Новое в регулировании

Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 2 квартал 2018 года

В настоящий обзор включены принятые и опубликованные нормативно-правовые акты, письма и разъяснения государственных органов, а также проекты федеральных законов, уже принятых как минимум во втором чтении.

I. ТАМОЖЕННЫЙ, ЭКСПОРТНЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Подробнее

Указ Президента РФ от 08.05.2018 N 207 «О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085»

ФСТЭК России поручено установление норм и требований, касающихся противодействию техническим разведкам и технической защиты информации.

Настоящим Указом внесены изменения в Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденное Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085, в части наделения ФСТЭК России полномочиями устанавливать в пределах своей компетенции нормы и требования, касающиеся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Начало действия документа — 08.05.2018.

Постановление Правительства РФ от 04.04.2018 N 407 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам экспортного контроля»

Участники ВЭД могут оформлять документы в сфере экспортного контроля в электронной форме.

Правительство РФ утвердило изменения в ряд нормативно-правовых актов Правительства в сфере экспортного контроля, предусматривающие возможность оформления в электронной форме ряда документов в сфере экспортного контроля: одноразовой лицензии ФСТЭК на ввоз/вывоз товаров и технологий, разрешений Комиссии по экспортному контролю, и иных документов. Указанные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Начало действия документа — 17.04.2018.

Постановление Правительства РФ от 27.04.2018 N 513 «О внесении изменения в Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля»

Правительство РФ уточнило порядок представления подтверждающих документов при осуществлении валютных операций по перемещению товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Уточнено, что подтверждающие документы (их копии), связанные с проведением валютных операций по перемещению товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и необходимые для совершения таможенных операций, представляются в таможенные органы в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле.

Уточнения вызваны заключением Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) и Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11 апреля 2017 года).

Начало действия документа — 06.05.2018.

II. НАЛОГИ

Подробнее

Федеральный закон от 23.04.2018 N 95-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Установлены налоговые льготы для создателей анимационного кино.

В Налоговый кодекс внесены изменения, устанавливающие льготы по уплате страховых взносов для российских организаций, осуществляющих создание анимационного кино (анимационной аудиовизуальной продукции), при условии соответствия организации определенным критериям.

Вновь созданная организация для получения льготы должна получать не менее 90 % доходов (по итогам отчетного периода) от реализации анимационного кино, предоставления на него лицензий, оказания услуг (работ) по его созданию, а также от субсидий, полученных на производство, продвижение, прокат и показ анимационного кино. Кроме того, такая организация должна получить документ, подтверждающий нахождение организации в реестре организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции и иметь среднесписочную численность работников за отчетный период не менее семи человек.

Организация, не являющейся вновь созданной, должна подтвердить соответствие указанным выше критериям в течение девяти месяцев, предшествующих периоду получения льготы.

Для организаций, осуществляющих создание анимационного кино и соответствующих указанным выше критериям, установлены пониженные тарифы по уплате взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование – в размере 8 % вместо 22 % и 10 % [1];
  • на обязательное медицинское страхование – в размере 4 % вместо 5,1 %;
  • на обязательное социальное страхование – в размере 2 % вместо 2,9 %.

Кроме того, предоставление лицензий на использование объектов авторских прав, входящих в состав анимационного фильма (персонажей, музыкальных произведений, иных объектов), получившего удостоверение национального фильма, освобождено от НДС.

Начало действия документа — 23.04.2018 (за исключением положения о льготе по НДС которое вступает в силу 01.07.2018).

Письмо ФНС России от 27.04.2018 N БС-4-11/8207 «Об обложении страховыми взносами выплат, производимых организацией в пользу физического лица по договору о предоставлении в пользование (в аренду) доменного имени»

ФНС России дало разъяснения, что выплаты, производимые организацией в пользу физического лица по договору о предоставлении в пользование (в аренду) доменного имени, не подлежат обложению страховыми взносами.

ФНС России поясняет, что согласно пункту 4 статьи 420 НК РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 — 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 — 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса.

Так как доменное имя не относится к результатам интеллектуальной деятельности, в соответствии с пунктом 1 статьи 1252 ГК РФ, следовательно, не подпадает под установленные исключения и поэтому выплаты в связи с предоставлением в пользование доменного имени не подлежат обложению страховыми взносами.

Письмо ФНС России от 04.06.2018 N БС-4-11/10685@ «О порядке налогообложения доходов физических лиц»

ФНС России в Письме указал на необходимость обложения НДФЛ дохода физических лиц от операций с криптовалютами.

ФНС России указывает, что законодательством РФ не определен правовой статус криптовалют, а также не установлены особенности налогообложения операций с ними. ФНС России предлагает до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца первого подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса. Таким образом, налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют должна определяться в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.

Закон Санкт-Петербурга от 14.06.2018 N 316-63 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах»

В Санкт-Петербурге установлены налоговые льготы для компаний – экспортеров ПО, владельцев дата-центров и другой ИТ-инфраструктуры.

В Санкт-Петербурге приняты поправки в Закон «О налоговых льготах», касающиеся предоставления налоговых льгот компаниям — экспортерам ПО и владельцев дата центров и другой ИТ-инфраструктуры. Получить льготы могут только компании, состоящие на налоговом учете на территории Санкт-Петербурга.

Для получения льготы, связанной с экспортом ПО компания должна получать не менее 90% доходов от разработки ПО и не менее 70 % от таких от доходов от продажи ПО должно поступать от экспорта ПО.

Для получения льготы, связанной с организацией и поддержкой ИТ-инфраструктуры, компания должна осуществлять деятельность по управлению компьютерным оборудованием и (или) деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и иную связанную с этим деятельность, причем компания должна получать не менее 70 % дохода от такой деятельности. Кроме того, компания должна осуществить в течение трех лет вложения в ИТ-инфраструктуру (недвижимость, оборудование) на сумму от 500 млн. рублей.

При соблюдении перечисленных выше условий, компании имеет право на налоговую ставку по налогу на прибыль в размере 12,5 % (13,5 после 2020 года), вместо ставки 18 %, предусмотренной по общему правилу.

Закон вступает в силу 15.07.2018 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2018.

[1] В соответствии со ст. 426 НК РФ в 2017-2020 годах тариф на обязательное пенсионное страхование установлен в размере 22 % в пределах установленной предельной величины базы для определения страховых взносов и 10 % — свыше установленной предельной величины базы для определения страховых взносов.

III. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Подробнее

Информационное сообщение ФСТЭК России от 06.06.2018 N 240/13/2549 «О некоторых вопросах по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»

ФСТЭК России разъяснил вопросы обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах.

ФСТЭК России информирует, что обработка персональных данных не является лицензируемым видом деятельности. Вместе с тем оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных. Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивает оператор этой системы, который обрабатывает персональные данные, или лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора на основании заключенного с этим лицом договора. Для выполнения работ по обеспечению безопасности персональных данных могут привлекаться на договорной основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

IV. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Подробнее

«Рекомендации по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по внесению изменений в государственные реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов Российской Федерации, а также в патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец» (утв. Роспатентом 29.03.2018)

Роспатент утвердил рекомендации по внесению изменений в государственные реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также в патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец.

Роспатентом утверждены рекомендации для Федерального института промышленной собственности (ФИПС) по внесению изменений в государственные реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также в патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Указанные рекомендации направлены на более детальное разъяснение процедуры внесения изменений в государственные реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и в соответствующие патенты в той части, в которой они не урегулированы ст. 1232, ст. 1393 ГК РФ и соответствующим административным регламентом Роспатента [1]. Рекомендации касаются приема и регистрации заявлений, рассмотрения таких заявлений, внесения изменений в соответствующий реестр или патент по итогам рассмотрения заявления и официальной публикации сведений о внесении изменений в соответствующий реестр.

[1] Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2015 N 811 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по внесению изменений в государственные реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов Российской Федерации, а также в патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец»

V. ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЯ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

Подробнее

Федеральный закон от 23.04.2018 N 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

В случае неисполнения решения суда об удалении информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию, соответствующий источник такой информации в сети «Интернет» может быть заблокирован на территории РФ.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» дополнен положениями, предусматривающими право судебного пристава-исполнителя вынести постановление об ограничении доступа к информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию, если лицо, на которое решением суда возложена обязанность по удалению такой информации, не исполнило данную обязанность в установленный срок. Предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель направляет соответствующее постановление в Роскомнадзор, который в свою очередь на основании данного постановления вносит источник информации в реестр запрещенных сайтов. Корреспондирующие поправки внесены в статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Начало действия документа — 23.04.2018.

Федеральный закон от 27.06.2018 N 155-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Принят закон об административной ответственности за неисполнение требований, связанных с запретом обеспечивать использование информационных сетей для обхода блокировок

Закон вводит административную ответственность за неисполнение оператором поисковой системы обязанности по подключению к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также за неисполнение обязанности по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей указанной поисковой системы сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и неисполнение обязанности по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей указанной поисковой системы сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в сети «Интернет», доступ к которым ограничен на основании соответствующего решения Московского городского суда, или копий заблокированных сайтов.

За данные правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц – в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, и на юридических лиц – в размере от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.

Также устанавливается административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение в сети Интернет программно-аппаратных средств доступа к заблокированным информационным ресурсам, данных, позволяющих идентифицировать владельца программно-аппаратных средств доступа к таким информационным ресурсам, или сведений об уведомлении владельца программно-аппаратных средств доступа к заблокированным информационным ресурсам, о необходимости размещения данных, позволяющих идентифицировать владельца (размер административного штрафа для граждан — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 тысяч до 300 тысяч рублей).

Начало действия документа — 26.09.2018.

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями»

Закреплены правила взаимодействия информационных систем организаций, не являющихся медицинскими, с информационными системами медицинских организаций.

Правительство РФ утвердило правила взаимодействия информационных систем организаций, не являющихся медицинской (сервисов записи на прием к врачу, систем телемедицинских технологий, сервисов доступа к информации) с единой информационной системой в сфере здравоохранения, информационными системами в сфере здравоохранения медицинских организаций. В том числе, устанавливаются требования к программно-техническим и лингвистическим средствам, предъявляемые к информационным системам в сфере здравоохранения лиц, не являющихся медицинскими организациями, в том числе, к информационным системам, используемым для применения телемедицинских технологий. За использование информационной системы, не соответствующей данным требованиям, медицинская организация может быть привлечена к ответственности.

Начало действия документа — 24.04.2018.

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 446 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации в целях внедрения в 2018 году медицинских информационных систем, соответствующих устанавливаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации требованиям, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» и Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 659-р

Установлены правила о предоставлении денежных средств в целях внедрения медицинских информационных систем.

Правительство РФ утверждены правила предоставления денежных средств из резервного фонда Правительства РФ субъектам РФ в целях финансирования деятельности государственных и муниципальных медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, по внедрению медицинских информационных систем. Финансирование предоставляется на внедрение расписаний приема врачей в электронном виде, обеспечения возможности удаленной записи на прием к врачу, ведения электронных медицинских карт, обмена медицинской документаций в электронном виде между медицинскими организациями.

Начало действия документа — 24.04.2018.

В рамках утвержденных правил распоряжением Правительства РФ принято решение о предоставлении 2 миллиардов рублей межбюджетных трансфертов.

Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 г. N 445 «Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи»

Во исполнение «закона Яровой» утверждены правила хранения операторами голосовой информации и текстовых сообщений пользователей.

С 1 июля 2018 года вступают в силу утвержденные Правительством РФ правила хранения текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи.

В частности, установлено, что хранение оператором такой информации должно осуществляться в принадлежащих ему технических средствах накопления информации на территории Российской Федерации. При этом, использование технических средств накопления информации, принадлежащих другому оператору допускается по согласованию с уполномоченным подразделением ФСБ России.

Указанная информация должна храниться в полном объеме в течение 6 месяцев с даты окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.

При этом в отношении операторов телематических услуг связи и услуг по передаче данных (за исключением услуг по передаче голосовой информации) установлены особые правила. До 01.10.2018 указанные операторы могут не хранить передаваемую пользователями информацию, а с 01.10.2018 операторы должны хранить информацию в том объеме, который занимает переданная (отправленная и полученная) пользователями информация в течение 30 дней до момента ввода технических средств хранения информации в эксплуатацию. При этом указанный объем должен увеличиваться ежегодно на 15 % в течение 5 лет.

Установлена также обязанность операторов сохранять конфиденциальность полученной информации в соответствии с требованиями, утвержденными Минкомсвязи.

Начало действия документа — 01.07.2018.

Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 N 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения»

Правительство РФ утвердило положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

Постановлением устанавливаются правовые основы функционирования Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ), в том числе задачи системы, основные функции, порядок доступа к информации, порядок и сроки представления и обмена информации, операторов и участников системы и т.д.

Положение, в части, касающейся представления информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, не применяются в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения до 1 января 2019 г., если такие медицинские организации ранее не приняли решения о представлении информации в указанную систему.

Начало действия документа — 15.05.2018, при этом нормы постановления о предоставлении информации в единую государственную систему медицинскими организациями частной системы здравоохранения не применяются до 01.01.2019, если только такие медицинские организации сами ранее не приняли решение о предоставлении информации.

Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 N 728 «Об утверждении Правил хранения организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текстовых сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Во исполнение «Закона Яровой» Правительством также утверждены правила хранения пользовательской информации организаторами распространения информации.

Установлено, что организатор распространения информации хранит информацию о пользователях, которых можно идентифицировать как находящихся на территории РФ (по IP-адресу, номеру телефона и географическим метаданным), как граждан РФ (на основании указанного документа, удостоверяющего личность), или в отношении которых организатору распространения информации поступило прямое указание от уполномоченных государственных органов.

Организатор распространения информации должен хранить все электронные сообщения таких пользователей в полном объеме в течение 6 месяцев с момента отправки, приема, доставки, передачи, обработки таких сообщений.

Начало действия документа – 01.07.2018.

Приказ ФСТЭК России от 03.04.2018 N 55 «Об утверждении Положения о системе сертификации средств защиты информации»

С 1 августа 2018 года вступает в силу Положение о системе сертификации средств защиты информации

Утвержденное приказом ФСТЭК России Положение определяет состав участников системы сертификации средств защиты информации, к ним относятся:

  • федеральный орган по сертификации;
  • организации, аккредитованные ФСТЭК России в качестве органа по сертификации (далее — органы по сертификации);
  • организации, аккредитованные ФСТЭК России в качестве испытательной лаборатории (далее — испытательные лаборатории);
  • изготовители средств защиты информации.

Положение также определяет организацию и порядок сертификации продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, являющейся государственным информационным ресурсом и (или) персональными данными, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, подлежащей сертификации в рамках указанной системы.

В частности, Положение устанавливает следующие средства, подлежащие сертификации:

  • средства противодействия иностранным техническим разведкам, а также средства контроля эффективности противодействия иностранным техническим разведкам;
  • средства технической защиты информации, включая средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности технической защиты информации;
  • средства обеспечения безопасности информационных технологий, включая защищенные средства обработки информации.

Также Положение подробно регламентирует схему сертификации средств защиты информации, порядок проведения сертификации, принятие решения о проведении сертификации, сертификационные испытания и пр.

Начало действия документа — 01.08.2018.

«Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Управление риском нарушения информационной безопасности при аутсорсинге» СТО БР ИББС-1.4-2018» (утв. Приказом Банка России от 06.03.2018 N ОД-568)

Утвержден стандарт управления риском нарушения информационной безопасности участника банковской системы при аутсорсинге его отдельных функций.

Центральный банк утвердил стандарт обеспечения информационной безопасности при передаче участником банковской системы отдельных бизнес-функций сторонним организациям. Стандарт регулирует управление риском нарушения информационной безопасности в таких случаях, в том числе оценку такого риска, требования к оценке привлекаемых сторонних организаций, требования к содержанию соглашения с такими организациями.

Стандарт вступает в силу с 01.07.2018.

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 9 апреля 2018 г. № 18-2/0579 О разъяснении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий

Министерством здравоохранения подготовлены разъяснения по вопросам применения телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи

Министерство здравоохранения подготовило и направило разъяснения по отдельным вопросам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. В частности, ведомство указывает, что оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности. Соответственно при оказании медицинской помощи с применением телемедицинской технологии необходимо руководствоваться стандартами (в том числе по оснащению кабинетов), предусмотренными для конкретного вида медицинской деятельности.

Кроме того, Министерством здравоохранения разъяснено, что Единая система идентификации и аутентификации должна использоваться во всех случаях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, в том числе, в случае оказания анонимной медицинской помощи.

Информационное сообщение ФСТЭК России от 04.05.2018 N 240/22/2339 «О методических документах по вопросам обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры Российской Федерации»

ФСТЭК России указывает, какие методически документы необходимо принимать во внимание для моделирования угроз безопасности информации на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ

В связи с признанием утратившими силу Общих требований и Рекомендаций по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, ФСТЭК России сообщает, что Базовая модель угроз безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, а также Методика определения актуальных угроз (утвержденные ФСТЭК России 18.05.2007) могут применяться для моделирования угроз безопасности информации на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ до утверждения ФСТЭК России соответствующих методических документов.

VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ИТ-СФЕРЕ

Подробнее

Федеральный закон от 23.05.2018 N 118-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

С 1 сентября 2018 года вступает в силу закон, которым вводится обязательность экспертизы программ для ЭВМ, используемых для расчетного моделирования процессов, влияющих на безопасность ядерных установок

Настоящий федеральный закон устанавливает, что если в целях подготовки документов, обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, и (или) фактического состояния объекта использования атомной энергии необходимо построение расчетных моделей процессов, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, для их построения используются программы для электронных вычислительных машин, прошедшие экспертизу в организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, определенной данным органом. Указанная экспертиза проводится за счет средств ее заказчика. Порядок проведения указанной экспертизы устанавливается уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.

Предметом указанной экспертизы является оценка возможности использования представленных на такую экспертизу программ для электронных вычислительных машин в целях построения расчетных моделей.

Начало действия документа – 01.09.2018

Федеральный закон от 27.06.2018 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»

Закреплено понятие промышленных технопарков, а также требования к их деятельности

Указанным Федеральным законом вводится понятие промышленных технопарков. Согласно закону, к промышленным технопаркам относятся «объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов и управляемые управляющей компанией — коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Управление промышленным технопарком должно осуществляться управляющей компанией – специально созданной коммерческой или некоммерческой организацией.

Установлено, что промышленный технопарк и его управляющая компания должны соответствовать требованиям, утвержденным Правительством РФ (пока не установлены). В этом случае к промышленному технопарку могут быть применены меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленные Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации».

Начало действия документа – 08.07.2018.

Федеральный закон от 27.06.2018 № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 33 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Федеральный закон, о внесении изменений в ряд законодательных актов, предусматривающих возможность признания информационных систем объектами концессионных соглашений и ГЧП.

Согласно закону программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе государственные информационные системы) и (или) сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо совокупность указанных объектов, либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими такими объектами и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности, предусмотренной концессионным соглашение могут быть признаны объектами концессии и ГЧП.

Начало действие документа – 08.07.2018.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2018 г. N 403 «Об утверждении Правил организации и проведения технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы и Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на организацию и проведение технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению»

Закреплен порядок проведения конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы и условия их финансирования

Правительство РФ утвердило порядок проведения открытых конкурсов по решению научно-технологических проблем, направленных на реализацию приоритетов научно-технологического развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642. Непосредственная организация таких конкурсов возложена на Российскую венчурную компанию. По итогам проведения конкурсов предполагается выплата денежных призов.

Начало действия документа — 18.04.2018.

Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2018 г. N 576-р

Разработан план совершенствования законодательства и устранения административных барьеров в сфере регулирования беспилотных авиационных систем.

Правительство РФ разработало и утвердило план мероприятий по совершенствованию законодательства и устранения административных барьеров в целях реализации положений Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет», в сфере регулирования беспилотных авиационных систем. Например, планируется исключить грузовые и пассажирские перевозки беспилотными летательными аппаратами из перечня лицензируемых видов деятельности (п. 12 Плана мероприятий), распространить на государственные меры поддержки в сфере авиации на беспилотные авиационные системы (п. 19 Плана мероприятий). Срок реализации мероприятий установлен до 2035 года.

Начало действия документа — 03.04.2018.

Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности»

Постановлением Правительства РФ определено, что на Минкомсвязь России и Казначейство России возлагаются полномочия по осуществлению централизованных закупок программного обеспечения для государственных органов

Правительство РФ определило, что за планирование закупок офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности, определение поставщиков, заключение госконтрактов, их исполнение для федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ должно осуществляться Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, те же действия в отношении закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета — Федеральным казначейством.

Также определены правила взаимодействия Минкомсвязи России и Казначейства России с госорганами при планировании и осуществлении централизованных закупок.

Также Минкомсвязи России поручено обеспечить предварительное тестирование отечественного офисного программного обеспечения, программного обеспечения в сфере информационной безопасности для подтверждения его соответствия заявленным в документации функциональным и техническим характеристикам.

Государственные органы предлагать идеи по совершенствованию используемого ими программного обеспечения, закупленного централизованно.

Начало действия документа — 21.06.2018.

VII. ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Подробнее

Федеральный закон от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»

Принят федеральный закон, предусматривающий ответные меры воздействия на недружественные действия США и иных иностранных государств в отношении России

Закон предполагает в целях защиты интересов и безопасности Российской Федерации, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод граждан Российской Федерации от недружественных действий Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств введение перечня мер воздействия, которые могут быть приняты в отношении Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации.

К таким мерам воздействия федеральный закон относит:

1) прекращение или приостановление международного сотрудничества Российской Федерации, российских юридических лиц с недружественными иностранными государствами, организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, в отраслях в соответствии с решением Президента Российской Федерации;

2) запрет или ограничение на ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государства либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольные недружественным иностранным государствам или аффилированные с ними. Перечень таких продукции и (или) сырья определяется Правительством Российской Федерации;

3) запрет или ограничение на вывоз с территории Российской Федерации продукции и (или) сырья организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, гражданами недружественных иностранных государств. Перечень таких продукции и (или) сырья определяется Правительством Российской Федерации;

4) запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними. Перечень видов таких работ, услуг определяется Правительством Российской Федерации;

5) запрет или ограничение на участие организаций, находящихся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных недружественным иностранным государствам или аффилированных с ними, граждан недружественных иностранных государств в приватизации государственного или муниципального имущества, а также в выполнении ими работ, оказании ими услуг по организации от имени Российской Федерации продажи федерального имущества и (или) осуществлению функций продавца федерального имущества;

6) иные меры в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

В первоначальной редакции федерального закона предполагалось также в качестве мер воздействия ввести запрет на допуск или ограничение допуска технологического оборудования и программного обеспечения, происходящих из Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств, по перечню таких оборудования и обеспечения, определенному Правительством Российской Федерации, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юридических лиц; исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации, правообладателями которых являются граждане Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств, организации, находящиеся под юрисдикцией Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств, а также организации, в капитале которых прямо или косвенно, в том числе через третьих лиц (преобладающее участие более 25 процентов в капитале), участвуют организации, находящиеся под юрисдикцией Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств и др. меры. От данных мер в итоговой редакции закона отказались.

Однако перечень мер воздействия является открытым, и предполагается возможность их введения решением Президента России.

Начало действия документа — 04.06.2018.

Приказ Минкомсвязи России от 30.01.2018 N 24 «Об утверждении Правил применения оборудования электропитания средств связи»

Утверждены новые требования к оборудованию электропитания средств связи и правила применения такого оборудования

Минкомсвязи России установил новые требования к оборудованию электропитания средств связи, в том числе технические требования к оборудованию, требования к установкам питания постоянного и переменного тока, требования к преобразователям постоянного напряжения, требования по устойчивости оборудования к воздействию климатических и механических факторов. Приказ вступает в силу 18.10.2018, с этого момента действующий Приказ Мининформсвязи России от 03.03.2006 N 21 «Об утверждении Правил применения оборудования электропитания средств связи» утрачивает силу.

Начало действия документа — 18.10.2018.

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ