Комментарии в СМИ
«Налоговым органам расширили полномочия по сбору данных о налогоплательщиках»
Старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко оценивает поправки в Налоговый кодекс РФ, связанные с отказом от исключения понятия «аудиторская тайна» из статьи о налоговом контроле.
Из финального текста закона было исключено положение, направленное на исключение слов «аудиторская тайна» из статьи НК о налоговом контроле.
Эксперты «АГ» неоднозначно оценили принятые изменения в Налоговый кодекс. С одной стороны, отказ от изъятия «аудиторской тайны» формален и закон негативно отразится на работе аудиторов и их отношениях с клиентами. С другой – закон может защитить налогоплательщиков от злоупотреблений на уровне территориальных инспекций.
Госдума приняла поправки в НК РФ, предоставляющие налоговым органам право на сбор, хранение и использование информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (законопроект № 96436-7).
Налоговый кодекс дополнен ст. 93.2, в соответствии с которой должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторской организации данные о налогоплательщике, полученные в ходе аудита, на основании решения руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти. Документы налоговым органом могут быть истребованы, в случае если налогоплательщик не представил такую информацию ФНС России в установленном порядке.
Важно отметить, что после принятия законопроекта в первом чтении в текст были внесены значительные изменения. Так, ранее «АГ» писала, что поправками предлагалось из п. 4 ст. 82 НК РФ исключить слова «аудиторскую тайну», чтобы налоговые органы имели право хранить и использовать по своему усмотрению информацию о налогоплательщиках, получаемую от аудиторов. Однако от внесения данного изменения было решено отказаться.
Комментируя принятый закон, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко напомнила, что, как следует из п. 4 ст. 82 НК РФ, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
«В первоначальной редакции законопроекта предлагалось исключить из данного пункта слова “аудиторскую тайну”. В тексте принятого закона от этой идеи формально решили отказаться, – обратила внимание юрист. – Однако, по сути, изъятие аудиторской тайны все равно оставили, установив, что в целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документов в ряде случаев, так что само по себе решение не исключать из п. 4 ст. 82 упоминание об аудиторской тайне не сильно отразится на интересах бизнеса».
Ольга Дученко заметила, что теперь налоговые органы смогут истребовать документы у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, при этом консалтеры без статуса аудитора не упоминаются. «Останется лазейка, – считает юрист. – Если клиент аудиторской организации захочет получить реальную оценку налоговых рисков, не боясь утечки информации, он сможет обратиться к услугам консалтинговых компаний без статуса аудитора».
Юрист добавила, что, как следует из пояснительной записки, принятые изменения потребовались для реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по итогам первой фазы обзора законодательства РФ в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения. «Вряд ли рассматриваемые изменения будут способствовать достижению прозрачности информации для целей налогообложения. Скорее наоборот, они будет стимулировать компании не раскрывать все данные аудиторам, что может негативно сказаться на оценке налоговых рисков, – отметила Ольга Дученко. – К тому же подобная мера, на мой взгляд, избыточна: у налоговых органов достаточно ресурсов и полномочий для всесторонней проверки деятельности налогоплательщика и его контрагентов».
Партнер юридической компании Taxology Михаил Успенский, комментировавший законопроект ранее, на этот раз также обратил внимание на поправку, касающуюся процедуры раскрытия аудиторской информации. «Будет необходима письменная санкция руководителя ФНС или его заместителя. Это позволит защитить налогоплательщиков от злоупотреблений на уровне территориальных инспекций», – уверен он.
По мнению юриста АБ «Леонтьев и партнеры» Екатерины Суховой, сохранение понятия аудиторской тайны в п. 4 ст. 82 НК РФ значимо для компаний, так как данная норма не позволит выйти налоговому органу за рамки своих полномочий при осуществлении налогового контроля. «Внесенные изменения в закон помогут снизить опасения участников бизнеса о возможном незаконном распространении информации о них как о налогоплательщиках, – считает юрист. – Кроме того, в законе конкретизирована процедура истребования документов у аудиторских организаций, что также придаст уверенность налогоплательщикам в том, что принцип налоговой тайны не будет нарушен».
В заключение Екатерина Сухова отметила, что закон о наделении ФНС правом получать от аудиторов информацию о налогоплательщиках может негативно отразиться на работе аудиторов и их отношениях с клиентами, так как налогоплательщик будет воспринимать аудитора как информатора и инструмент налогового органа до тех пор, пока не увидит данный закон в работе.
Оксана Оноприенко
Материал опубликован на сайте «Новой адвокатской газеты» 19.07.2018