Комментарии в СМИ
«Смольный выбрал центрового»
Центральную часть Западного скоростного диаметра построит консорциум во главе с банком ВТБ. Он привлечет в проект около 90 млрд рублей и обещает сдать отрезок в 2015 году.
По итогам конкурса право сооружать и в течение 30 лет эксплуатировать этот участок трассы получил консорциум «Магистраль Северной столицы» (МСС). В его составе — «Группа ВТБ», Газпромбанк, GPB Infrastructure (Кипр), консорциум строительных компаний [Astaldi (Италия), Mega Yapi и IC (Турция)], а также стратегический партнер Смольного по проекту реконструкции аэропорта Пулково — ООО «Воздушные ворота Северной столицы».
Отрезок длиной 11,45 км соединит набережные рек Екатерингофка и Большая Невка. Его стоимость 135,5 млрд рублей, из которых примерно 90 млрд должен вложить инвестор, остальное — Инвестиционный фонд РФ.
МСС обещает построить участок за три года. По условиям контракта Смольный должен обеспечить инвестору гарантированный ежегодный доход в размере 9 млрд рублей. То есть, если выручка от эксплуатации трассы окажется меньше этой суммы, разницу компенсируют за счет городского бюджета.
«По стоимости наши предложения на 20% лучше, чем у конкурентов. Маржа у всех участников консорциума весьма скромная. В расчетах мы ориентировались на такую же цену проезда по ЗСД, как сейчас; срок окупаемости будет длинным: три года строим и 27 — окупаем»,?— заявил президент ВТБ Андрей Костин. Впрочем, нынешний уровень оплаты будет регулярно пересматриваться.
Концессионное соглашение подпишут до конца года, стройка начнется в первом квартале 2012?го.
Единственным конкурентом МСС в финальной части конкурса был консорциум ООО «Балтийская концессионная компания «Магистраль» во главе с фирмой First Quantum и Сбербанком. Samsung C&T Corporation отказался от борьбы за проект на втором этапе состязаний.
Диаметр начали строить еще до кризиса, в 2005 году. В 2009?м было решено на время отказаться от концессионной схемы и вести работы только за счет казны. Часть южного участка ЗСД длиной 5 км уже введена в строй. Общая протяженность отрезка, который должен быть завершен уже в этом году, составит примерно 11 км (от КАД до Екатерингофки). Северный участок (26 км от Приморского проспекта до соединения с трассой «Скандинавия» в районе Белоострова), который тоже строят на бюджетные деньги, обещают сдать в 2012 году.
Центральный отрезок — самый сложный. В его составе запланированы мост через Невку, съезды к стадиону на Крестовском острове и на Морскую набережную, мосты через Малую Неву, Большую Неву и Морской канал, тоннель под Смоленкой, транспортные развязки на пересечении с Мичманской улицей, со Шкиперским протоком и на Канонерском острове. Что из этого будет реализовано, станет известно, когда победитель конкурса разработает проект.
Именно от эксплуатации этой части трассы ожидается наибольшая прибыль. За первый месяц работы первого платного участка диаметра (от пересечения на юге города с КАД до Благодатной улицы) дорога собрала 40 млн рублей. По мнению заместителя гендиректора НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Светланы Воронцовой, автопотоки на центральном участке будут плотнее как минимум втрое.
ЗСД войдет в состав кольцевой магистрали непрерывного движения, которая начнется от Смольного и позволит объехать центр Петербурга.
Мнение эксперта
Денис КАЧКИН,
управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры»:
– На сегодня это самый дорогой проект в России, реализуемый по концессионной схеме. Неудивительно, что в конкурсе в итоге участвовали только два консорциума, опирающиеся на ключевые госбанки — ВТБ и «Сбер».
Корейский концерн отказался от борьбы, скорее всего, из-за отсутствия надежного финансового партнера. Дело в том, что проект строительства и эксплуатации ЗСД не имеет валютной составляющей — плату за проезд будет получать сам концессионер, а поскольку она выражена в рублях, то неясно, каким образом хеджировать валютные риски по привлеченным внешним займам.
Это проблема большинства отечественных инфраструктурных проектов, и системного решения пока нет. Мы ограничены в привлечении международного финансирования и обречены на изыскание собственных средств, поэтому и реновационные процессы идут медленно.
Ольга Мягченко
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург