Комментарии в СМИ

«Владимир Путин велел разработать законопроект, который обяжет чиновников…»

Управляющий партнер «Качкин и Партнеры» Денис Качкин поделился своим мнением на тему нового законопроекта, связанного с попыткой сделать более строгой систему регулирования уровня дохода высокопоставленных лиц.

Владимир Путин велел разработать законопроект, который обяжет чиновников, депутатов и «силовиков» отчитываться не только о доходах, но и о тратах. Включая операции с недвижимостью и ценными бумагами. А группа депутатов попыталась внести в Думу законопроект о конфискации любого имущества, происхождение которого чиновник, обвиненный в коррупции, не может объяснить. Как вы думаете, это поможет снизить уровень злоупотреблений?

Александр ЗАХАРОВ,
директор по развитию АН «Итака»:
– Наверное, только теоретически. Сама идея великолепная, потому что другого инструмента все равно нет. Вопрос еще в том, какие расходы будут учитываться при выявлении злоупотреблений.
Сейчас имущество спокойно оформляется на подставных лиц, и ничто не мешает человеку проводить сделку от чужого имени. Эта схема ограничивается только количеством родственников. Есть и другой механизм, когда недвижимость оформляется на юрлицо. На машине можно ездить по доверенности.
В эффективности предлагаемых мер я сомневаюсь. Попадаться будут в основном несведущие, которые не знают обходных путей. Поэтому одной декларации недостаточно, должен быть постоянный механизм контроля.
Павел ПИКАЛЕВ,
руководитель представительства Penny Lane Realty в Петербурге:
– Я приветствую все антикоррупционные инициативы, которые в последнее время принимает руководство страны, но их действенность пока не вызывает оптимизма. К сожалению, у нас в любом законе можно найти лазейки. Поэтому нам нужны не столько законы, сколько политическая воля. Во всех остальных случаях благие намерения воспринимаются неоднозначно, особенно накануне выборов.
Надежда ПРОКОПЬЕВА,
ведущий специалист по рекламе и PR Parabola Group:
– По крайней мере, наши публичные политики теперь будут постоянно сдавать декларации об имуществе и доходах. Такая система контроля над государственными служащими уже давно существует во многих странах. Если в декларациях за какое-то количество лет имущество работника не фигурирует и вдруг оно появилось — это можно считать незаконным обогащением.
Денис КАЧКИН,
управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры»:
– Контролировать расходы чиновников нужно, и это должен быть целый комплекс мер как законодательного, так и правоприменительного характера. На мой взгляд, прежде надо полностью ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции, в частности ее двадцатую статью, которая обязывает государства установить уголовную ответственность за незаконное обогащение.
Самое главное — нужны громкие публичные процессы. Много. Чтобы боялись, тогда, может быть, подействует. Авторам законопроекта следует очень тщательно проработать механизмы отчетности и сбора информации. Идеально было бы сделать открытый информационный ресурс, на который могли бы подавать сведения простые граждане. И обязательность проверки этих данных с публикацией отчетов на этом же ресурсе.
Леонид САНДАЛОВ,
заместитель директора АН «Бекар»:
– Чиновники, как правило, регистрируют свое имущество на родственников. Поэтому конфискация не будет эффективной. Сложно представить, как будут отслеживаться доходы власть имущих. Необходимо разрабатывать процедуры, которые позволили бы контролировать буквально все операции чиновников с недвижимостью и дорогим имуществом.
Ян АБУБАКИРОВ,
генеральный директор ГК «ТЭТРА электрик»:
– Введение такого закона если не искоренит проблему, то, по крайней мере, снимет многие вопросы об источниках доходов чиновников. Для эффективной борьбы с коррупцией нужно знать их природу и иметь возможность проводить соответствующие проверки. Остается только надеяться, что депутаты, которым невыгодно расписывать свои траты, не будут тормозить принятие законопроекта.
Юлия САХАРОВА,
директор петербургского филиала HeadHunter:
– Вполне логичный ход. Для диагностики коррумпированности чиновника важно знать его бюджет, то есть не только доходы, но и расходы. Есть шанс, что подобные меры либо уменьшат количество злоупотреблений (слишком сложные и небезопасные схемы придется изобретать), либо сделают работу во власти менее интересной для потенциальных коррупционеров. Но помимо этого необходимо систематично пиарить работу чиновника, создавая образ служащего, привлекательный для молодежи не возможностью нажиться на взятках, а шансом принести пользу отечеству.
Вадим ВОЙТАНОВСКИЙ,
депутат Законодательного собрания Петербурга:
– Я — за. Вор должен сидеть в тюрьме. Необходимость декларировать не только доходы, но и расходы, безусловно, многим чиновникам даст повод задуматься. Любая ложь в такой декларации — это незаконное обогащение и уголовная ответственность с конфискацией имущества. Кому это понравится? И перспектива скандала, который обязательно скажется на репутации, мало привлекательна. Главное, чтобы соответствующие проверки проводили не сами чиновники, а налоговые органы. Тогда можно говорить об объективности.
Владимир МЕЧТАЕВ,
генеральный директор компании «Адвокат ФРЕММ»:
– Думаю, повлияет в сторону улучшения, но не сильно. Во всяком случае, панацеей это точно не станет. Радикально ситуация изменится только тогда, когда государство уменьшит влияние на экономические процессы.
Николай ГРАЖДАНКИН,
начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»:
– Теоретически законопроект хороший, но, боюсь, на практике он не поможет снизить уровень злоупотреблений. Коррумпированные представители власти всегда найдут, куда пристроить полученное, чтобы не отчитываться. Например, оформить недвижимость и ценные бумаги на родственников либо взятки брать не деньгами, а сразу услугами или товарами.
Александр ЮХАРЕВ,
генеральный директор портала Varendu.net:
– Чтобы эффективно бороться с коррупцией, одного законопроекта недостаточно. Нужно придумать такое наказание, которое было бы просто несопоставимо с выгодой. А еще важно отношение общества к коррупции. Ведь, уверен, почти никто не может похвастаться тем, что не дал когда-либо взятку сотруднику ДПС. Ведь так проще: дал деньги и поехал дальше. А вот когда мы будем давать ему взятку, а он не возьмет — тогда и будет результат.
Ксения МОРКОВКИНА,
директор по развитию строительной компании «Темп»:
– Вопрос о злоупотреблениях в среде власть имущих очень непростой, попытка его решить не может не вызывать уважения. Главное, чтобы принятый законопроект не подтолкнул коррупционеров к созданию новых, более изощренных схем незаконного обогащения. Если уж человек привык считать чужое своим, то его никакой закон не переубедит. Опять же не совсем понятно, о тратах какого размера должны отчитываться чиновники, не думаю, что будут проверять все чеки на покупки. Я не могу дать однозначной оценки предлагаемым мерам.
Как оптимист, конечно, хочу верить, что они позволят снизить уровень коррупции. Как реалист понимаю, что воплощение этого законопроекта в жизнь будет связано с большими сложностями.

Халмурат Касимов, Юлия Михеева, Галина Стащак, Роман Денисов, Андрей Некрасов

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ