Комментарии в СМИ

«Как наказать за один митинг дважды»

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», сомневается в соблюдении принципа разделения административного и уголовного права в рамках новой законодательной инициативы об уголовной ответственности за неоднократное нарушение правил организации и проведения митингов.

Инициатива группы депутатов Госдумы об уголовной ответственности в виде 5 лет лишения свободы за неоднократное нарушение правил организации и проведения митингов сказала свое, абсолютно новое, слово в законодательстве. Как отмечают юристы, впервые был нарушен принцип, по которому административное правонарушение, сколько бы раз оно ни было совершено, не может перерасти в уголовное преступление. Кроме того, закон нарушает основной постулат римского права Non bis in idem (никто не должен дважды нести наказание за одно преступление), закрепленный в ст. 50 Конституции.

Законопроект за авторством депутата-справоросса Игоря Зотова, а также единороссов Андрея Красова и Александра Сидякина был внесен в Госдуму накануне вечером. Согласно поправкам предлагается ввести в Уголовный кодекс ст. 212.1 «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Уголовная ответственность в виде штрафа от 600 тыс. до 1 млн руб., либо обязательных работ до 480 часов, либо исправительных работ на один-два года, или даже лишения свободы до пяти лет будет наступать в случае, если гражданина привлекут к административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о митингах более двух раз за полугодие.

Вторая, «административная» часть законопроекта предполагает и ужесточение наказаний, закрепленных в действующей статье 20.2 КоАП. Для нарушителей привлеченных за год по ст. 20.2 КоАП больше одного раза предлагается ужесточить наказание до 50 – 300 тыс. руб. штрафа (либо обязательными работами) для граждан, 200 – 600 тыс. для должностных лиц и от 500 тыс. до 1 млн руб. для юрлиц. Дополнительная ответственность вплоть до ареста и исправительных работ будет возложена на организаторов несанкционированных акций вблизи «объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи» или при «превышении норм предельной заполняемости» территории.

Кроме того, проект закона расширяет список предметов, которые нельзя будет брать на акции, в том числе и за счет предметов, «которые могут привести к задымлению», либо «веществ, способных создавать угрозу жизни гражданам». Детей до 14 лет на акции также привести по закону нельзя. Журналистам для освещения мероприятия необходимо будет иметь при себе не только «редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста», но и «ясно видимый отличительный знак представителя СМИ» – видимо, имеются в виду аналоги используемых в Петербурге специальных жилетов.

Как поясняют депутаты, проект направлен на «совершенствование мер по защите прав и свобод граждан от действий, вызванных несанкционированными собраниями, митингами, демонстрациями». «Непринятие своевременных эффективных профилактических мер приводит к повторности совершения правонарушений», – добавляется в пояснительной записке. Так, приводят пример парламентарии, из 36 граждан, задержанных 6 февраля 2014 года на Манежной площади на акции в поддержку «узников Болотной», 21 ранее привлекался за нарушение порядка проведения митингов. А из 681 задержанного на Манежной площади и у здания Замоскворецкого суда 24 февраля оштрафованными были 49 граждан, из которых из которых 3 – более 3 раз, а 11 — повторно.

Ожидаемо активисты восприняли новый законопроект как попытку бороться с протестно настроенными гражданами. Так, член партии РПР-Парнас Сергей Кузин назвал инициативу «идиотской»: «Госдума уже инициировала ужесточение наказание за участие в митингах с целью отбить желание у людей выходить на митинги. Но они видят, что это не работает. Люди продолжают участвовать в акциях, пусть и не так часто, как это было. Но после таких случаев, как арест Навального, как «Болотное дело», граждане готовы выйти на митинг. И вот теперь в качестве следующего шага хотят ввести вместо административной ответственности уголовную. Мы с такими законами до Белоруссии докатились. Уже не знаю, где хуже к оппозиционерам власть относится — в России или в Белоруссии».

Откинув в сторону эмоции, можно заметить, что закон нарушает два основополагающих принципа юридического права. Первый — это разделение административного права и уголовного. Согласно ему, сколько бы административных правонарушений человек ни совершил, они все равно не перерастут в уголовное дело. В то время как законодатель предлагает уголовно карать за административные рецидивы.

Как замечает управляющий партнер компании «Качкин и партнеры» Денис Качкин, своим законопроектом «законодатели сказали новое слово». «Я не специалист в уголовном праве, однако, на мой взгляд, наказание за повторное правонарушение КоАП выглядит несколько неестественным. До сих пор я с такой концепцией законопроектов не сталкивался. На самом деле наказание назначается в соответствии с его общественной опасностью. Скажем, в зависимости от этого критерия и идет разделение правонарушений. Так, есть статья «хулиганство» в КоАП и есть в УК».

Помимо этого, говорят юристы, предлагаемые изменения идут вразрез со статьей 50 Конституции РФ, которая запрещает дважды наказывать людей за одно и тоже деяние. «Non bis idem (не дважды за одно) – латинское выражение, послужившее основой принципа справедливости, закрепленного в ч. 2 ст. 6 УК РФ. Данный законопроект не отвечает данному принципу, – поясняет адвокат Антон Шальков. – Здесь мы по сути получаем, что если лицо совершает административные правонарушения в одной сфере более двух раз, то во все следующие разы привлекается к более жесткому виду ответственности». Кроме того, уверен юрист, надо отметить расплывчатость формулировки «аналогичное деяние», которое введено в закон. «Что инициаторы под этим подразумевают? Например, в первый раз лицо привлекалось по ч. 1 ст. 20.2 КоАП, а во второй по ч. 2 ст. 20.2. Будут ли эти деяния аналогичными с точки зрения данного законопроекта? Или же только в том случае, когда оба раза человека привлекли по ч. 1 ст. 20.2. А любая неточная формулировка может привести к беспорядочности правоприменения по данной статье», – говорит Шальков.

Добиться оперативных комментариев от авторов инициативы по поводу того, проверяли ли они свою инициативу на соответствие законодательству, не удалось.

Ольга Мясникова

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ