Комментарии в СМИ

О важных изменениях в упрощенной системе налогообложения для организаций торговли и общественного питания Санкт-Петербурга

Для организаций торговли и общественного питания Санкт-Петербурга, использующих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (далее УСН) в начале лета произошло коренное изменение, существенно ухудшившее их положение, но при этом оставшееся незамеченным для неспециалистов в области налогообложения. УСН была установлена Федеральным законом 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», согласно которому объектом обложения единым налогом устанавливался по выбору органа власти субъекта Российской Федерации:
– либо совокупный доход (разница между выручкой и затратами, указанными в законе),
– либо валовая выручка (сумма выручки, полученной от реализации товаров и внереализационных доходов).
При этом следует отметить, что на момент принятия закона понятие выручки законодательно не было закреплено и определялось лишь в подзаконных актах МинФина РФ. В частности для предприятий торговли под выручкой понималась торговая наценка.
УСН в Санкт-Петербурге была введена Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 1996 г. N 79-30 «О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге» и объектом обложения единым налогом для УСН, была определена валовая выручка. Для торговых, снабженческих и сбытовых организаций, а также для организаций общественного питания в виде исключения выручка исчислялась как разница между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров.
В дальнейшем в федеральном законодательстве произошли значительные изменения, был принят Налоговый кодекс РФ, и данная норма Петербургского закона хотя и носила разумный характер, но вступала в противоречие с действующим федеральным законодательством.
Решением Санкт-Петербургский городского суда № 3-88 от 23 апреля 2002 г., оставленным без изменения постановлением Верховного Суд РФ от 24 июня 2002 г. указанное положение Закона Санкт-Петербурга признана не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, с 24 июня 2002 г. – даты вступления Решения суда в силу все организации торговли и общепита, как и все иные организации, применяющие УСН в Санкт-Петербурге, обязаны исчислять и уплачивать единый налог по ставке 6,3 процента от всей суммы валовой выручки. Данная ситуация должна быть доведена до налогоплательщиков согласно Письму ИМНС РФ по г. Санкт-Петербургу от 26.07.02 № 02-05/12806.
Для исправления ситуации Законодательным собранием СПб был принят закон, согласно которому в г. Санкт-Петербурге организации торговли, применяющие УСН, должны облагаться единым налогом по ставке 13 %, а все остальные плательщики – 20 % от совокупного дохода, а не выручки. Однако Губернатор наложил вето на этот закон, признав его введение нецелесообразным.
Вместе с тем согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ с 01 января 2003 г. на всей территории России вводится в действие новый специальный налоговый режим – Упрощенная система налогообложения, регламентируемый главой 26.2. Налогового кодекса РФ, коренным образом изменяющий понятие упрощенной системы налогообложения.
Введены новые критерии дающие право на применение УСН. В частности организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) при этом численность работников не должна превышать 100 человек.
Единый налог будет заменять лишь уплату пяти налогов: на прибыль организаций, на добавленную стоимость, с продаж, на имущество организаций и единого социального налога. При этом остается обязанность по уплате страховых взносов на пенсионное страхование. Иные налоги, сборы пошлины и взносы на пенсионное страхование должны будут уплачиваться в соответствии с общим режимом налогообложения. Существенно изменен порядок перехода на УСН и обратно, а также введено ограничение на повторный переход.
Объектом налогообложения признаются либо доходы, облагаемые по ставке 6 процентов; либо доходы, уменьшенные на величину расходов, облагаемые по ставке 15 процентов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Налоговый кодекс РФ не регулирует вопросы ведения бухгалтерского учета, в связи с чем можно предположить что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Статью подготовил старший юрист «Качкин и Партнеры»
Гусика В.П.

Научно-технический журнал «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад №3 2002 г.

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ