Блог

Какая ответственность предусмотрена за несохранение сообщений интернет-пользователей? // уязвимость в «пакете Яровой»

Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Максим Али рассуждает об ответственности за несохранение сообщений пользователей сети «Интернет» в связи с актуальными изменениями в законе об информации.

Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ, называемый также «антитеррористическим пакетом» или «пакетом Яровой», вносит, помимо прочего, изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Суть этих изменений, в частности, в следующем.

Текущая редакция ФЗ «Об информации» содержит обязанность организатора распространения информации в сети «Интернет» хранить информацию о пользователях и о «фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет»» (пункт 3 статьи 10.1).

Изменения, которые вступают в силу с 20.07.2016, вводят в пункт 3 статьи 10.1 ФЗ «Об информации» отдельный подпункт 2, согласно которому организатор  распространения информации обязан хранить  теперь еще и «текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения».

Проще говоря, если на текущий момент у организаторов распространения информации в Интернете существует обязанность хранить «логи» с данными о передаче (обработке) сообщений пользователей, то в ближайшем будущем она дополнится обязанностью хранить содержимое таких сообщений.

Но, что интересно, новая редакция статьи 13.31 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение организаторами распространения информации своих обязанностей, не была адаптирована под увеличение объема обязанностей таких организаторов.

Дело в том, что описание объективной стороны состава административного правонарушения из части 2 статьи 13.31 КоАП РФ осталось прежним: «неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию о таких пользователях…».

При этом каких-то иных составов административных правонарушений, с помощью которых организатор распространения информации мог бы быть привлечен к ответственности за несохранение содержимого сообщений пользователей, данные поправки в КоАП РФ не предусматривают. Другие изменения коснулись лишь увеличения размера административного штрафа, а также введением ответственности за непредоставление в ФСБ России данных для декодирования сообщений.

Получается, что единственным видимым основанием для привлечения организатора к ответственности является статья 19.7 КоАП РФ, содержащая общий состав правонарушения по непредоставлению сведений в государственный орган. Однако ответственность за такое правонарушение во много раз меньше: максимальный штраф для юридических лиц не превышает ₽ 5000, в то время как новая редакция части 2 статьи 13.31 КоАП РФ предусматривает для организаторов распространения информации штраф до ₽ 1 000 000.

Вряд ли такая ситуация является намеренным ходом законодателя. Скорее всего, имеет место недоработка, которая позволяет в целом судить о качестве подготовки «антитеррористического пакета». Так что, есть все основания к тому, чтобы ждать изменений в уже принятый пакет поправок.

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ