Комментарии в СМИ
«Как правильно масштабировать бизнес?»
Илья Прядеин, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» комментирует материал о дроблении бизнеса.
Разбираемся, может ли инспекция признать франшизу незаконным способом налоговой оптимизации. Налоговый адвокат, руководитель адвокатской практики DA Tax Дмитрий Анищенко рассказал, как налоговые органы устанавливают дробление, и дал рекомендации налогоплательщикам.
Адвокат обратил внимание, что на дробление указывают следующие маркеры:
- участники бизнеса – организации или индивидуальные предприниматели – осуществляют аналогичную деятельность;
- фактически управляет ими одно лицо или группа лиц;
- новые участники создаются незадолго до того, как у действующих возникает риск утраты права на применение специальных налоговых режимов;
- участники несут расходы друг за друга (аренда, коммунальные платежи, расчеты с поставщиками и пр.);
- персонал формально перераспределяется между участниками (перевод без изменения должностных обязанностей);
- у участников нет собственных производственных активов и контрагентов;
- поставщиков и покупателей распределяют между участниками в зависимости от применяемой ими системы налогообложения;
- у участников общие производственные площади (офис, цех или склад) и административный центр (бухгалтерия, кадровая служба, юридический отдел и пр.);
- участники публично не позиционируются как независимые предприятия: нет своего сайта, электронной почты, телефона, рекламы и пр.
- используются общий бренд и единая маркетинговая политика;
- коммерческие условия сотрудничества участников друг с другом и с третьими лицами различаются (безвозмездная аренда для участника, наценка для третьего лица и пр.).
Дмитрий Анищенко объяснил, как минимизировать риск доначисления налогов и штрафа из-за дробления: точно определите деловую цель разделения бизнеса, экономически обоснуйте наличие единого административного центра, избегайте аномальных коммерческих условий и несения чужих расходов, используйте свои ресурсы и контакты.
Илья Прядеин, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры»:
Одним из признаков дробления бизнеса считается единый центр управления. Чем больше франчайзер контролирует франчайзи, тем выше риск привлечения его к налоговой ответственности.
Например, для поддержания стандарта качества обслуживания франчайзер обязывает франчайзи закупать материалы и оборудование у определенных поставщиков. Или франчайзер модифицировал продукты 1С под потребности бизнес-модели, и теперь франчайзи находятся на бухгалтерском сопровождении у одной компании.
Франчайзи должны вести независимую деятельность. Поэтому франчайзеру рекомендуется отказаться от единого административного центра, не ограничивать покупателей франшизы в выборе контрагентов и исключить перераспределение персонала.
В делах о дроблении бизнеса всегда оценивается движение денежных потоков. У инспекции возникнут вопросы, если франчайзер получает основной доход, а франчайзи – минимальную прибыль, необходимую лишь для поддержания деятельности. Доходы и расходы владельца и покупателей франшизы должны быть обособлены.
Материал опубликован на сайте «Адвокатская газета» 11.04.2025