Комментарии в СМИ

Недвижимость и Строительство Петербурга, 12.08.2019

Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», подчеркивает, что размещать новые памятники в зонах охраны непросто.

В Петербурге собираются воздвигнуть памятник строителям города. Как заявил Александр Беглов, «это общественная инициатива Объединения строителей Санкт-Петербурга, которую мы поддерживаем». Он также подчеркнул, что это будет памятник всем, кто на протяжении трёх веков строил наш город.

Тут, конечно, нужен креатив. Во-первых – где? Надо же с умом выбрать место! (3-ю улицу Строителей не предлагать.) Обоснуйте своё предложение. Во-вторых – какое визуальное решение будет соответствовать замыслу? Как вы это представляете? И как уместить три века – в один памятник? В-третьих – из чего? Будем использовать инновационные материалы или традиционно «отольём в граните»? Лучшие предложения редакция официально направит в Экспертный совет!

Алексей Белоусов, гендиректор СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга»:

– Неплохо бы установить памятник на том месте, где начинался город. На Петроградке, на Троицкой площади, где в своё время хотели поставить монумент и назвать его «Сердце города». Ну или Петропавловская крепость. Можно было бы, конечно, стилизовать памятник под разные материалы: начать с дерева, потом кирпич, гранит, железобетон, стекло и т.д. Но на самом деле выбор материалов должна определить архитектура – сначала облик. Говоря о визуальном решении, думаю, это должно быть не плоскостное сооружение, а какая-то доминанта, может быть, местная. Но она должна включить в себя стили нескольких веков, отражая этапы развития строительного комплекса Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда и снова Петербурга. Может, с петровских времён и первых лесорубов и до объектов типа «Лахта-центра». Но считаю, что надо провести большой конкурс среди лучших специалистов, которые набросали бы много идей. И из этого обилия идей большая комиссия, в том числе с участием горожан и строителей, должна будет выбрать объективный и всех устраивающий вариант. Главное, чтобы этот монумент был бы памятником не обманутым дольщикам и обанкротившимся компаниям, а тем, кто строил этот город.

Наталья Осетрова, руководитель проекта Gatchina Gardens:

– Каждый строитель запечатлевает себя в истории своим зданием. Построенный им объект и есть монумент, и в нём выражена вся гениальность (или бездарность) автора… На фоне великих зодчих современные девелоперы выглядят бледно. Впрочем, как и градостроительные стандарты, которые мы сейчас используем. Трудно сравнивать современные постройки с неразрушимыми и красивыми зданиями, которые уже три столетия украшают город. Изучая историю архитектуры, я ощущаю, как во мне развивается комплекс неполноценности. И мечтаю хотя бы приблизиться к тем знаниям и умениям, которыми обладали наши предшественники. Вот когда буду уверена в своей конкурентоспособности как строителя, тогда и подумаю о месте для монумента.  А пока на собранные для создания памятника средства в качестве благодарности строителям прошлого я бы предложила заменить детскую площадку у Медного всадника. Сейчас она просто уродует облик одного из самых красивых и посещаемых мест Петербурга.

Александр Брега, генеральный директор корпорации «Мегалит»:

– Памятник, посвящённый строителям Петербурга, должен иллюстрировать постоянную борьбу (конкретные визуальные решения предлагаю оставить за скульпторами). Ведь в нашем городе непросто всё: сложные грунты, переменчивый климат, в том числе инвестиционный, непростое законодательство. Более того, каждый девелопер знаком и с внутренней борьбой, когда решаешь, что лучше построить на конкретном участке, какому проектировщику довериться, чтобы твоё творение соответствовало городу, дополняло его и было уместным. В качестве места могу предложить намывные территории Васильевского острова. Мне кажется символичным поставить памятник строителям там, где даже землю под ногами создали они.

Александр Орт, президент Группы компаний «ННЭ»:

– Это, конечно, правильно, что есть отраслевой профессиональный праздник строителей, есть храм строителей, есть памятник Царю-плотнику, который является первым представителем строительной профессии в Петербурге. Пришло уже время увековечить одно из древнейших занятий человечества в виде монумента. Что касается места для него – над этим нужно очень серьёзно подумать. С выбором и места, и замысла без мнения строительного сообщества не обойтись. Может, даже необходимо объявить конкурс среди строительных и проектных организаций. Самое главное – избежать банальных стамески и каски. Потому как стройка начинается глубоко под землёй и завершается высоко над ней. Памятник строителям может быть даже в виде интересного здания, в котором располагался бы музей. В нём собиралась бы информация об интересных объектах, материалах, изделиях, заслуженных строителях. Сегодня это всё есть в разных объединениях и крупных корпорациях. Собрать бы всё в одном месте – было бы хорошим подарком для отрасли.

Евгений Богданов, основатель проектного бюро Rumpu:

– Материалом для памятника мог бы логично послужить бетон с арматурой. А учитывая нынешние реалии, его вполне можно было бы установить где-нибудь в скверике у Смоленского кладбища или на самом кладбище. Мы сейчас не очень далеки от этой ситуации в отрасли при изменении законодательной базы, с одной стороны, и отсутствии финансирования – с другой.

Надежда Зотова, директор по маркетингу и рекламе строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест»:

– Одно из подходящих мест – дворик рядом с главным входом в Архитектурно-строительный университет на 2-й Красноармейской. Где же ещё размещать памятник строителям, как не возле альма-матер? Материал – конечно, медь, ведь нет сомнений, что памятник в скором времени станет символом для студентов, и тогда на нём появятся отполированные «на удачу» места. У филфака СПбГУ, к примеру, целый дворик таких фигур. С визуальным воплощением определиться всегда сложнее, ведь строитель – профессия важная и разносторонняя. Учитывая, что памятник зодчим Петербурга в городе уже есть, логично было бы в этом творении отразить немного другие смыслы. Возможно, это будет традиционный рабочий в каске, кладущий стену из кирпича. Возможно, современное переосмысление, к примеру, динамический рисунок из металлических прутьев. В любом случае лучший памятник строителям – созданные ими здания, и архитектурный ансамбль Петербурга только подчёркивает это.

Юлия Жалеева, руководитель отдела маркетинга и продаж ЖК «Триумф Парк»: 

– Этот памятник должен быть сделан, прежде всего, в честь людей, которые когда-то строили наш город и продолжают возводить его сегодня. Поэтому, на мой взгляд, уместно в проект заложить идею о трёх строителях, трёх фигурах, трёх вехах нашего города. Первая фигура – строитель царского времени, например, с деревянной лопатой как олицетворение основателей города, его исторической части, «золотого треугольника». Второй – рабочий в потёртой робе, строитель заводов и фабрик «серого пояса», его «трудовой» части. Это память о советском, послевоенном, ленинградском времени. И, наконец, современный девелопер (к примеру, мужчина в костюме, каске и с планшетом), который будет «рассказывать» о новых районах города. Они могут вместе, например, смотреть на Генеральный план современного Петербурга. Место для такого памятника – в развивающихся локациях, где сейчас активно ведётся застройка. Такая скульптурная композиция может стать точкой притяжения для жителей нового микрорайона.

Елена Морозова, заместитель директора по строительству АО «Международный аэропорт Шереметьево»:

– Где ставить памятник строителям – ну точно не в Лахте! Там и без того много всякого, а будет ещё больше. На мой взгляд, оптимальное место – где-нибудь в центре, чтобы были видны лучшие петербургские постройки и чтобы туристы мимо ездили. Лучше всего, наверное, в будущем парке, на месте несостоявшейся «Набережной Европы» и не построенного Судебного квартала. Как вариант – у Биржевого моста, там есть небольшой скверик. Каким он должен быть, мне судить трудно. Мне лично, например, очень нравится памятник Екатерине Великой в Михайловском садике: внушительная основная фигура и очень информативный постамент. Обязательно надо отразить, что стройка – дело коллективное, многонациональное, многоконфессиональное, разнополое. То есть нужен какой-то сильный главный образ — и дополняющая информационная часть.

Материалы должны воплощать идею надёжности и долговечности: гранит, бронза, наверное – сверхпрочная современная керамика.

Алексей Шаскольский, председатель правления Санкт-Петербургского регионального отделения Российского общества оценщиков:

– Конечно, памятник надо ставить на территории бывшего ГИПХа, где нам парк обещают. Назвать парк предлагаю «Тучков променад» (и место однозначно указывает, и петровские лингвистические заимствования уважит: чай, окно в Европу). Достойный, некичливый современный памятник-интерактив: Пётр передаёт бронзовый свиток, вроде как эстафетную палочку, современному строителю в каске; к свитку зевакам положено будет прикоснуться, чтобы обозначить преемственность… В абрис памятника внести интригу – чтоб с определённых ракурсов можно было бы видеть и Стрелку, и шпиль Петропавловского собора, и «Лахта-центр»…Полагаю, бронза как самый пластичный из респектабельных и долговечных…Но если из самого главного строительного компонента – из песка – тогда на пляже у Петропавловки…

Михаил Москвин, заместитель председателя правительства Ленинградской области:

– Мне, наверное, не совсем уместно на эту тему рассуждать: где и какой памятник ставить, пусть решают петербуржцы. Кроме того, если уж интересно моё мнение – памятник строителю в городе уже есть. И совершенно замечательный. Называется «Медный всадник»…

Виктор Богорад, художник:

– Это довольно странная идея. Строитель – одна из многочисленных городских профессий. Да, важная – но разве мы можем сказать, что учитель или врач менее важны? И где у нас памятники железнодорожникам, водопроводчикам, электрикам? Почему не увековечены сотрудники ЖЭКа? Боюсь, по городу трудно будет пройти из-за обилия монументов. Получается какой-то возврат в цеховое средневековье. Система цехов, каждый – со своей геральдикой. В период правления Валентины Ивановны была, кстати, идея поставить памятник чиновнику. Даже конкурс проводили, я какой-то эскиз нарисовал. Но так и не воплотили – из-за бюрократических проволочек, наверное. 

Дмитрий Некрестьянов, юрист, партнёр АБ «Качкин и Партнёры»:

– Размещение новых памятников в зонах охраны – дело довольно-таки непростое. Поэтому лучше – да и уместнее – было бы поставить его где-нибудь на намыве. И места много, и никому не мешает. Или в парке 300-летия, в Приморском районе: с учётом того, сколько там сейчас строят, было бы как раз в тему. Насчёт визуальных решений – тут я совсем не специалист. Могу лишь заметить, что люди в изображении современных скульпторов почему-то выглядят отвратительно. Особенно если сравнивать с античностью и Возрождением. Так что я в целом за какое-то условное решение – не потому что абстракция ближе, а просто из осторожности. Наверное, интересно было бы сочетать самые традиционные и новейшие материалы. И как-то обыграть их сочетание. Главное – чтобы не было ограды вокруг, забора или столбиков с цепями. Памятник в современном понимании – точка притяжения, эмоциональный центр. Важно, чтобы его можно было трогать, чтобы дети могли по нему лазать…

Материал опубликован на сайте NSP.ru 12.08.2019

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП

Cкачать VCARD
Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ