансового консультанта юридической компании «Налоговик» Ирины Сидоровой, в предлагаемой Минфином концепции не определены степень и порядок участия саморегулируемых организаций в управлении Службой финансовых уполномоченных.

«А потому возникает вопрос: не случится ли, что сами обидчики граждан (из числа профессиональных участников финансового рынка) будут рассматривать в досудебном порядке претензии к самим себе? При таком подходе не решается ни одна из существующих на сегодняшний день проблем: суды остаются загруженными, а граждане обманутыми страховщиками и банкирами», — сказала она Firstnews.

Справка

На сегодняшний день в РФ централизованного механизма урегулирования споров в сфере финансовых услуг не существует. В этом случае потребитель может обратиться в финансовую организацию, профессиональную организацию, орган финансового надзора, Администрацию президента, Генеральную прокуратуру или Роспотребнадзор. При этом представлять интересы потребителя в суде имеет право только Роспотребнадзор.

Юридически институт финансового омбудсмена в РФ существует с октября 2010 года. До февраля текущего года обязанности финансового омбудсмена исполнял экс-депутат Госдумы Павел Медведев. Однако его решения носили, скорее, рекомендательный характер для финансовых организаций.

Диана Манукян

 

Ссылка на источник

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ