Комментарии в СМИ
«Новые клиенты и талантливые кадры: что дают рейтинги региональным юрфирмам»
Управляющий партнер АБ «Качкин и Партнеры» Денис Качкин делится мнением об участии в юридических рейтингах.
Немосковские юридические компании стали активно участвовать в юридических исследованиях лишь в последние пять лет. Кто-то стал делать это по совету столичных коллег, другие хотели привлечь более крупных клиентов и выходить на федеральный уровень. Уже по ходу обнаружились и другие плюсы от такой активности: стало проще заманивать к себе талантливых молодых специалистов, да иностранные клиенты все чаще выбирают себе юридических подрядчиков в регионах напрямую, опираясь именно на цифры из рейтингов.
Куда и почему стали подаваться
Среди региональных юрфирм «старожилами» в юридических рейтингах выступают петербургские компании. Управляющий партнер АБ «Качкин и Партнеры» Денис Качкин рассказывает, что их бюро участвует в «Право.ru-300» с момента основания исследования (прим. ред. – 2010 год), а в BestLawyers, Chambers и Legal500 уже лет десять. Изначально мы вообще не думали, что рейтинги могут приносить практическую пользу, вспоминает юрист. По его словам, основными стимулами были совсем другие вещи: признание и попытка «осознать себя на цивилизованном рынке провайдеров юруслуг».
Немало тех, кто решился на подобный шаг по совету столичных консультантов. Так, самарскую Волга Лигал десять лет назад «подтолкнул» к участию в рейтингах партнёр Legal Stratagency Александр Хвощинский. А новосибирская Юсконсалт стала подаваться по рекомендации партнера ФБК Право Александра Ермоленко.
Не все начинали сразу с крупных федеральных отраслевых исследований. Новосибирское АБ Гребнева и партнеры сначала подалось в рейтинг екатеринбургского бизнес-еженедельника «Деловой квартал». Там подводили итоги работы неких юркомпаний по каким-то странным критериям, рассказывает управляющий партнер бюро Ирина Гребнева: «Кроме выручки, которая ничем не подтверждалась, учитывалась площадь офиса и количество клиентов». Юрист тогда связалась с редакцией этого издания и смогла донести свою позицию о важности совершенно других показателей. Методологию рейтинга в итоге поменяли.
Есть и те, кто «пошел» сразу в международные исследования, но таких единицы. К ним относится петербургская Дювернуа Лигал , которая с 2008 по 2013 годы являлась ассоциированной юрфирмой с SNR Denton. Мы узнали, что коллеги подаются в Legal 500, ChambersPartners и BestLawyers, потому решили за компанию попробовать свои силы, признается партнер рульфа Александр Арбузов.
Большинство опрошенных нами руководителей региональных юрфирм говорят, что стали подаваться в рейтинги лишь в последние пять лет. Это подтверждает и статистика исследования «Право.ru-300». Для него в 2016 году прислали свои анкеты лишь 64 нестоличные фирмы, а в 2020-м их число выросло более чем в два раза – заявки поступили от 135 компаний. Связано это еще и с «возрастом» компаний. У многих он составляет пять лет или немногим больше. Правда, именно такие команды стали подаваться в рейтинги наиболее осознанно. Изучая правила игры на юррынке, поняли, как важна независимая сторонняя оценка нашей команды авторитетными и опытными коллегами, объясняет управляющий партнер Прецедент консалтинг Станислав Петров.
А в нижегородской Nasonov, Pirogov & Partners прекрасно понимали, что без значительного стартового финансового ресурса или крупных клиентов выделяться на рынке очень сложно. Отличаться качеством услуг тоже было недостаточно, а рейтинги показались отличным механизмом для демонстрации рынку наших компетенций, говорит их управляющий партнер Алексей Насонов. Похожим образом рассуждали и в петербургской Forte Tax & Law . По словам партнера этой юрфирмы Антона Кабакова, они сразу решили подаваться во все рейтинги, чтобы заявить о себе вовне: «В 2017 году, когда мы создали фирму, то были не на слуху, а через рейтинги стали сообщать рынку, что, несмотря на свою молодость, уже многое можем и делаем». Тем более, в юридической сфере продавать сложные и большие проекты молодому бренду практические нереально, добавляет партнер петербургской CLAIMS Екатерина Проничева: «Поэтому попадание в рейтинг является некой гарантией для клиента, что тебе можно доверять».
Генеральный директор краснодарской НЮК Митра Юрий Мирзоев говорит, что они стали готовить первые заявки в юррейтинги, когда решили выйти на федеральный уровень: «До этого были сосредоточены на том, чтобы зарекомендовать себя как профессионалы. Тем более, что начинали работать в достаточно консервативном регионе – на Северном Кавказе». Кому-то и вовсе оказалось просто интересно посостязаться с крупнейшими юрфирмами, работающими в России. Нам самим стало любопытно, как небольшая компания с преимущественно региональным рынком сбыта будет конкурировать с известными рульфами по значимости, качеству и масштабу рабочих проектов, поясняет управляющий партнер красноярской Mazka, Metelkin, Bushmin & Partners Иван Мазка.
Основные выгоды юрфирм
Сегодня у юрфирм есть много стимулов, чтобы участвовать в отраслевых рейтингах. Во-первых, присутствия там требуют почти все значимые закупки и квалификационные отборы юридических подрядчиков, отмечает Качкин. Речь обычно идет о трех ключевых исследованиях – Chambers, Legal500 и (или) Право.ру. Юристы-инхаусы даже перед начальством свой выбор сторонних консультантов аргументируют их местами в рейтингах, добавляет управляющий партнер АБ Адвокатское бюро «Q&A» Станислав Бобков, ссылаясь на опыт их бюро.
Благодаря такому признанию повышается узнаваемость бренда. И не только среди российских клиентов. Иностранцы на этот аспект обращают даже больше внимания, считает Арбузов. Но не нужно ждать, что после попадания в какой-то конкретный рейтинг завтра на пороге офиса будет очередь из доверителей, предупреждает Мирзоев: «Это просто дополнительное подтверждение вашей квалификации».
Вместе с тем, владельцам предприятий из небольших городов, которые мало понимают в юриспруденции, все юристы кажутся похожими друг на друга. Таким предпринимателям трудно оценить качество и надёжность работы консультантов, подчеркивает Петров. Поэтому популяризация рейтингов будет на пользу и потенциальным клиентам, уверен эксперт. Тем более, что в последние несколько лет доверители стараются более осознано подходить к выбору консультантов, замечает управляющий партнер ЛЕКСФОРТ Дмитрий Жихаренко: «Изучают информацию о компании, в том числе ее присутствие в рейтингах».
За последние пару лет несколько клиентов Claims сказали, что лидирующее место юрфирмы в рейтинге являлось одним из критериев для обращения именно к нам, рассказывает Проничева. Несколько бизнесменов аналогичным образом выбрали Юсконсалт. По такой же причине несколько доверителей пришли и в Волга Лигал. Правда, в основном речь идет о некрупных проектах, делится Сычев. Рекомендации все еще остаются основой для формирования клиентской базы, признает Насонов.
Для партнеров заполнение заявок в юррейтинги – удобный формат подведения промежуточных итогов работы юрфирмы. Сразу видно, что удалось за год, как и в какой отрасли масштабировались, где преуспели, а где следует поднажать, перечисляет Мазка. Мы смотрим, как наш профессиональный опыт соответствует нашим амбициям регионального лидера рынка, объясняет Гребнева. Без необходимости формировать заявку мы подобную работу проводили, но не с такой периодичностью и тщательностью, соглашается с коллегами Жихаренко.
Да и для самих сотрудников попадание их компании в рейтинг – нематериальный мотиватор, уверен Ветров. Юридическая работа предполагает большой запас эмоциональной и моральной прочности. Выгорание – наш худший враг, говорит Насонов. Поэтому он советует использовать то, что дает дополнительные силы, драйв и уверенность в собственной значимости.
Правда, есть и другое мнение о роли подобных исследований. Управляющий партнер петербургской ЮФ Варшавский и партнеры Владислав Варшавский не видит явно выраженного эффекта от участия в рейтингах. По его мнению, попадание туда – лишь часть имиджа юркомпании.
Что еще дает место в рейтингах
Неочевидные плюсы от участия в рейтингах для всех разные. Петров к ним относит дисциплинирующий и мотивирующий эффект: «Попав один раз туда, ты уже не можешь позволить себе ни зазнаться, ни расслабиться».
Благодаря присутствию там повышается узнаваемость и лояльность со стороны коллег, обращает внимание Насонов. Учитывая, что юриспруденция склонна быть высокомерной, я изначально предполагал, что соревновательность будет достаточно агрессивной, вспоминает эксперт. Но он ошибся. Общение с конкурентами независимо от позиций, групп и номинаций происходит в прекрасной атмосфере, подчеркивает управляющий партнер ЮФ Nasonov,Pirogov&Partners.
Попадание в рейтинг усиливает и HR-бренд юрфирмы. Мазка рассказывает, что потенциальные работники обращают внимание на места компании там, когда идут устраиваться в консалтинг. Удается привлечь в команду более амбициозных, энергичных и в целом более эффективных коллег, утверждает Варшавский: «Такие люди в своем большинстве уже понимают, в какую компанию они приходят на работу и что от них ожидают». От соискателей мы все чаще слышим, что присутствие наших юристов в рейтингах привлекает молодых специалистов, добавляет Проничева.
Будут ли участвовать дальше
Все опрошенные нами юристы подтвердили, что продолжат подаваться в рейтинги. Более того, мотивация у нас куда выше, чем у многих топов, для которых попадание на верхние строчки уже рядовое событие, подчеркивает Насонов. Тем более, что международные проекты все чаще приходят к нам с помощью рейтингов, замечает Сычев: «Иностранные клиенты стали ещё более экономными и ищут консультантов напрямую в регионах».
С каждым годом число юридических рейтингов растёт. В прошлом году свое первое исследование по этой отрасли выпустил Forbes. Поэтому надо еще научиться грамотно решать, куда стоит подаваться, а куда – нет, замечает Бобков.
Ведь подготовка заявок отнимает колоссальное количество ресурсов не только у бэкофиса компании, но и юристов, которые вынуждены готовить многостраничные анкеты, регулярно их проверять, корректировать и дополнять. Проблема еще и в том, что мы нагружаем наших любимых и весьма занятых клиентов регулярной и ненужной им излишней суетой, связанной с заполнением отзывов и участием в многочисленных интервью, констатирует Качкин. Мне кажется, что рынок сегодня перегрет рейтингами, резюмирует он: «Мы, пусть пока и в шутку начинаем уже обсуждать необходимость рейтинга рейтингов».
Алексей Малаховский
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург